Курсовая с практикой на тему Особенности агрессии в младшем школьном возрасте.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
2.1. Организация и методы исследования. 2
2.2. Результаты исследования. 3
2.3. Анализ и интерпретация исследования. 13
Заключение. 15
Список литературы.. 17
Приложение. 18
Введение:
Заключение:
Анализ научной литературы по
теме исследования позволил достигнуть цели исследования и решить поставленные
задачи. Современная психология представлена различными подходами и
направлениями, затрагивающими проблемы агрессии. Агрессию можно рассматривать
как целесообразную форму поведения, способствующую выживанию и адаптации
индивида. Агрессия в различных исследованиях выступает и в качестве поведения,
не соответствующего позитивной сущности человека, поэтому и рассмотрение
механизмов агрессии представляет собой особую сложность.
Причиной агрессивности детей может служить эмоциональное безразличие
родителей к детям, страхи наказания; внутренняя неудовлетворенность ребенка
собственным статусом в группе сверстников; страхи нападения и ощущения тревоги;
неудовлетворенная потребность ребенка в общении и любви. Среди причин детской
агрессивности можно выделить «семейные», «личные», «ситуативные», тип
темперамента и особенности характера, социальные причины.
Психологическая
коррекция агрессивного поведения детей должна носить комплексный, системный
характер и учитывать основные характерологические особенности агрессивных
детей, и в первую очередь, такие, как: отсутствие контроля над своими эмоциями;
ограниченный набор поведенческих реакций в проблемных для них ситуациях;
отсутствие эмпатии и высокий уровень личностной тревожности.
По тесту тревожности выраженными факторами являются такие, как фрустрация
потребности в достижении успеха; страх самовыражения; страх ситуации проверки
знаний; проблемы и страхи в отношениях с учителями. У большинства учеников
отсутствуют признаки школьной тревожности, однако есть ученики с повышенным уровнем
тревожности.
По методике «Кактус» одна треть учеников показали повышенный уровень
агрессивности, что доказывается наличием в изображении острых иголок, сильной
степенью нажатия на карандаш при рисовании.
По методике «Лесенка» у детей доминирует адекватная самооценка, однако в выборке
присутствуют ученики с завышенной и заниженной самооценкой.
В результате организации наблюдения за детьми по опроснику «Ребенок
глазами взрослого» выявлено что у доминирующего количества учеников нет
опасности закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как
патохарактерологических; в то же время в группе присутствуют учащиеся, у
которых есть опасность закрепления агрессивных реакций как
патохарактерологических.
У
большинства школьников выявлен оптимальный уровень эмоционального возбуждения, в то
же время в выборке имеются учащиеся с чрезмерным уровнем эмоционального
возбуждения, что проявляется в поведенческих характеристиках, мимике,
движениях, вегетативных сдвигах.
Таким
образом, обобщив результаты всех методик, можно заключить, что для агрессивных
детей свойственна завышенная либо заниженная самооценка, повышенный уровень
тревожности, эмоциональная нестабильность, эмоциональное возбуждение (что
проявляется в вегетативных сдвигах и поведенческих характеристиках), отсутствие
произвольности в сдерживании агрессивных реакций (дети не всегда самостоятельно
могут подавить агрессию), что доказывает гипотезу исследования.
Для
достижения эффективных результатов при работе с ребенком с агрессивным
поведением необходимо осуществлять проработку его индивидуальных
характерологических особенностей. Соответственно, и организация работы по
преодолению агрессивности учеников должна выстраиваться в таких направлениях,
как снижение уровня личностной тревожности; обучение приемлемым способам
выражения гнева; обучение техникам контроля над негативными эмоциональными
состояниями, а также развитие навыков саморегуляции; формирование
конструктивных поведенческих реакций в проблемных для школьников ситуациях.
Фрагмент текста работы:
2.1. Организация и методы исследования
Для
решения исследовательских задач на основе анализа психолого-педагогической
литературы по проблеме исследования предварительно было организовано
эмпирическое исследование в условиях общеобразовательной организации.
Для выявления учеников
с признаками агрессивного поведения нами были отобраны адекватные возрастным
характеристикам детей диагностические методики. Исследование проводилось с
детьми 1 класса возрастной категории 7-8 лет общим количественным составом 15
человек с использованием следующих методик.
1. Тест на
выявление школьной тревожности Филлипса. Цель: выявление наличия у
учеников проявлений тревожности. Обработка и интерпретация результатов
производится в соответствии с ключом. Определяется степень выраженности
следующих факторов: общая тревожность в школе; переживания социального стресса;
фрустрация потребности в достижении успеха; страх самовыражения; страх ситуации
проверки знаний; страх не соответствовать ожиданиям окружающих; низкая
физиологическая сопротивляемость стрессу; проблемы и страхи в отношениях с
учителями.
2. Методика «Кактус» (М.А. Панфиловой).
Цель: изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление
наличия агрессии. Детям предлагается в качестве задания нарисовать кактус, как
они его себе представляют. По данным рисунка и ответов детей интерпретируются
результаты наличия агрессии (выбор цветовой гаммы рисунка, пространственное
расположение, характер штриховки, степень нажатия, наличие агрессивных
признаков — острых иголок, и т.д.)
3. Методика «Лесенка» (В. Щур и С. Якобсон). Цель: определить
особенности самооценки ребенка и представлений ребенка о том, как его оценивают
другие люди.
4. Наблюдение «Ребенок глазами взрослого» (А.А. Романов). Цель: выявить состояние
агрессии и враждебности. Для составления выводов о частоте проявления агрессии
выявляются следующие признаки: вегетативные признаки; внешние проявления;
длительность агрессии; чувствительность к помощи взрослого; чувствительность к
присутствию других; физическая агрессия, направленная на предмет; агрессия,
направленная на сверстников; агрессия невыраженной направленности; агрессия,
направленная на взрослого; вербальная агрессия, агрессия в виде угроз;
агрессия, направленная на себя; агрессия, направленная на животных;
неупорядоченные проявления и дополнения. По результатам суммирования полученных
баллов составляется вывод об уровне агрессии у ребенка.