Политическая конфликтология Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Основы урегулирования политических конфликтов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования 5
1.1.Понятие конфликта и политического конфликта 5
1.2.Сущность урегулирования политических конфликтов 9
Глава 2. Моделирование и анализ политического конфликта 13
2.1. Моделирование, структурный и динамический анализ конфликта 13
2.2. Технологии и методы урегулирования политического конфликта 15
Заключение 23
Список использованных источников 26

 

  

Введение:

 

Актуальность. Проблема политического конфликта – наверное, одна из самых актуальных проблем современного политического пространства. Сейчас также остро стоит вопрос о возможности управления политическими конфликтами, в общем и о способах их регулирования в частности.
Однако прежде, чем ставить вопрос о регулировании политического конфликта, следует сперва разобраться в его сущности как определенного социального явления. В политологической литературе вопросу о понятии конфликта посвящено значительное количество работ как отечественных, так и зарубежных политологов. Однако, анализируя ее, следует констатировать, что одного более четкого, отражающего все стороны и признаки этого многогранного явления, определения нет. Единое, что присуще всем дефинициям, это указание на наличие более стойкого противоборства, ситуации напряженности, столкновения сторон, идей, сил. Следует отметить, или скорее добавить, что политическому конфликту, в отличие от экономического, социального, этнического, религиозного и др., присуще вынесение этого противоборства на уровень властных отношений, т.е. на более высокий социально–политический уровень.
Проблема политического конфликта стара, как мир. Древние философы, изучая общество, пытались определить источник развития. Китайские и древнегреческие философы видели источник всего сущего в противоположностях, в их взаимодействии, в борьбе противоположностей. В той или иной форме подобные мысли высказывали Анаксимандр, Сократ, Платон, Эпикур и др. Впервые попытку анализа конфликта, как социального явления, предпринял А. Смит в своей работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776 г.). В основе конфликта, считал А. Смит, лежат деление общества на классы и экономическое соперничество, которое рассматривалось им как важнейшая движущая сила общества.
Важное значение для исследования конфликтов имело учение Гегеля о противоречиях и борьбе противоположностей.
Это учение легло в основу теории К. Маркса о причинах политических конфликтов. В соответствии с теорией Маркса, политические разногласия обусловлены социально-экономическими структурами. Общество делится на неравноправные классы — это неравенство порождает глубокий антагонизм; в свою очередь, антагонизм является основой политической борьбы. Политическая борьба – это борьба классов.
Основным объектом политического конфликта выступает политическая власть как способ и средство господства одного социального слоя (класса) над другим. Интересы же людей, принадлежавших к этим группам, не только различны, но и противоположны: те группы, которые обладают властью, заинтересованы в ее удержании, сохранении и укреплении, те же, которые власти лишены и не имеют к ней доступа, заинтересованы, чтобы изменить существующее положение, добиться перераспределения власти. Именно поэтому, они и вступают в конкурентные взаимодействия, осознанным воплощением которых выступает политический конфликт.
Предмет исследования: основы урегулирования политических конфликтов.
Объект исследования: политические конфликты.
Цель: охарактеризовать основы урегулирования политических конфликтов.
Задачи:
1. Охарактеризовать понятие конфликта и политического конфликта.
2. Рассмотреть сущность урегулирования политических конфликтов.
3. Определить способы урегулирования политических конфликтов.
4. Охарактеризовать процедуры по урегулированию политических конфликтов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Пути решения конфликтов показывают намерения участников кон-фликта, стратегии построения взаимоотношений в напряженной ситуации: Наступательная стратегия проявляется в силовом сценарии разрешения конфликта. Тут выиграет только тот, кто действует в своих интересах и навязывает их другой конфликтующей стороне. Средства достижения ре-зультата – доминирование над другими, эмоциональное давление, хитро-сти и манипуляции. Стратегия избегания и ухода.
По сути, конфликт не разрешается, но происходит снижение его напряженности путем игнорирования или изменения отношения к предме-ту конфликта. Либо же, здесь происходят уступки одной из сторон кон-фликта, отход от своих интересов для сохранения взаимоотношений .
Стратегия договора. Происходит выбор оптимального решения конфликта через процедуру переговоров и достижения взаимовыгодного результата. внутриличностный конфликт.
Недопущению конфликта и его профилактике способствует предва-рительная оценка любой напряженной ситуации во взаимоотношениях и реагирование на нее: Управление конфликтной ситуацией должно вклю-чать обязательные встречи участников конфликта, где выявляются причи-ны конфликта и пути его преодоления.
Конфликт считается завершенным, если участники добились своих целей, ради которых они вступали в конфликт
5 поведенческих стилей или способов реализовать свою позицию в случае конфликта выделили исследователи К. Томас и Р. Килменн.
Их подход позволяет составить поведенческую сетку, в которой по-ступки человека рассматриваются в двух направлениях: Как именно, с ка-кой настойчивостью человек склонен отстаивать свои позиции (интересы и мотивы, цели и желания).
Рассматриваются ли, с какой степенью детализации позиции проти-востоящей стороны (оппонента), есть ли склонность «идти навстречу» этой стороне.
Исходя из сочетаний упомянутых направлений – а они могут быть выражены явно, на среднем или на низком уровне, выделяются стили как выразители тактики поступков в конфликте: Конкурирующий (соревнова-тельный): сочетание высокой выраженности настойчивости в отстаивании собственных позиций, оппонент при этом – вернее, его точка зрения и ин-тересы, не рассматривается вообще, либо в очень незначительной степени.
Приспосабливающийся (улаживающий): первоочередной здесь явля-ется позиция оппонента – ей уделяется¬ максимальное количество внима-ния, собственные взгляды и принципы отодвигаются подальше. Уклоняю-щийся (избегающий): название отображает суть – в этом случае не пред-принимаются какие-либо активные действия по изменению ситуации, нет склонности как вести борьбу за свою точку зрения, так и стараний изучить или учесть ее у оппонента .
Компромиссный (половинчатый): показатели среднего уровня отно-сительно навязывания своих воззрений, то же самое касательно второго участника конфликта – его позиция рассматривается, но лишь частично. Сотрудничающий (примирительный): стиль имеет целью оптимальный до-говор участников ситуации недоразумения, спора или разлада – к рас-смотрению принимаются все принципы и позиции обеих конфликтующих сторон (взаимно), должно найтись такое решение, которое устраивало бы всех.
Такой стиль является доминирующим в одностороннем порядке. По-зиция победителя с обязательным присутствием того, кто проиграл. Фор-мы поступков предполагают безапелляционность, отсутствие сопережива-ния и гибкости в суждениях, упорство и напористость.
В чем позитивные и отрицательные стороны: Плюс. Стиль следует применять, если ситуация очень важна и значима для индивида, ее нужно разрешить в одностороннем порядке в максимально сжатый срок. Минус.
Но в долгом взаимодействии соревновательный подход даст нега-тивный результат: постоянно быть победителем, как и проигравшим – не-возможно. Поведенческие нюансы: твердо контролируются действия оппо-нентов и источники данных; преднамеренность давления с привлечением всевозможных средств; хитрость и лукавство для овладения положением дел; отсутствие потребности в диалоге «на равных».
Приспосабливающийся стиль: конструктивный, если существует стремление сохранить имеющиеся отношения.
Выводы по 2 главе:

