Курсовая с практикой на тему Основные особенности гражданско-правового метода регулирования общественных отношений
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО МЕТОДА РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 5
§1. Понятие и сущность метода правового регулирования 5
§2. Типы, виды и методы правового регулирования общественных отношений 11
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО МЕТОДА РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 16
§1. Особенности регулирования общественных отношений в рамках гражданско-правового метода 16
§2. Пример судебной практики использования метода гражданско-правового регулирования общественных отношений 21
ГЛАВА III. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОЙ МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТРУКТУРЕ ОТРАСЛИ ПРАВА 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Активное развитие правового регулирования характеризуется наличием объективных причин, а именно процессом развития общества и общественных отношений в области экономики. Даже не смотря на то, что современная экономика находится в стадии кризиса, контроль общественных отношений все так же является необходимой составляющей.
Так за последние несколько десятилетий произошли активные изменения и приведения в современный вид норм гражданского права в частности, и частноправового регулирования в целом. Об этом говорит появление совершенно новых для отечественного права видов договоров, а так же формирование новых форм хозяйственных отношений.
Отдельное внимание стоит уделить гражданско-правовому методу регулирования общественных отношений, который представляет собой совокупность приемов и способов воздействия на социальные отношения, отражающих специфические особенности отрасли права. Так гражданско-правовой метод регулирует общественные отношения с помощью норм гражданского права.
Теоретическая база исследования представлена основными нормативно-правовыми актами в области гражданского права, а так же работами таких исследователей, как Алексеев С.С., Баширина Е.Н., Рукавишникова И.В., Толстой Ю.Ж., Яковлев В.Ф. и другие.
Степень научной разработанности темы отражена в работах Покровского И.А. «Основные проблемы гражданского права», Вавилина Е.В. «Гражданское правоотношение в механизме реализации субъективного и исполнения субъективной обязанности «Журнал российского права», Иоффе О.С. «Спорные вопросы учения о правоотношении // Избранные труды по гражданскому праву», Ломовского В.Д. «О методе правового регулирования» и других.
Объектом работы является гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений.
Предметом работы является изучение особенностей гражданско-правового метода регулирования общественных отношений.
Целью работы является изучение основных особенностей регулирования общественных отношений в рамках гражданско-правового метода.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выделить теоретические аспекты правового метода регулирования общественных отношений.
2. Рассмотреть особенности гражданско-правового метода регулирования общественных отношений.
3. Изучить гражданско-правой метод регулирования общественных отношений в структуре отрасли права.
Методы исследования: сбор и анализ информации по теме работы, классификация, обобщение, дедукция.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы.
Текст работы:
Так, подводя итоги, стоит отметить, что гражданско-правовой метод регулирования является способом оказания влияния на общественные отношения. Кроме того данный метод наделяет субъекты на началах юридического равенства способностью право обладания, диспозитивность и инициативой, тем самым обеспечивая возникновение отношений на базе правовой и имущественной самостоятельности сторон.
Помимо этого равенство участников общественных отношений в рамках гражданского права говорит о наличии критериев возникновения, изменения и прекращения субъективных гражданских прав у носителей вне зависимости от материального или социального статуса. Так же определяет и наличие равных критериев установления ответственности за совершенные правонарушения.
Так, гражданское право выступает в качестве единства закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей, предполагая наличие не только единства, но и возможность их разделения.
Все отношения, регулируемые нормами гражданского права, делятся на определенные группы, которые составляют предмет гражданского права и входят в область институтов гражданского права. Так, под правовым институтом необходимо понимать комплекс правовых норм, которые обеспечивают комплексное регулирование определенной группы взаимосвязанных отношений. Все это говорит о том, что для института права характерны односторонность содержания, комплексность правового регулирования и обособленность законодательной базы.
Заключение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Активное развитие правового регулирования характеризуется наличием объективных причин, а именно процессом развития общества и общественных отношений в области экономики. Даже не смотря на то, что современная экономика находится в стадии кризиса, контроль общественных отношений все так же является необходимой составляющей.
Так за последние несколько десятилетий произошли активные изменения и приведения в современный вид норм гражданского права в частности, и частноправового регулирования в целом. Об этом говорит появление совершенно новых для отечественного права видов договоров, а так же формирование новых форм хозяйственных отношений.
Отдельное внимание стоит уделить гражданско-правовому методу регулирования общественных отношений, который представляет собой совокупность приемов и способов воздействия на социальные отношения, отражающих специфические особенности отрасли права. Так гражданско-правовой метод регулирует общественные отношения с помощью норм гражданского права.
Теоретическая база исследования представлена основными нормативно-правовыми актами в области гражданского права, а так же работами таких исследователей, как Алексеев С.С., Баширина Е.Н., Рукавишникова И.В., Толстой Ю.Ж., Яковлев В.Ф. и другие.
Степень научной разработанности темы отражена в работах Покровского И.А. «Основные проблемы гражданского права», Вавилина Е.В. «Гражданское правоотношение в механизме реализации субъективного и исполнения субъективной обязанности «Журнал российского права», Иоффе О.С. «Спорные вопросы учения о правоотношении // Избранные труды по гражданскому праву», Ломовского В.Д. «О методе правового регулирования» и других.
Объектом работы является гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений.
Предметом работы является изучение особенностей гражданско-правового метода регулирования общественных отношений.
Целью работы является изучение основных особенностей регулирования общественных отношений в рамках гражданско-правового метода.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выделить теоретические аспекты правового метода регулирования общественных отношений.
2. Рассмотреть особенности гражданско-правового метода регулирования общественных отношений.
3. Изучить гражданско-правой метод регулирования общественных отношений в структуре отрасли права.
Методы исследования: сбор и анализ информации по теме работы, классификация, обобщение, дедукция.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы.
Список литературы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО МЕТОДА РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
§1. Понятие и сущность метода правового регулирования
Под правовым регулированием необходимо понимать целенаправленный процесс контроля общественных отношений посредством использования норм права и других правовых средств.
На основании данного определения можно сказать, что регулирование подразумевает под собой оказание определенного влияния на поведение людей, при этом наиболее четко обозначает свою цель. К примеру, с целью контроля общественных отношений был разработан Гражданский кодекс. Именно воздействие норм данного законодательства и реализация поставленной цели является правовым регулированием.
Однако стоит отметить, что к правовому регулированию не будут относиться методы воздействия, последствия которого не предусмотрены действующим законодательством и противоречат ему.
Также к правовому регулированию не будет относиться воздействие, которое осуществляется не юридическими средствами. В настоящий момент можно утверждать, что средства массовой информации выступают в качестве четвертой неформальной ветви власти. Несмотря на это, влияние на сознание людей с помощью рекламы, пропаганды или психического воздействия не может быть отнесено к правовому регулированию.
В повседневной жизни человек постоянно сталкивается с психологическим, духовным и идеологическим влиянием, которое наиболее тесно связывают с правовыми и юридическими нормами. Именно поэтому специальные юридические средства и способы правового регулирования оказывают влияние на следующие сферы жизни общества: нравственную и морально-духовную.
Подходя к определению предмета правового регулирования, необходимо отметить, что предметом выступают общественные отношения, которые проявляются в поведении, действиях и деятельности людей, но не более этого.
Таким образом, право полностью регулирует поведение людей, оказывая влияние на экономические, политические, трудовые, семейные и другие отношения, возникающие в обществе. Но, необходимо отметить, что регулированию могут подвергаться не все общественные отношения. Именно поэтому необходимо более точно разграничивать сферу правового регулирования.
В истории правовой науки сформировались три основные группы общественных отношений, которые не входят в сферу правового регулирования:
1. Отношение людей по обмену материальными и нематериальными ценностями.
2. Отношения по властному управлению обществом.
3. Отношения, направленные на обеспечение правопорядка, призванные обеспечивать нормальное протекание процессов обмена ценностями и управления в обществе.
Таким образом, говоря об отношениях между людьми, которые непосредственно относится к предмету правового регулирования, необходимо выделить следующие:
1. Волевые отношения, которые находятся под контролем сознания и воли субъектов. Это можно объяснить тем, что право контролирует поведение человека с помощью оказания влияния на его сознание и волю. Для того чтобы совершить действие, которое предусмотрено нормами права, субъект должен осознавать требования данной нормы и сформировать свою волю в соответствии с данными требованиями. В случаях, когда сознание или воля человека не могут в силу разных причин соответствовать соблюдению закона, то его поведение также не будет предметом правового регулирования. Чаще всего данное правило распространяется на людей, страдающих слабоумием, психическими расстройствами и т.д.
2. К правовому регулированию можно относить только те отношения, которые полностью подаются внешнему контролю.
3. Правовое регулирование можно осуществлять только в тех случаях, когда у субъектов Российской Федерации существует возможность выбора одного из многих вариантов поведения. Если у человека такого выбора нет, то они не будут подвергаться правовому регулированию. Например, нельзя запретить нормами закона спать, кушать, разговаривать, дышать и т.д.
4. Право контролирует только то поведение, которое является социально значимым и оказывает непосредственное влияние на общество и конкретных людей.
Таким образом, говоря о правовом воздействии необходимо понимать, что это более широкое понятие, которое включает в себя контроль поведения и оказание воздействия на сознание человека и его социальные установки. Стоит отметить, что любой субъект может никогда не выступать в качестве участника каких-либо отношений, не совершать каких-либо действий, которые предусмотренная нормами права. Однако его знакомство с основным содержанием закона будет оказывать влияние на его сознание и мировоззрение. Человек может никогда не оказаться в ситуации, когда ему необходима самозащита, или никогда не станет юристом, но при этом знакомство с соответствующими законами будет развивать его внутренний мир и повышать общий уровень знаний. Таким образом, можно говорить о том, что право не только контролирует поведение людей, но и оказывает влияние на формирование политического, правового и нравственного сознания человека и общества в целом.
На определенном этапе развития человечества в отечественной юридической науке не уделялось внимание методам правового регулирования, поскольку право делилось на частное и публичное, что в советский период не признавалось.
Это можно объяснить тем, что в период проведения первых разговоров о системе социалистического права в 1938-1940-х годах всё внимание было направлено на предметные признаки системы. И только во время второй дискуссии в 1954-1955-х годах исследование получил и такой признак системы права, как отраслевой метод, который наиболее тесно связан с методом гражданско-правового регулирования.
Например, С. С. Алексеев рассматривал отраслевой и гражданско-правовой методы, опираясь на то, что правовое регулирование может означать:
Общее правовое положение субъектов отрасли права.
Наличие юридических оснований для возникновения конкретных прав и обязанностей.
Содержание правоотношений.
Меры ответственности за правонарушения.
В свою очередь, А. М. Витченко рассматривал метод правового регулирования с двух сторон: в качестве общего метода права в целом и в качестве отраслевого метода. При этом ученый разграничил правовое воздействие и правовое регулирование и охарактеризовал метод с точки зрения разделения воздействия на правовое и неправовое. Он отнес данный метод к правовому регулированию в узком смысле данного термина.
Так в книге В. Ф. Яковлева выделены такие значительные параметры правовых способов воздействия на общественные отношения, как:
Наличие четкости в нормативно-правовых предписаниях, которые носят характер прав и обязанностей участников данных отношений.
Необходимость соблюдения данных предписаний для всего общества без исключения.
Наличие системности воздействия, поскольку нормы права оказывают влияние не каждая по отдельности, а в комплексе с другими нормами, выступая в качестве составной части общей правовой системы.
Реализацию правовых норм можно обеспечить только с помощью наличия авторитета и принудительной силы государства.
Таким образом, все дискуссии по вопросам правового регулирования были сведены к решению следующих вопросов:
Необходимости поиска универсального метода правового регулирования или же определение для каждой отрасли своего специфического метода правового воздействия.
Зависимости правового регулирования: от характера отраслевого предмета или же от государственного решения.
Так, в теории хозяйственного права указывалось, что экономическое содержание отношений не может определять методы правового регулирования, а выступать в качестве основы для сознательного выбора таких методов, которые дадут возможность наиболее полно и эффективно применять все возможности правового воздействия на общественные отношения, учитывая интересы рационального решения хозяйственных и политических задач.
А. С. Иоффе подчеркивал, что избрание государством методов регулирования, которые относятся к той или иной группе общественных отношений будут предопределять только предмет и совокупность всех потребностей общества, которые вырастают из материальных условий его жизни. Также он отметил, что одни общественные отношения предполагают наличие только одного единственного возможного метода их правового регулирования, а другие обуславливают использование разных правовых методов.
При этом В. Ф. Яковлев добавил, что все методы формируются постепенно, под влиянием характера регулируемых отношений. Также он в своей работе изучал роль и признаки гражданско-правового регулирования с точки зрения юридического содержания норм гражданского права в объективном смысле, а также с позиции наиболее существенных признаков правовых связей субъектов гражданского права.
Помимо этого учёный выделил среди основных черт гражданско-правового метода регулирования общественных отношений такие как:
Правонаделение.
Диспозитивность.
Правовая инициатива.
Юридическое равенство.
Принуждение, санкции и ответственность.
Таким образом, можно отметить, что гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений является способом оказания влияния на общественные отношения, которые дозволительными, а также характеризуются выделением в субъектах на началах юридического равенства способности право обладания, диспозитивности и инициативности, обеспечивая установление правовых отношений на основе правовой и имущественной самостоятельности сторон.