Курсовая с практикой на тему основные направления внешней политики Китая в конце XX — начале XXI века
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КНР НА РУБЕЖЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВВ. 8
1.1. Политика реформ и открытости как предпосылка новой внешней политики КНР на стыке веков 9
1.2. Внешнеполитические концепции КНР 13
1.3. Основные внешнеполитические приоритеты Китая 17
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КНР 22
2.1. Внешняя политика КНР по отношению к США 22
2.2. Внешняя политика КНР в российском направлении 27
2.3. Политика КНР в регионе Центральной Азии 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 44
Введение:
История Китая прошла за последние полвека несколько сложных этапов, каждый из них характеризовался своим подходом к проведению политики, как внутренней, так и внешней. Для КНР конец XX века стал шоковым периодом адаптации к радикальным изменениям мирового порядка в результате распада СССР. Китай, как одна из немногих оставшихся стран социалистического лагеря, был более других обеспокоен сложившейся ситуацией, ведь фактически был создан прецедент распада социалистической страны, и главной задачей стало не допустить подобных событий внутри КНР.
В конце XX – начале XXI в. происходили изменения, в корне менявшие векторы политики КНР. Внешнеполитический курс Китая до распада СССР был, скорее, пассивным, «реагирующим», нежели «инициирующим», он выражался в прагматизме и нацеленности на обеспечение развития страны необходимыми внешними источниками. После распада биполярной системы у КНР, наконец, появились реальные возможности для экономического и политического роста, которыми страна успешно воспользовалась.
Актуальность темы заключается в том, что удачный опыт Китая в достижении этих высот вызывает большой интерес ученых всего мира к детальному анализу и оценке эффективности внешней политики и перспективам ее развития в современный период. Поэтому важно провести анализ принципов развития и векторов китайской внешней политики Поднебесной, которые позволили стране добиться лидерства в мире, используя не силовое, а экономическое доминирование.
Дипломатия современного Китая глобальна по своим масштабам и являет собой комплексное сочетание самых различных традиционных и новых методов и механизмов. Ее главная цель – содействие тому, что председатель КНР Си Цзиньпин назвал «великим возрождением нации», а ее основными задачами являются создание максимально благоприятной международной обстановки для своего развития и обеспечение ресурсами своей экономики. На глобальный масштаб дипломатии указывает рассмотрение китайской стороной развития страны только в контексте взаимодействия с международным сообществом в целом: «Будущее и судьба Китая становятся теснее связанными с международным сообществом. Китай не может развиваться в изоляции от остального мира, а мир не сможет стать стабильным и развиваться без Китая».
Объектом исследования в данной работе является внешнеполитический курс КНР в конце XX в. – начале XXI в.
Предмет исследования – основные направления внешней политики КНР в конце XX в. – начале XXI в.
Работа охватывает период с 1991 г. по 2018 г. Первая граница связана с распадом СССР и с тем, что в это время изменилась политическая карта мира, баланс мил в международных отношениях, биполярность заменила однополярность во главе с единственной сверхдержавой США. Распад лагеря социалистических стран и изменение экономической политики, в связи с появлением новых государств и перестановкой сил на политической арене, повлияло на курс внешней политики Китая, а вторая – с обострением торгового противостояния между КНР и США.
Географические границы работы – Китай и его важнейшие партнеры: США, Россия, страны Центральной Азии.
Целью данной работы является изучение основных направлений внешней политики КНР в конце XX – начале XXI в.
Для достижения цели, в работе поставлены такие задачи:
определить цели и задачи внешней политики КНР;
проанализировать внешнеполитические концепции КНР;
выявить основные внешнеполитические приоритеты Китая;
проанализировать основные направления внешней политики;
определить риски и угрозы для внешнеполитического курса КНР;
подвести итоги и результаты внешней политики КНР к 2018
В качестве методов исследования в данной работе были использованы: метод теоретического анализа, метод сравнения, метод синтеза и метод дедукции.
Анализ источниковой базы исследования. В работе использовались такие группы источников, как нормативно-правовые актыи двухсторонние соглашения и договоры, официальные выступления и статьи государственных лиц, концепции развития страны.
Среди нормативно-правовых актов был рассмотрен Советско-китайский договор о границе. 1989 , который свидетельствовал о потеплении в советско-китйских отношениях и начала нового этапа сотрудничества.
Также была рассмотрена Пекинская декларация Российской Федерации и КНР от 20.07.2000 . Эта Декларация открыла новые пути для расширения формата сотрудничества с КНР в различных сферах. Также рассматривался Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 и План действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве .