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты исследования

1.1.Понятие конфликта и политического конфликта

Одной из непредсказуемых ситуаций является возникновение кон-фликта. Слово «конфликт» в переводе с латинского языка означает разно-гласие, спор, противоречие, несовпадение.
Конфликтная ситуация — это результат особого типа общения, особо-го речевого поведения коммуникантов.
Мы понимаем речевую коммуникацию как некий стратегический процесс, основанием для которого является выбор определенных языко-вых ресурсов. Стратегии и тактики речевого поведения определяются как план речевых действий, согласно которому участники общения реализо-вывают свои коммуникативные и практические цели и задачи .
Лидерство – это многоплановое, многоаспектное явление, средство самовыражения и самоопределения личности. Лидерство – это не только умение вести за собой других, но и умение управлять собственной жизнью . От того, насколько легко индивид будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, насколько правильно будут сформиро-ваны его лидерские качества, зависит его учебная и рабочая деятельность, его судьба и место в жизни. Также закладывается умение дисциплиниро-вать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность. Помимо этого, формируется понимание ценности сотрудничества, обще-ния и отношений в совместной деятельности .
Разработанность в науке. Феномен лидерства и проблему развития лидерских качеств в отечественной психологии изучали такие ученые как Т.В. Бендас, И.Г. Дубов, Е.М. Дубовская, А.Л. Журавлев, А.Я. Гозман, Р.Л. Кричевский, Л.А. Лебедева, Г.С. Никифоров, К.К. Платонов, М.С. Полянский, В.И. Румянцева, Н.В. Ходырева, Е.Б. Шестопал и др.
Ценностный вклад отдельного человека определяется как любые по-лезные действия, приносящие пользу и удовлетворение, как отдельных субъектов, так и группы в целом. Соответственно чем выше ценностный клад индивида в жизнедеятельность группы, тем большее влияние он ока-зывает на остальных и тем выше его социальный статус внутри группы.
В результате лидером становится такой член группы, который иден-тифицируется с максимально полным набором групповых ценностей. Большой ценностный вклад и решение лидером значимых для группы за-дач обеспечивает ему большое влияние на группу, которая идентифициру-ет себя с ним и воспринимает его как образец .
Г.С. Никифоров свою концепцию психологического обеспечения профессиональной деятельности предложил применять по отношению к менеджерам, относя их к представителям специфической профессии (лидер производства). Эта концепция выделяет этапы профессиональной деятель-ности: отбор менеджеров; психологическая подготовка к профессии; соци-ально-психологическая адаптация к ней; диагностика и оценка менедже-ров; «выход» из профессии и адаптация к новым жизненным условиям .
Данная концепция направлена на повышение эффективности управ-ления организацией, групповой и индивидуальной деятельностью путем формирования личности будущего профессионала с начала выбора про-фессии. Важно учитывать при этом возрастные особенности личности че-ловека и специфику выбранной профессиональной деятельности. Основы-ваясь на данной теории можно «воспитать» именно профессиональных ли-деров, которые будут принимать решения, и устранять проблемы в рам-ках выбранной специализации .
Авторитарный стиль руководства отличается тем, что лидер (руко-водитель) полностью управляет и контролирует деятельность подчиненной ему группы. Все решения принимаются единолично, присутствует жесткая дисциплина. Руководитель самостоятельно определяет цели и задачи группы, четко распределяет обязанности между подчиненными. Данный стиль руководства требует неукоснительного подчинения от группы, что приводит к большой зависимости членов групповой деятельности от лиде-ра.
Демократический стиль более гуманный по сравнению с авторитар-ным стилем. Он предполагает частичное делегирование полномочий в принятии решений по реализации задач группы, что приводит к распреде-лению ответственности между участниками групповой деятельности. Руко-водитель, который предпочитает демократический стиль управления, все-гда выясняет мнение своего коллектива по производственным вопросам, принимая коллегиальные решения. Он нацелен на вежливое и эффективное общение между членами группы, стимулирует благоприятный психологи-ческий климат. Все же, при данном стиле руководства присутствует кон-троль над действиями членов группы. Так же руководитель оставляет за собой право самостоятельно принимать важные и сложные решения отно-сительно дальнейшего развития коллектива и организации .
