Курсовая с практикой Педагогика/Психология Методика обучения русскому языку

Курсовая с практикой на тему Основные задачи и приемы обучения связной речи в 5 классе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-х КЛАССАХ 5
1.1. Особенности развития речи учащихся 5
1.2. Содержание и формы работы по развитию связной речи на уроках русского языка в 5-х классах 13
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-х КЛАССАХ 18
2.1. Анализ УМК 18
2.2. Комплекс упражнений по развитию связной речи у учащихся на уроках русского языка 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 32

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования определяет требования к планируемым результатам обучения учащихся. Среди результатов освоения основной образовательной программы образования по русскому языку обозначены:
1) умение ориентироваться в целях и задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
2) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Достижение результатов, указанных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, возможно при условии целенаправленной, систематичной работы по развитию речи учащихся.
Вопросами развития речи занимались такие известные ученые, как М.Р. Львов, М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Т.Г. Рамзаева. Но и на сегодняшний день проблема обогащения словарного запаса учащихся остается актуальной, так как словарный запас учащихся достаточно беден. Связано это с тем, что современные школьники мало обращаются к художественным произведениям — основному источнику обогащения словаря. Учащиеся предпочитают Интернет и СМИ. Общение со сверстниками, родителями, знакомыми, учителями не всегда может быть полноценным источником пополнения словарного запаса учащихся. В то же время анализ учебников русского языка показал, что систематическая работа по обогащению и активизации словаря учащихся реализуется не полностью. В этих условиях урок русского языка играет очень важную роль. На уроках русского языка учитель может создавать условия для обогащения словарного запаса учащихся.
Объектом исследования: является процесс развития связной речи учащихся 5 классов.
Предмет исследования: методы и приемы организации развития связной речи учащихся на уроках русского языка в 5-х классах.
Цель исследования: изучить особенности развития связной речи учащихся 5-х классов на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: развитие связной речи на уроках русского языка будет эффективна, если будут соблюдены следующие условия:
— каждый компонент развивающей среды будет использоваться в соответствии со своим функциональным назначением;
— будут использоваться упражнения и задания словарной работы на уроках русского языка для развития универсальных учебных действий.
Задачи исследования:
1. Исследовать особенности развития речи у учащихся.
2. Проанализировать содержание и формы работы по развитию речи на уроках русского языка в 5-х классах.
3. Разработать систему упражнений и заданий для развития речи учащихся на уроках русского языка в 5-х классах.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научных источников по проблеме исследования.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На сегодняшний день проблема развития связной речи учащихся средних классов не утратила своей актуальности. Обусловлено это тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования определяет требования к планируемым результатам обучения учащихся, достижение которых возможно при условии целенаправленной, систематичной работы по развитию связной речи учащихся.
Речь учащихся обогащается с опорой на устную речь, которая не может быть полноценным источником пополнения словарного запаса. В этих условиях урок русского языка играет особую роль. В то же время анализ учебных пособий по русскому языку показал, что возможности систематической работы по развитию речи учащихся 5-х классов реализуются не полностью.
В результате проведенного исследования были специально разработаны упражнения, направленные на развитие культуры речи учащихся на уроках русского языка в 5 – х классах. В число разработанных упражнений вошли задания на работу с некоторыми частями речи, с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами, с историзмами и архаизмами, заимствованной лексикой, со словосочетаниями, предложениями, со словесным ударением, задания на установление правильной смысловой связи слов, упражнения на развитие связной устной речи, упражнения-игры коммуникативной направленности, изложения, сочинения. При выполнении заданий формируются языковая, лингвистическая, культуроведческая и коммуникативная компетенции. Учащиеся вооружаются основами знаний о разделах русского языка, развивают языковой и эстетический идеал, формируют орфографическую и пунктуационную грамотность, развивают навыки и умения построения связной речи в соответствии с ситуацией и стилем общения, расширяют круг используемых грамматических средств.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-х КЛАССАХ

1.1. Особенности развития речи учащихся
Проблема связной развития речи учеников средних классов остается одной из актуальных. Многие ученые, лингвисты, философы занимались исследованием данной проблемы, они совершенствовали методику развития речи, находя наиболее эффективные формы и методы обучения речи, среди них М.Р. Львов, Л.В. Щерба, Н.Д. Арутюнова, А.Г. Арушанова, М.М. Бахтин, В.В. Виноградов, и др.
Речь — одна из основных форм психической деятельности, социальная по своему становлению и системная по строению. Речь организует, связывает и перестраивает все высшие психические функции. Она играет определяющую роль в развитии человека и формируется на основе восприятия окружающего предметного мира. Рост словаря напрямую соотносится с образованием различных связей между предметом-образом и словом. Понимание речи также связано с формированием предметных образов, которые являются основой сенсорного развития. Речь представляет собой сложнейший физиологический, психический, мыслительный, языковой, сенсомоторный процесс, в котором переплетаются более элементарные (сенсомоторный, гностикопрактический) и высокоорганизованные уровни (смысловой, языковой). [19]
В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю.
Внутренняя форма речи (речь «про себя») — это беззвучная речь, которая возникает, когда человек думает о чем-либо, мысленно составляет планы. Внутренняя речь отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения.
Внутренняя речь формируется у ребенка на основе внешней и представляет собой один из основных механизмов мышления. Перевод внешней речи во внутреннюю наблюдается у ребенка в возрасте около 3 лет, когда он начинает рассуждать вслух и планировать в речи свои действия. Постепенно такое проговаривание редуцируется и начинает протекать во внутренней речи. С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания.
Подготовка проходит несколько стадий. Исходным для подготовки каждого речевого высказывания является мотив или замысел, который известен говорящему лишь в самых общих чертах. Затем в процессе превращения мысли в высказывание наступает стадия внутренней речи, которая характеризуется наличием семантических представлений, отражающих наиболее существенное ее содержание. Далее из большего числа потенциальных смысловых связей выделяются самые необходимые и происходит выбор соответствующих синтаксических структур. На этой основе строится внешнее речевое высказывание на фонологическом и фонетическом уровне с развернутой грамматической структурой, т. е. оформляется звучащая речь.
Внешняя речь включает следующие виды: устную (диалогическую и монологическую) и письменную.
Диалогическая речь, психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами.
Монологическая речь — последовательное связное изложение одним лицом системы знаний. Для монологической речи характерны: последовательность и доказательность, которые обеспечивают связность мысли; грамматически правильное оформление; выразительность голосовых средств. Монологическая речь сложнее диалогической по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего.
Письменная речь — это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.
Проблема речевого развития заключается в том, что несмотря на то, что в последнее время этой проблеме уделяется большое внимание, к сожалению, многие ученики 5-6 классов не умеют взаимодействовать с друг другом, участвовать в диалоге, адекватно оценивать себя и других.
Задача учителя заключается в том, чтобы учащиеся умели не только употреблять нужные слова в речи, строить правильно предложения, но и научились общаться на равных между собой, с взаимным пониманием и уважением друг к другу.
Речь выполняет многообразные функции в жизни ученика начальных классов, основная и первоначальная из которых – коммуникативная. Цель общения – поддержание контакта или обмен информацией. И то, и другое играет важную роль в поведении учащихся и активно им осваивается [19].
Мы выяснили, что одной из важных задач обучения в школе является развитие речи. От того, насколько хорошо ученик владеет диалогической речью, зависит качество его обучения, знания, умения и навыки по всем школьным предметам. М. Р. Львов писал: «Речевое оформление мыслей, – способствует большей четкости, ясности, стройности, последовательности самой мысли». Мы выяснили, что речь – это способ формулирования и формирования мысли посредством языка [21].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы