Курсовая с практикой на тему Основные пути повышения конкурентоспособности российской экономики.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы повышения
конкурентоспособности экономики 5
1.1 Эволюция подходов к управлению конкурентоспособностью.. 5
1.2 Показатели конкурентоспособности экономики страны.. 8
Глава 2. Анализ конкурентоспособности экономики России. 10
2.1 Характеристика экономики России. 10
2.2 Оценка конкурентоспособности экономики России. 18
Глава 3. Основные направления и факторы реформирования и
модернизации экономики России. 20
Заключение. 28
Список литературы.. 31
Введение:
Актуальность
темы исследования. В современных условиях развития мирового хозяйства,
характеризующегося углублением финансово-экономических связей, открытостью
национальных экономик, их взаимопроникновением и взаимным дополнением,
интеграция России в систему международных экономических отношений является
важной составляющей устойчивого роста. Развитие экономики страны, ее
интегрированность зависит от эффективности инновационной деятельности,
инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности субъектов
хозяйствования. Необходимость выявления существующих и возможных конкурентных
преимуществ, их анализ, оценка и применение обусловили актуальность выбранной
темы исследования.
Вопросы
теоретического осмысления сущности понятия «конкурентоспособность» всесторонне
изучались зарубежными авторами, среди которых необходимо выделить труды Э.
Чемберлина, Дж. Робинсона, Й. Шумпетера, Дж. Гэлбрейта. Среди российских
авторов можно отметить работы С.Б. Авдашева, Г.Л. Азоева, В.В. Акишина, В.М.
Жуковской, П.С. Завьялова.
Практической
разработкой моделей, выявлением факторов и направлений по модернизации
существующих механизмов реализации конкурентных преимуществ занимались такие
ученые как – Р. Фармер, Б. Ричмен, М. Портер, Дж. Даннинг, А. Ругман, Дж.
Д’Круз, Д. Чо, Х. Мун, А. Вербеке.
Цель
курсовой работы состоит в выявлении перспективных направлений повышения
конкурентоспособности экономики Российской Федерации.
Задачи
курсовой работы:
—
рассмотреть эволюцию подходов к управлению конкурентоспособностью;
—
изучить показатели конкурентоспособности экономики страны ;
—
дать характеристику экономики России ;
—
провести оценку конкурентоспособности экономики России;
—
определить пути повышения конкурентоспособности экономики России.
Объект
исследования — конкурентоспособность экономики России.
Предмет
исследования — пути повышения конкурентоспособности экономики России.
Для
реализации целей и задач работы были применены субъектно-объектный,
структурно-функциональный, историко-логический, математический и статистический
методы исследования, должно способствовать достоверности полученных
результатов.
Заключение:
Таким
образом, в современных условиях ключевой целью для России остается переход к
инновационной стадии развития экономики. На данный момент выявлен спектр целей,
достижение которых призвано способствовать повышению конкурентоспособности
национальной экономики, и как следствие – росту благосостояния населения. Основными
среди направлений стратегического развития являются инвестиции в человеческий
капитал, поддержка не сырьевого экспорта, модернизация инфраструктуры,
улучшение предпринимательской среды и эффективности функционирования системы
образования, развитие сферы науки и инноваций, внедрение цифровых технологий.
Особенно актуальным является вопрос активного содействия их непосредственному
осуществлению на государственном уровне.
Необходимо
отметить, что специализация экспорта на сырьевом секторе в виде природных
ресурсов, низкое качество обрабатывающего сектора, и, как следствие,
значительная зависимость от импорта продукции с высокой добавленной стоимостью
ограничивает дальнейший рост. Переходная стадия, в которой увязла экономика
России, подтверждает необходимость пересмотра существующих векторов: с
эксплуатации и перепроизводства (причем, относительно простой продукции) на
усложнение, оптимизацию, инновационное и устойчивое развитие. Структурный
переход от инвестиционной ступени к инновационной стадии развития описывался в
ряде программ, принятых на национальном уровне. Их внедрение и применение
является первостепенной задачей для повышения конкурентоспособности России.