Попустительский стиль руководства характеризуется тем, что лидер полностью перекладывает свои полномочия по управлению и организаци-ей деятельности группы на ее участников. Он становится формальным ру-ководителем, не принимает никаких решений относительно взаимодей-ствия в коллективе и решения задач, стоящих перед группой. Весь процесс организации совместной деятельности определяют участники группы. Од-нако без должного лидерского вмешательства группа может потерять за-данное направление движения, и все действия окажутся малоэффективны-ми.
Обязательным явлением при межличностном конфликте в обществе есть противоречия между людьми – препятствия в общении, коммуника-ции, нахождении общего языка или достижении индивидуальных целей, мотивов и интересов.
Пути решения межгрупповых конфликтов показывают намерения участников конфликта, стратегии построения взаимоотношений в напря-женной ситуации: Наступательная стратегия проявляется в силовом сцена-рии разрешения конфликта. Тут выиграет только тот, кто действует в сво-их интересах и навязывает их другой конфликтующей стороне. Средства достижения результата – доминирование над другими, эмоциональное давление, хитрости и манипуляции. Стратегия избегания и ухода. По сути, конфликт не разрешается, но происходит снижение его напряженности пу-тем игнорирования или изменения отношения к предмету конфликта. Либо же, здесь происходят уступки одной из сторон конфликта, отход от своих интересов для сохранения взаимоотношений.
Стратегия договора. Происходит выбор оптимального решения конфликта через процедуру переговоров и достижения взаимовыгодного результата. внутриличностный конфликт.
Недопущению конфликта и его профилактике способствует предва-рительная оценка любой напряженной ситуации во взаимоотношениях и реагирование на нее: Управление конфликтной ситуацией должно вклю-чать обязательные встречи участников конфликта, где выявляются причи-ны конфликта и пути его преодоления.
Необходимым принципом поведения в конфликте является постанов-ка общих целей конфликтующих, которые понимаются и принимаются всеми. Так формируется сотрудничество. Важным принципом поведения является согласие на приглашение посредника для разрешения конфликта. Это может быть один человек или группа людей, которым одинаково до-веряет как одна, так и другая сторона противоборства. Решение посредни-ка безоговорочно и обязательно для выполнения всеми участниками кон-фликта.
Политический конфликт не следует также рассматривать как нечто статичное, одномоментное. Политический конфликт, как и всякое иное социальное явление, не имеющее характера одномоментности, следует рассматривать в динамике, в развитии и изменении.
Говоря о том, что политический конфликт является внешней формой выражения, проявления политических разногласий, я не в коей мере не свожу его только лишь к формальному констатированию обличения столкновения сторон в политический конфликт, т.е. придание данным разногласиям формы политического конфликта. Здесь имеется в виду нечто иное, а именно развитие и созревание негативной политической ситуации естественно имеет свою подоплеку и обусловлено своими внутренними детерминантами, однако высшее свое проявление они обнаруживают именно в политическом противоборстве, выливаемом в конфликт. Итак, рассматривая причины созревания политического конфликта, условия, приведшие к той либо иной ситуации, требующей разрешения, в совокупности с анализом возможности применения права для урегулирования возникшего положения, и представляют собой правовое управление политическим конфликтом. От социального управления, правовое управление отличается строгой регламентированностью форм и средств регулирования в сочетании с возможностью применения санкций к сторонам, т.е. наличие юридической ответственности. Понимание политического конфликта и условий, его породивших, как определенного эпатированного процесса, позволяет проанализировать его в отдельности по стадиям и выявить, в какой именно из них необходимо применение права, т.е. в какой именно из звеньев цепочки произошел разрыв или искажение, приведший к обострению и в конечном итоге к конфликтной ситуации.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы