Курсовая с практикой на тему Основные направления внешней политики ФРГ 2007-2017г.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Приоритетные направления внешней политики Германии 6
1.1. Основные направления внешней политики ФРГ на современном этапе 6
1.2. Тенденции внешнеполитической деятельности Германии 11
Глава 2. Внешняя политика ФРГ на современном этапе 15
2.1. Проблемы реформирования Европейского Союза 15
2.2. Германо-американские отношения 19
2.3. Российско-германские отношения 24
Заключение 28
Список литературы 30
Введение:
Актуальность темы. Федеративная Республика Германия — это первая экономика Европейского Союза и одна из ведущих во всем мире и этот статус она успешно удерживает уже не одно десятилетие подряд. Действительно, это государство является одним из самых стабильных в экономическом плане и занимает лидирующие позиции в мировом хозяйствовании по объему товарного экспорта и прямых иностранных инвестиций.
Благодаря такой стабильной, инновационной и развитой экономике, Германии по праву присвоили статус лидера Европейского Союза. Однако стоит отметить, что такую роль ФРГ получила не только лишь за демонстрацию безупречных показателей темпов экономического роста, но и за тот вклад, который эта страна внесла посредством своей активной деятельности в регионе, направленной на поддержание и развитие европейской интеграции.
Действительно, изначально Германия стояла у истоков Европейского Союза, и первое соглашение, давшее старт развитию европейского интеграционного процесса, было заключено как раз между ФРГ и Францией в 1951 году (Европейское объединения угля и стали). Восстановление немецкой экономики, почти полностью разрушенной по окончании Второй мировой войны, и возвращение Германии на международную арену напрямую зависело от успешности развития европейской интеграции. Поэтому, начиная со второй половины XX в., внешняя политика ФРГ полностью была сосредоточена в рамках европейского региона и направлена на способствование дальнейшему поступательному укреплению интеграционных процессов в Европе. Как показало время, этот путь для Германии оказался единственно верным.
Вторая половина XX века для ФРГ — это рывок от разрухи к процветанию, от угнетения к лидерству, обеспеченный умной, продуманной и последовательной политикой немецких руководителей, определивший современное положение страны и ее роль в международной экономике и политике. ФРГ стала ключевым субъектом хозяйственно-экономических отношений в Европе, причем в такой степени, что динамика торгово-экономических связей с ней стала показателем развитости и стабильности для других стран-членов ЕС. Поэтому выдвижение Германии в 1990-х как главного «финансового донора», а затем и «локомотива» Европейского Союза в экономическом и политическом смыслах было вполне логическим следствием ее активности в европейском регионе.
Однажды государственный секретарь США, Генри Киссинджер, произнес довольно известную фразу в отношении Европейского Сообщества. Он сказал, что ЕЭС — это экономический гигант, но политический карлик, обосновывая это тем, что внешняя политика европейского объединения фокусировалась в основном только на европейском регионе и, более того, характеризовалась отсутствием единства по данным вопросам между странами-участниками интеграции .
Основная проблема данного исследования заключается в том, можно ли данное высказывание употребить в отношении современной Германии, которая занимает лидирующее положение в ЕС. Для этого нужно рассмотреть основные внешнеполитические направления ФРГ на современном этапе.
Цель исследования: выявить основные направления внешней политики ФРГ 2007-2017г.
Объект исследования: приоритетные направления внешней политики Германии.
Предмет исследования: внешняя политика ФРГ на современном этапе.
Задачи исследования:
— рассмотреть основные направления внешней политики ФРГ на современном этапе;
— показать тенденции внешнеполитической деятельности Германии;
— проанализировать внешнюю политику ФРГ на современном этапе.
Методы исследования. В данной работе в процессе исследования были использованы такие методы, как метод анализа и синтеза, сравнение, теоретический анализ литературы и источников, анализ нормативных документов, принятых в рамках дипломатических отношений ФРГ.