Кроме того, было рассмотрено совместное сообщение по учреждению дипломатические отношения между США и КНР от 1 января 1979 г. Этим коммюнике были установлены дипломатические отношения между США и КНР.
В программной статье В.В. Путина «Россия: новые восточные перспективы» , которая относится ко второму типу источников, была отмечена дуалистичность РФ европейского, и азиатского государства, а в связи с этим и наличия двух равноправных векторов внешней политики — европейского и азиатского. Ко второму типу источников относится и Выступление председателя КНР Си Цзиньпина на 4-ом саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии в Шанхае в 2014 г. В этом выступлении впервые обрисованы контуры концепции азиатской безопасности .
К третьему типу источников относятся труды Дэн Сяопина, в которых он описывает сущность политики реформ и открытости , а также особенности китайского социализма.
Тема внешней политики Китая является достаточно изученной как отечественными, так и иностранными исследователями. Среди них: В.Я. Портяков, Е.И. Сафронова, Д.В. Буярова, и Д.В. Кузнецова, Е.Н. Грачикова.
Так, в монографии «Внешняя политика китайской народной республики в XXI столетии» В.Я. Портяков выражает свое мнение о том, что внешняя политика Китая начала XXI в. претерпела значительные изменения и стала сильно отличаться от внешнеполитических заветов Дэн Сяопина, таких как «держаться в тени, стараясь ничем не проявлять себя, однако при этом делать что-то реальное». Автор акцентирует внимание на событиях 2008-2009 г. (мировой экономический кризис), называя их и Олимпиаду в Пекине в 2008 г. толчком к изменению внешнеполитического курса страны. В заключении автор делает вывод, что деятельность Китая в международных вопросах стала выходить за рамки ограничительных заветов Дэн Сяопина, а страна cтала переходить на качественно новый уровень развития .
Е.И. Сафронова в монографии «КНР – развивающиеся страны: история и концептуальная база отношений (1949-2013 гг.)» рассматривает вопрос возможности становления Китая сверхдержавой и пути, к этому ведущие. В монографии уделяется большое значение отношениям КНР с развивающимися странами, автор делает акцент на том, что медленно, но верно Китай становится во главе лагеря развивающихся стран. Сафронова считает, что КНР не старается войти в состав развитых стран мира, признавая свой индустриальный путь развития, но это совершенно не означает, что страна не стремится к лидерству. Автор делает вывод, что в Китай будет стремиться к ведущим позициям на мировой арене не через завоевание доверия развитых стран, а через сплочение развивающихся стран, как некой новой силы, которая будет противостоять США .
В работе Е.Н. Грачикова «Внешняя политика Китая: стратегии в контексте идентичности и глобальной перспективы» автор пытается осмыслить особенности внешней политики современной КНР. Так, автор приходит к выводу, что дипломатическая стратегия Китая вырабатывается и меняется в зависимости от политической ситуации внутри страны и обстановки на международной арене. Е.Н. Грачиков пытается объединить в единое целое несколько композиций, с разных сторон характеризующих внешнюю политику КНР: историю развития китайской государственной идентичности важную для понимания Китая и его внешней политики, и смену дипломатических стратегий. В работе характеристика каждого этапа внешней политики КНР даются такой, какой она видятся в научной среде Китая, что особенно важно .
В монографии Д.В. Буярова, и Д.В Кузнецова. «Современный Китай: страницы истории» рассматриваются вопросы, которые связаны с основными направлениями внешнеполитического развития Китая в XX – начале XXI вв. Авторы подробно исследовали значимые события и процессы, которые стали предпосылками динамичного развития КНР . Авторы монографии утверждают, что, руководство Китая, выстраивая внешнеполитический курс, уделяет значительное внимание агитационной политике, традиция которой сложилась в КНР исторически. В условиях конца XX – начала XXI в. пропаганда по-прежнему остается важной формирования политики современного Китая.
Вместе с тем, вопрос внешней политики Китая требует дальнейшего изучения и анализа с точки зрения сегодняшнего уровня развития Китая и его дальнейших перспектив развития.
Заключение:
Двадцатый век ознаменовался ярким проявлением того, что одним из ведущих глобальных акторов стал Китай. Стоит сказать, что с достижением экономической мощи уверенность Китая в своем значимом положении и авторитете в международных делах и о твердом намерении КНР принимать самое активное участие в международной политике возросла.