Среди направлений выделены следующие:
—
развитие трудовых ресурсов, человеческого капитала, которое осуществляется
путем совершенствования функционирования системы образования. За счет
проведения государством оптимальной образовательной программы гражданами
достигается осознанность важности получения знаний на каждом уровне данной
системы;
—
создание высоко конкурентной институциональной среды, что даст новый импульс
для привлечения инвестиций и роста предпринимательской активности граждан.
Данное направление предполагается реализовать за счет проведения следующих
мероприятий: модернизация фискальной политики государства; демонополизация
рынка; поддержка МСП; снижение предпринимательских рисков в результате
обеспечения стабильной экономической политики, а также обеспечение развития
финансовой системы; обеспечение прозрачности ВЭД и высокого качества
административной работы;
—
стремление к снижению рисков за счет диверсификации экономики и экспорта,
используя результаты инновационной деятельности. Ключевыми задачами являются
формирование научно-технологической системы и ее интегрирование с высшим образованием;
обеспечение данной системы инфраструктурой и институтами защиты
интеллектуальной собственности; улучшение возможностей привлечения долгосрочных
инвестиций, а также поддержка отраслей путем заключения совместных договоров;
—
сохранение и качественное изменение имеющихся сравнительных конкурентных
преимуществ в основных для России секторах (например, энергетика, аграрный
сектор, переработка природных ресурсов). Для реализации данной цели необходимы
переход от простых технологий и техники к качественно сложным и маржинальным;
завоевание лидерства по добыче и обработке ВИЭ и переход на использование
экологически чистых технологий; осуществление всех возможных транзитных
возможностей;
—
улучшение позиций российской экономики на мировой арене и углубление ее роли в
МРТ. Предполагается использование преимуществ глобализации для привлечения
иностранных инвестиций (в виде трудовых ресурсов, капиталов и технологий) и
сравнительных преимуществ, которые были приобретены и качественно
усовершенствованы в ходе реформ; формирование евразийской экономической
интеграционной группировки и постепенное приобретение статуса мирового
финансового центра.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы повышения конкурентоспособности
экономики
1.1 Эволюция подходов к управлению
конкурентоспособностью
В
научной литературе характеристика положения предприятия на рынке осуществляется
с помощью понятия конкурентоспособности. Измерение конкурентоспособности
обеспечивает статическую оценку результата рыночного поведения конкретного
объекта и позволяет выявить те его
свойства, которые способствуют достижению успеха на рынке.
В
словаре экономических терминов под конкурентоспособностью понимается способность выдерживать конкуренцию,
противостоять конкурентам .
Конкурентоспособность
позволяет оценить рыночное состояние любых объектов и может предоставлять
полезную информацию многим участникам рынка. В роли субъектов оценки могут быть
различные участники рынка (продавцы, покупатели, конкуренты), органы
государственной власти, инвесторы.
И.П.
Богомолова, Е.В. Хохлов считают конкурентоспособность универсальным
показателем, который может применяться во многих сферах жизнедеятельности.
Однако, определяющим моментом при уточнении «полезности» информации о
конкурентоспособности объекта является, на наш взгляд, необходимость управления
этим объектом.
М.
Гленн и Д. Келли отмечают, что конкурентоспособность – это свойство объекта,
определяемое степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной
потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном
рынке. Аналогичным образом определяет это понятие и О.С. Виханский. Р.А.
Фатхутдинов добавляет к этому, что конкурентоспособность – это «свойство
объекта и системы сервиса». То есть под объектом, обладающим
конкурентоспособностью, понимается в первую очередь товар в широком контексте
(продукт и сопутствующие услуги). Само понятие конкурентоспособность отнесено к
обобщающей категории – «свойство объекта» .