Курсовая с практикой на тему Особенности адаптации первоклассников к школе во внеурочной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 5
1.1.Психологическая готовность к школьному обучению 5
1.2.Проблемы школьной адаптации в отечественных исследованиях 7
1.3.Личностные особенности младших школьников, влияющие на процесс адаптации 9
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 11
2.1 Организация и методы исследования адаптации детей к школьному обучению 11
2.2 Интерпретация результатов исследования 13
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ 19
3.1. Психолого-педагогическая программа коррекции дезадаптации младших школьников к школьному обучению 19
3.2. Результаты апробации экспериментальной программы 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Введение:
Актуальность исследования
Поступление в школу имеет большое значение в жизни каждого ребенка. Родители и классные учителя сталкиваются со многими проблемами, связанными с периодом адаптации детей к школе, к новым условиям. С первых дней школа ставит перед ребенком задачи, требующие дисциплины, усердия и внимания. Конечно, ребенку очень трудно справиться со всеми новыми трудностями. Отныне его ведущая деятельность должна стать обучением, а не игрой. Придя в школу, школьник примеряет новые социальные роли: ученик, одноклассник. Это трудно сделать, потому что теперь у него появляются обязанности, которые он должен выполнять, независимо от его желания.
Интерес к новому становится мотивом желания ребенка ходить в школу, изучать новые вещи и становиться сформированной личностью. По данным различных авторов (Александровской Е.М., Антроповой М.В., Вейнер Е.Н., Казина Е.М., Мухиной В.С., Овчаровой Р.В., Позднякова С.В. и др.), каждый год в каждой школе от 15 до 40% детей, посещающих школу, психологически не подготовлены к обучению, имеют трудности и могут быть дезадаптированы. Школьная дезадаптация понимается, как «определенный набор признаков», свидетельствующих о том, что социальный, психологический и психофизический статус ребенка не соответствует требованиям школьной учебной ситуации, овладение которой по ряду причин становится трудным или, в крайнем случае, невозможным.
Исходя из этого, выясняется, что в понятии «готовность к школе» можно выделить два компонента: готовность к образовательной деятельности (как профилактика дезадаптации в образовании) и социально-психологическая готовность к школе (как линия профилактики социально-психологической дезадаптации к школе).
Готовность к школе зависит от многих факторов и включает в себя различные компоненты, которые требуют психолого-педагогического исследования. Для изучения школьной адаптации детей необходимы знания о различных аспектах школьной готовности, среди которых выделяются мотивационный, интеллектуальный и социальный аспекты. Необходимость сравнительного изучения различных подструктур школьной готовности у детей 6 и 7 лет была признана многими психологами.
Исследуя эту проблему, мы можем определить набор рекомендаций для родителей и учителей, которые они могут использовать, чтобы помочь ребенку пережить период адаптации к школе как можно безболезненнее или полностью обойти эти трудности. Вопросы психологической готовности и адаптации ребенка к школе были рассмотрены учителями, дефектологами и психологами: Л.И. Божовичем, Л.А. Венгер, Л.С. Выготским, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым В.С. Мухиной Е.О. Смирновой, М.Р. Битяновой, О.В. Хухлаевой и многими другими.
Цель исследования: проанализировать особенности адаптации ребенка к школе, проблемы и пути их преодоления.
Объект исследования: адаптация ребенка к школе.
Предмет исследования: проблемы адаптации ребенка к школе и пути их преодоления.
Гипотеза исследования: педагогическая и психологическая поддержка младших школьников в период адаптации к школе будет эффективной, если соблюдать следующие условия:
• своевременно осуществлять диагностику и коррекцию психологической адаптации;
• осуществлять включение первоклассников в систему коллективных отношений;
• помогать осваивать первоклассникам правила поведения в школе;
• осуществлять комфортные условия перехода от игровой деятельности к учебной.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы адаптации детей к школьному обучению;
2. Исследовать адаптацию детей к школьному обучению;
3. Составить психолого-педагогическую программу коррекции дезадаптации младших школьников к школьному обучению;
4. Апробировать экспериментальную программу.
Методологическая основа исследования: Исследования отечественных и зарубежных ученых, которые посвящены адаптации младшего школьного возраста к школе; проблемам социализации детей; исследования социально-педагогической дезадаптации Л.И. Божовича, Л.А. Венгер, Л.С. Выготского и др.
База исследования: Исследование проводилось на базе МОУ СОШ.
Методы исследования:
1) наблюдение;
2) беседа;
3) методика М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации школьников»;
4) методика Н.И. Гуткиной «Исследование внутренней позиции школьника»;
5) методика А.М. Прихожан «Изучение школьной тревожности»;
6) методика исследования адаптации Люшера,
7) анкета для родителей М.Р. Битяновой.
Практическая значимость исследовательской работы заключается в возможности психологов, социальных педагогов и классных руководителей расширить свои познания по вопросу адаптации ребенка к школе.
Структура и объем курсовой работы: ВКР представлена на 30 страницах. Состоит из введения, трех глав (1 – теоретическая, 2,3 — практические), заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
<p>ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ<br />1.1.Психологическая готовность к школьному обучению<br />Готовность к школе — совокупность определенных свойств и поведения ребенка, необходимых ему для восприятия, обработки и усвоения образовательных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного образования. Л.И. Божович отметила, что готовность к обучению — это сочетание определенного уровня развития умственной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и социальной позиции ученика. <br />Структура психологической готовности ребенка к школе<br />Основу психологической готовности ребенка к школе составляют:<br />- личностная готовность (готовность ребенка применять позицию ученика)<br />- интеллектуальная готовность ребенка к школе (кругозор ребенка и развивающиеся познавательные процессы)<br />- эмоционально-волевая готовность (ребенок должен уметь формулировать цель, принимать решение, составлять план действий и предпринять усилия для его реализации)<br />- социально-психологическая готовность (ребенок должен обладать нравственно-коммуникативными способностями).<br />Интеллектуальная готовность – кругозор, запас специфических знаний, необходимый уровень развития познавательных процессов (память, мышление, воображение) у ребенка. Интеллектуальная готовность также предполагает соответствующее речевое развитие, формирование у ребенка начальных навыков в области учебной деятельности, в частности, умение выделять учебную задачу.<br />Когнитивная готовность — развитие познавательных процессов: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь. Развитие восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности, объективности и высоком уровне формирования перцептивных действий. Внимание детей к моменту поступления в школу должно быть произвольным, с нужным объемом, стабильностью, распределением, переключаемостью. (9)<br />Речевая готовность школьников к обучению характеризуется умением использовать слово для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Следующий важный аспект представлен развитием речи как средство общения и предпосылки для изучения букв. Этой функции речи следует уделять особое внимание в среднем и старшем дошкольном детстве, поскольку развитие письменности в значительной степени определяет прогресс интеллектуального развития ребенка.<br />Личная готовность детей к обучению предполагает, что ребенок проявляет явный интерес к обучению, получению знаний и новой информации об окружающем его мире. Ребенок, готовый к обучению — это ребенок, который ходит в школу для получения знаний, так как это способствует развитию познавательных интересов. (1)<br />Говоря о мотивационной готовности детей к обучению, следует помнить о потребности в достижении успехов, соответст¬вующей самооценке и уровню притязаний. Потребность ребенка в успехе должна преобладать над страхом неудачи. В учении, общении и практической деятельности, предполагающих соревнование с другими людьми, дети должны проявлять как мож¬но меньше тревожности. Важно, чтобы их самооценка была адекватной, а уровень притязаний соответствовал реальным возможностям, которые есть у ребенка.<br />Социально-психологическая готовность – наличие у ребенка навыков социального общения, умений устанавливать взаимоотношения с другими детьми, умения войти в детское общество, уступать и защищаться. Ребенок должен уметь координировать свои действия со сверстниками, регулируя свои действия на основе усвоения социальных норм поведения. Коммуникативные черты характера ребенка, в частности его коммуникабельность, контакт и отзывчивость, а также волевые качества личности: решительность, настойчивость и другие, имеют немаловажное значение для успеха в обучении. (3)</p>
<p> </p>
<p> </p>
<p> </p>
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
1.1.Психологическая готовность к школьному обучению
Готовность к школе — совокупность определенных свойств и поведения ребенка, необходимых ему для восприятия, обработки и усвоения образовательных стимулов в начале и при дальнейшем продолжении школьного образования. Л.И. Божович отметила, что готовность к обучению — это сочетание определенного уровня развития умственной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и социальной позиции ученика.
Структура психологической готовности ребенка к школе
Основу психологической готовности ребенка к школе составляют:
— личностная готовность (готовность ребенка применять позицию ученика)
— интеллектуальная готовность ребенка к школе (кругозор ребенка и развивающиеся познавательные процессы)
— эмоционально-волевая готовность (ребенок должен уметь формулировать цель, принимать решение, составлять план действий и предпринять усилия для его реализации)
— социально-психологическая готовность (ребенок должен обладать нравственно-коммуникативными способностями).
Интеллектуальная готовность – кругозор, запас специфических знаний, необходимый уровень развития познавательных процессов (память, мышление, воображение) у ребенка. Интеллектуальная готовность также предполагает соответствующее речевое развитие, формирование у ребенка начальных навыков в области учебной деятельности, в частности, умение выделять учебную задачу.
Когнитивная готовность — развитие познавательных процессов: восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь. Развитие восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности, объективности и высоком уровне формирования перцептивных действий. Внимание детей к моменту поступления в школу должно быть произвольным, с нужным объемом, стабильностью, распределением, переключаемостью. (9)
Речевая готовность школьников к обучению характеризуется умением использовать слово для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Следующий важный аспект представлен развитием речи как средство общения и предпосылки для изучения букв. Этой функции речи следует уделять особое внимание в среднем и старшем дошкольном детстве, поскольку развитие письменности в значительной степени определяет прогресс интеллектуального развития ребенка.
Личная готовность детей к обучению предполагает, что ребенок проявляет явный интерес к обучению, получению знаний и новой информации об окружающем его мире. Ребенок, готовый к обучению — это ребенок, который ходит в школу для получения знаний, так как это способствует развитию познавательных интересов. (1)
Говоря о мотивационной готовности детей к обучению, следует помнить о потребности в достижении успехов, соответст¬вующей самооценке и уровню притязаний. Потребность ребенка в успехе должна преобладать над страхом неудачи. В учении, общении и практической деятельности, предполагающих соревнование с другими людьми, дети должны проявлять как мож¬но меньше тревожности. Важно, чтобы их самооценка была адекватной, а уровень притязаний соответствовал реальным возможностям, которые есть у ребенка.
Социально-психологическая готовность – наличие у ребенка навыков социального общения, умений устанавливать взаимоотношения с другими детьми, умения войти в детское общество, уступать и защищаться. Ребенок должен уметь координировать свои действия со сверстниками, регулируя свои действия на основе усвоения социальных норм поведения. Коммуникативные черты характера ребенка, в частности его коммуникабельность, контакт и отзывчивость, а также волевые качества личности: решительность, настойчивость и другие, имеют немаловажное значение для успеха в обучении. (3)