Заключение:
Для Вашингтона самостоятельная внешняя политика Германии, ориентированная на тесные партнерские отношения с Россией, с другими странами, в перспективе означает прямой и короткий путь к окончанию и без того шаткого мирового лидерства. В этом случае США не просто теряют Германию, а значит и Европу, но рискуют оказаться в стратегическом одиночестве. В последние годы Германия, для которой экономические интересы составляют одну из основ внешней политики, удачно выстраивала «стратегические партнерства» с незападными странами, в первую очередь с Россией и Китаем, основными американскими конкурентами в военно-стратегической и экономической сферах, что закономерно вызывает недовольство США.
Говоря о концептуальных подходах внешней политики ФРГ к отношениям с Россией в период канцлерства А. Меркель, важно учитывать встроенность современной Германии в евро-атлантическую систему безопасности, что подразумевает наличие общей стратегической культуры. В этой связи так называемая восточная политика Германии, отражая национальные интересы страны, тем не менее, следует в фарватере общеполитического курса Запада по отношению к России. В свою очередь, каждый глава правительства ФРГ, не отказываясь от преемственности политики своих предшественников, вносит в «восточную политику» новые элементы, отражающие изменения, происходящие в Европе, мире, ЕС и в расстановке политических сил в самом немецком государстве. Говоря о так называемом восточном направлении внешней политики ФРГ в период канцлерства А. Меркель, важно учитывать тот политический багаж, который новый канцлер унаследовала от своих предшественников. Эволюция «восточной политики» современной Германии обусловливается также и изменениями во внешней и внутренней политике России. Период канцлерства Ангелы Меркель в этом отношении не является исключением.
Новый внешнеполитический курс ФРГ, хотя и имеет в своей основе традиционные для ФРГ цели, все же обладает рядом свежих тенденций и намерений, что позволяет по праву говорить об идущем процессе серьезного переосмысления роли Германии в системе международных отношений. Вместе с тем новая линия получила трудный старт ввиду длительного процесса формирования нового правительства, неустойчивости Большой коалиции, накопившимися внутренними трудностями ФРГ, изменением отношения США к Европе, обострением экономических противоречий между атлантическими союзниками, все еще неопределенной ситуацией на Украине, отсутствием единства в ЕС, кризисом отношений России и Запада. И во многом от способности Большой коалиции убедить население в необходимости реализации намеченной в Коалиционном соглашении внешнеполитической стратегии будет зависеть, перейдет ли Германия к активной внешней политике окончательно или ее правительство будет вынуждено вновь занять более осторожную позицию по текущей международной повестке дня.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Приоритетные направления внешней политики Германии
1.1. Основные направления внешней политики ФРГ на современном этапе
Самым основным внешнеполитическим ориентиром Германии сейчас, как и в 70-е года прошлого века, является Европа. ФРГ на протяжении полувека активно участвовала во всех интеграционных инициативах: будь то разработка очередного соглашения или вступление в объединение новых членов. В 1990-х годах, уже после объединения, было понятно, что ни один вопрос и не одна проблема в ЕС не решалась без участия ФРГ. Являясь экономическим лидером, Германия стремится стать и политическим. Одним из основных приемов достижения такого лидерства является и общая внешняя политика и политика безопасности, благодаря которой ФРГ получила возможность продвигать свои внешнеполитические инициативы в Европе .
Следует также сказать, что Германия оказывает большое влияние на, так называемых, новых членов ЕС, во многом благодаря географически близкому к ним расположению. В частности, это Польша, Чехия, Словакия и другие страны Восточной Европы .
Влияние ФРГ на эти государства обуславливается в первую очередь значительными капиталовложениями в их экономику, организацией сети образовательных программ .
Основным партнером, но в то же время соперником Германии в Европе является Франция. Начиная с 90-х годов прошлого века, можно наблюдать неформальное разделение сфер влияния Франции и Германии в ЕС. Так немцы сфокусировались на политике расширения Евросоюза на восток, в то время как французы уже давно устремили внимание в направлении средиземноморского региона .