Современная политика Китая на международной арене определяется теми задачами, которые стоят перед страной, исходя из целей, сформулированных Коммунистической партией Китая. Это, в свою очередь, определяет многовекторную, многоуровневую и многомерную дипломатическую концепцию, на которой основывается современная дипломатия Китая с китайской спецификой.
Основная задача внешней политики Китая состоит в повышении роли страны в мировых и региональных процессах.
Традиционно основу подхода КНР к выстраиванию отношений на международ¬ной арене составляли «пять принципов мирного сосуществования». Они включают: взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности; взаимное ненападение; невмешательство во внутренние дела друг друга; равенство и взаимную выгоду; мирное сосуществование.
Политика Китая в отношении сотрудничества в сфере безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе» свидетельствует о возросшей уверенности Китая в своем значимом положении и авторитете в международных делах и о твердом намерении КНР принимать самое активное участие в международной политике.
Основным приоритетом внешней политики является китайская стратегия-инициатива ЭПШП, которая заключается в четкой активизации внешнеэкономической деятельности КНР на пространстве Евразии вдоль исторического маршрута, по которому в древности шли товары из Китая. В целом можно сказать, что реализация проекта предполагает возрождение торговли, бизнеса, промышленности, обмен и развитие технологий, культурный обмен. Это способно повысить значимость Китая в мире.
Основным направлением внешней политики Китая является США. Отношения США и КНР — двух наиболее крупных по размерам экономик и обладателей военной мощи игроков в Азиатско-Тихоокеанском регионе — уже не первое десятилетие являются весомым фактором, который определяет развитие всей региональной системы международных отношений. США является основным торговым партнером КНР, но политики КНР в отношении США не лишена конкурентной борьбы.
Сотрудничеств с РФ обусловлено объективными совпадающими интересами экономик двух стран. Хотя усиление Китая в Центральной Азии не нравится РФ, сильными сторонами внешней политики КНР в азиатском регионе является стремление наладить сотрудничество с Россией на партнерских началах.
К рискам и угрозам для внешнеполитического курса КНР относятся возможные ухудшения отношений с США, обострение соперничества в основными центрами силы в Центральной Азии.
Итогом внешней политики Китая является то, что стране удалось стать один из центров силы международного сообщества, а результатом политики является возросшая роль Китая в Центральной Азии, Юго-Восточной Азии, в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в мире в целом. Не смотря на существующее соперничество Китая с США, степень которого время от времени, то обостряется, то снова снижается, Китай продолжает двигаться в сторону усиления своей мощи на международной арене.
Итак, Китая пытается воспользоваться экономической мощью страны для роста политического влияния. Пока это ему хорошо удается сделать в связи с чем политическая значимость КНР в мире растет.
В программной статье В.В. Путина «Россия: новые восточные перспективы» , которая относится ко второму типу источников, была отмечена дуалистичность РФ европейского, и азиатского государства, а в связи с этим и наличия двух равноправных векторов внешней политики — европейского и азиатского. Ко второму типу источников относится и Выступление председателя КНР Си Цзиньпина на 4-ом саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии в Шанхае в 2014 г. В этом выступлении впервые обрисованы контуры концепции азиатской безопасности .
К третьему типу источников относятся труды Дэн Сяопина, в которых он описывает сущность политики реформ и открытости , а также особенности китайского социализма.
Тема внешней политики Китая является достаточно изученной как отечественными, так и иностранными исследователями. Среди них: В.Я. Портяков, Е.И. Сафронова, Д.В. Буярова, и Д.В. Кузнецова, Е.Н. Грачикова.
Так, в монографии «Внешняя политика китайской народной республики в XXI столетии» В.Я. Портяков выражает свое мнение о том, что внешняя политика Китая начала XXI в. претерпела значительные изменения и стала сильно отличаться от внешнеполитических заветов Дэн Сяопина, таких как «держаться в тени, стараясь ничем не проявлять себя, однако при этом делать что-то реальное». Автор акцентирует внимание на событиях 2008-2009 г. (мировой экономический кризис), называя их и Олимпиаду в Пекине в 2008 г. толчком к изменению внешнеполитического курса страны. В заключении автор делает вывод, что деятельность Китая в международных вопросах стала выходить за рамки ограничительных заветов Дэн Сяопина, а страна cтала переходить на качественно новый уровень развития .
Е.И. Сафронова в монографии «КНР – развивающиеся страны: история и концептуальная база отношений (1949-2013 гг.)» рассматривает вопрос возможности становления Китая сверхдержавой и пути, к этому ведущие. В монографии уделяется большое значение отношениям КНР с развивающимися странами, автор делает акцент на том, что медленно, но верно Китай становится во главе лагеря развивающихся стран. Сафронова считает, что КНР не старается войти в состав развитых стран мира, признавая свой индустриальный путь развития, но это совершенно не означает, что страна не стремится к лидерству. Автор делает вывод, что в Китай будет стремиться к ведущим позициям на мировой арене не через завоевание доверия развитых стран, а через сплочение развивающихся стран, как некой новой силы, которая будет противостоять США .
В работе Е.Н. Грачикова «Внешняя политика Китая: стратегии в контексте идентичности и глобальной перспективы» автор пытается осмыслить особенности внешней политики современной КНР. Так, автор приходит к выводу, что дипломатическая стратегия Китая вырабатывается и меняется в зависимости от политической ситуации внутри страны и обстановки на международной арене. Е.Н. Грачиков пытается объединить в единое целое несколько композиций, с разных сторон характеризующих внешнюю политику КНР: историю развития китайской государственной идентичности важную для понимания Китая и его внешней политики, и смену дипломатических стратегий. В работе характеристика каждого этапа внешней политики КНР даются такой, какой она видятся в научной среде Китая, что особенно важно .
В монографии Д.В. Буярова, и Д.В Кузнецова. «Современный Китай: страницы истории» рассматриваются вопросы, которые связаны с основными направлениями внешнеполитического развития Китая в XX – начале XXI вв. Авторы подробно исследовали значимые события и процессы, которые стали предпосылками динамичного развития КНР . Авторы монографии утверждают, что, руководство Китая, выстраивая внешнеполитический курс, уделяет значительное внимание агитационной политике, традиция которой сложилась в КНР исторически. В условиях конца XX – начала XXI в. пропаганда по-прежнему остается важной формирования политики современного Китая.
Вместе с тем, вопрос внешней политики Китая требует дальнейшего изучения и анализа с точки зрения сегодняшнего уровня развития Китая и его дальнейших перспектив развития.
Фрагмент текста работы:
1. ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КНР НА РУБЕЖЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВВ.
1.1. Политика реформ и открытости как предпосылка новой внешней политики КНР на стыке веков
Начиная с 1978 г. начался новый этап развития китайской экономики, который был связан с введением политики гайге кайфан чженце — «реформ и открытости», суть которой заключалась в постепенном внедрении рыночных методов хозяйствования, в развитии товарно-денежных отношений, создании благоприятных условий для успешного выхода на внешний рынок и привлечении иностранных инвестиций. В 1978 г. не предполагали, какого экономического и социального прогресса Китай достигнет в течение следующих 40 лет в результате принятия решения о проведении экономических реформ и введения политики открытых дверей. Изначально Дэн Сяопин говорил, что целью китайской реформы является развитие «социализма с китайскими характеристиками» .
В результате этих реформ экономика Китая трансформировалась. Заслуга за изменение направления развития экономики КНР принадлежит Дэн Сяопину и последующим китайским лидерам, которые пошли по его стопам и продолжили развивать, модифицировать и применять его подход .
Реформы в КПК должны были сохранить позиции КПК в Китае и способствовать экономическому росту. Основное изменение заключалось в методах, которые считаются необходимыми для достижения экономического роста Китая и, таким образом, поддержания статуса КПК. Новые методы, в свою очередь, требуют значительных институциональных изменений. Китай был одержим достижением материального экономического роста с тех пор, как КПК пришла к власти в 1949 г., но с течением времени центральное экономическое направление его экономики становилось все менее и менее эффективным в достижении этой цели, и это создавало растущую угрозу доминированию КПК. Стало ясно, что нужно что-то менять. Было решено прибегнуть к политике реформирования.
Отметим, что все дальнейшие концепции — «три представительства», «гармоничное общество» — могут считаться эволюцией политики «реформ и открытости» в новых конкретно-исторических условиях конца ХХ — начала ХХI в. Весь проект реформы и открытия Китая начался 30 лет назад с ряда политических реформ. Третье пленарное заседание ЦК КПК скорректировало структуру власти КПК, а также определило новую политическую линию (чжэнчжи люкс) и фокус работы.
Наряду с фундаментальными экономическими реформами, политическая система Китая также претерпела глубокие реформы. В Китае влияние политической системы на экономическое развитие является более серьезным, чем в западных странах. Для китайского опыта крайне важно, что без реформ политической системы экономическая реформа не может быть успешной. Дэн Сяопин, лидер реформ в Китае, очень четко высказался по этому вопросу: «Если не будет реформы политической системы, успех экономической реформы не может быть гарантирован» , «Если мы будем проводить только реформу экономической системы, а не реформы политической системы, реформа экономической системы не будет успешной, потому что в первую очередь сами люди будут стоять на ее пути. Работа должна выполняться людьми, но когда мы выступаем за революцию, другие люди все сильнее цепляются за свою власть, поэтому что мы можем с этим поделать? С этой точки зрения возможный успех всего проекта реформы зависит от реформы политической системы» .
Проект реформ и открытий в Китае представляет собой процесс всеобъемлющих социальных изменений, охватывающий экономическую, политическую и культурную сферы. Политическая реформа Китая в значительной степени является реформой управления.
Китайское правительство постоянно подчеркивает, что оно не будет подражать западной политической модели, характеризующейся многопартийностью и разделением властей. Кроме того, правительство Китая делает упор на политическую реформу, в частности, на реформу государственного управления, вызванную изменениями в системе государственного управления. В начале реформы и политики открытости Дэн Сяопин твердо осознал важность реформирования систем лидерства партии и государства, решительно заявил: «Если мы не будем настойчиво реформировать недостатки нынешней системы, то серьезные проблемы, которые возникли в прошлом, могут появиться снова» .
После проведения реформ и политики открытости КПК и правительство Китая постоянно подчеркивали важность политических реформ. Реформа государственного управления или государственного управления является важной частью политической реформы.
Теперь проанализируем, какие именно шаги были сделаны на пути реформирования системы Китая.
В первую очередь были определены регионы приоритетного развития — приморские, ведь именно они имели наибольший потенциал экономического роста. Ускоренные темпы развития этих районов обеспечили высокие темпы роста экономики КНР в целом («кумулятивный эффект»), поскольку другие регионы благодаря системе межрайонных связей теперь также получили стимулы для роста .
Результатом этих сдвигов стали: кардинальное улучшение макроэкономических показателей; подъем производительных сил страны; повышение конкурентоспособности национальной экономики; рост производительности труда; уменьшение диспропорций в развитии городов и сельских регионов.
Второй этап аграрной реформы, который начался в начале 2000-х гг. ознаменовался дальнейшим совершенствованием рыночных основ аграрно-промышленного комплекса, отменой сельскохозяйственного налога. Однако не только в аграрном секторе, но и во всем хозяйстве был взят курс на строительство социалистической рыночной экономики, который нашел воплощение в реформе системы налогообложения, ценообразования и валютного регулирования.
В течение 1990-х гг. правительство отменило систему фиксированных цен; отказалось от обязательной продажи валюты экспортерам; обеспечило внутреннюю конвертируемость юаня; внедрило механизм купли-продажи валюты на бирже; виды и ставки налогов были приведены в соответствие с общепринятыми мировыми стандартами; были реформированы другие сферы, в частности страховая, биржевая, земельная, инвестиционная, внешнеторговая, банковская и т.д. .
Не менее важными факторами экономического развития были и значительные внутренние накопления, интенсивное использование дешевой рабочей силы и активное привлечение иностранного капитала во всех отраслях, особенно (в сочетании с отечественными инвестициями) на территориях приоритетного развития. Экономически освоенная территория государства открывалась для внешних связей постепенно, начиная со специально созданных экономических зон.
В результате реформирования по этим векторам к началу XXI в. были заложены тенденции устойчивого развития экономики Китая, очевидным преимуществом которых стало достижение высоких темпов развития. В среднем за 30 лет политики «реформ и открытости» темпы экономического прироста составляли до 10, а иногда и больше процентов, в то время как среднемировые показатели за тот же период составили 2,4%.
Важной чертой было то, что масштабы зависимости Китая от внешнеторговых операций были не столь значительными, как остальных стран Юго-Восточной Азии. В то время как большинство новых отраслей промышленности стран ЮВА были ориентированы на экспорт (в результате чего рост потребления внутри страны искусственно сдерживался, а внутренний рынок сужался), позиция Китая заключалась в ограничении доли экспорта в ВВП страны на уровне 20%.
Именно благодаря такой экономической политике Китай на современном этапе развития смог стать ведущей державой мира. Статус экономического гиганта, который страна приобрела благодаря политике реформ и открытости, дал возможность Китаю претендовать не только на экономическое лидерство, но и повысить свой внешнеполитический статус, стать силой в мире, на политику которой ориентируются ведущие мировые игроки.