Одним из тех вопросов, где Германия сблизились с Францией в политическом отношении, было введение американских войск в Ирак.
Против такого шага США две ведущие страны Европы выступили единой коалицией. Однако государства европейского ядра продемонстрировали свою неспособность задавать единое направление политического курса Евросоюза, так как многие другие страны ЕС во главе с Великобританией выступили с противоположной позицией.
Германия широко представлена и в странах Ближневосточного и Средиземноморского региона. Ключевым фактором, который способствует усиленной активности Германии в этом направлении, также выступает экономический интерес. Например, Тунис является крупнейшим торговым партнером ФРГ среди стран Магриба, а отношения между этими странами носят долговременный характер, что подтверждается достаточно долгим присутствием Германии в стране (с 1975 г.) .
Что касается Египта, то на это государство, как и на Тунис, распространяется немецкая Программа действий, принятая федеральным правительством с целью вдвое уменьшить в некоторых государствах уровень бедности. После отставки Хосни Мубарака ФРГ стала первым европейским государством, начавшим настраивать отношения с новым правительством Египта, предлагать финансово-экономическую помощь .
Особое место в немецкой внешней политике занимают Кувейт и Катар, в первую очередь, как крупные нефтедобывающие страны.
Кроме того, Германия и Катар тесно связаны в большом бизнесе.
Катарские эмиры являются владельцами крупных объемов пакетов акций крупнейших немецких компаний, таких как Volkswagen, Air Berlin, Porsche . Исходя из этого, многие эксперты прогнозируют взаимную экономическую экспансию этих государств. Это лишь отдельные штрихи сложного комплекса связей между немецкой экономикой и ближневосточным регионом.
В Средиземноморском регионе традиционно сфокусированы сложные проблемы Европейской и мировой политики и экономики.
Это направление всегда имело особое значение для внешней политики стран европейского континента, что связано с его особым геополитическим положением, благодаря которому Средиземноморье выступает своего рода мостом для Европы на Восток и в Африку.
Для Германии значение и актуальность средиземноморского направления во внешней политике значительно возросло, что объясняется тремя важнейшими сферами интересов. Во-первых, это вопрос безопасности Израиля и гарантии его существования. Ангела Меркель неоднократно заявляла, что Германия будет защищать интересы Израиля. Неудивительно, на заседании Генассамблеи по поводу повышении статуса Палестинской автономии ФРГ воздержалась от голосования.
Во-вторых, важная цель Германии, как и ЕС в этом регионе – это предотвращение угрозы терроризма, нелегальной иммиграции, организованной преступности. Сейчас эта проблема как никогда актуальна и важна для ФРГ и для ЕС в целом. Международный терроризм активизировался в беспрецедентном масштабе в Европе, а миграционный кризис достиг своего пика. Южное побережье Средиземноморского региона стала зоной транзитной, неконтролируемой миграции, а волны беженцев захлестнули Старый Свет, втянув его в тяжелейшую демографическую ситуацию. В этой связи ЕС и в частности Германия вынуждены искать пути урегулирования этой проблемы, и ключом к решению стал диалог с Турцией о мерах по ограничению притока беженцев в Европу. Поэтому неудивительно, что ФРГ вновь подняла уже, казалось, исчерпавший себя вопрос вступления Турции в Евросоюз.
Третьей причиной заинтересованности Германии в Средиземноморье является стремление расширить диверсификацию энергии.
Средиземноморский регион – это огромный потенциал в вопросе нефти и газа. В общей сложности начальный углеводородный запас Средиземного моря оценивается примерно в 2,5 млрд. тонн сырья .
Это достаточно убедительные цифры для того, чтобы активно сотрудничать со странами этого региона по энергетическим вопросам.
Подходя к характеристике трансатлантического фронта внешнеполитической деятельности Германии, стоит для начала отметить, что данное направление, наряду с европейским, выступает как основное и наиболее приоритетное во внешней политике ФРГ, составляет одну из двух ее опор. Германию с США тесное экономическое сотрудничество связывает еще с конца 1940х годов прошлого века, когда немецкая экономика во многом благодаря Плану Маршала сумела преодолеть кризисный период и начала развиваться. С тех пор ФРГ и США тесно сотрудничают как в экономическом, так и во внешнеполитическом плане. Так Германия входит в военный блок НАТО с 1955 года, а по внешнеторговому обороту Соединенные Штаты выступают крупнейшим партнером ФРГ после ЕС.
ФРГ всегда выступала консолидировано с США по вопросам внешней политики. Во внешней политике ФРГ никогда не возникало противоречий между американским и европейским векторами. Кроме того, Соединенные Штаты не препятствовали развитию интеграционных процессов в Западной Европе, но даже рассматривали их в качестве дополнительного фактора обеспечения безопасности европейских членов НАТО . Единственным камнем преткновения было создание в ЕС института Общей внешней политики и политики безопасности.
После объединения ФРГ не только не ослабила прежние внешнеполитические линии и традиции, но и усилила их и выступала на международной арене уже в статусе объединенной Германии. В целом, до 2001 года правительство Г. Коля, а потом и Г. Шредера неуклонно развивало партнерство с Вашингтоном в рамках трансатлантической оси. Германия активно поддерживала американские планы расширения НАТО на восток, регулярно принимала участие в операциях Альянса, а также провозгласила солидарность с США в борьбе с международным терроризмом .
Тем не менее, в течение 90-х годов в трансатлантических и германо-американских отношениях нельзя не заметить новых тенденций.
Во-первых, во времена системного противостояния в мире трансатлантическая дружба была частью своеобразного исторического стечения обстоятельств. Геополитическое положение ФРГ на стыке двух политических блоков способствовало более тесной интеграции в НАТО с целью противостоять Советскому Союзу. После развала социалистического лагеря такая оборонительная позиция уже не требовалась, следовательно, Германии нужно было переориентировать внешнеполитический курс.
Во-вторых, нужно отметить, что в 90-х годах в контексте трансатлантического партнерства стали прослеживаться разногласия, которым до этого на фоне блокового противостояния не уделялось большого внимания. Это связано с появлением различий во взглядах на кризисные ситуации в третьих странах и на методы их урегулирования.
В-третьих, после окончания холодной войны Европа начала успешно проводить поэтапную политическую интеграцию, что было встречено скепсисов со стороны Вашингтона. Это создание единого валютного союза, общей внешней политики и политики безопасности. Претворение в жизнь этих проектов способствовало заметному ухудшению отношений с США.
Первой и самой сильной поляризацией германо-американских отношений являлось осуждение со стороны ФРГ ввода войск США в Ирак в 2003 году. И если в сопротивлении Франции американскому доминированию нет ничего удивительного, то немецкое противодействие инициативам США по Ираку в Совете Безопасности стала первым в истории ФРГ актом несогласия со стратегическими планами Вашингтона. Это дает повод говорить об определенных концептуальных изменениях в политике Германии и об откровенной попытке повышения своей роли в принятии решений по глобальным вопросам в контексте трансатлантических отношений.
Несмотря на то, что последствия различных конфликтов еще продолжают осуществлять свое влияние на международную политику, они уже изменили внешнюю политику Германии. Все это поставило руководство Германии перед дилеммой выбора приоритетности между европейским и трансатлантическим направлениями.
Подводя итог, нужно отметить, что для внешней политики Германии наступило время серьезных перемен. Кроме традиционных направлений, в частности, атлантического и европейского, ФРГ активно начинает сотрудничать со странами Восточной Европы и постсоветского пространства, а также с ближневосточным и средиземноморским регионами. В некотором роде это можно объяснить новыми надеждами и взглядами на Германию со стороны стран-новичков европейской интеграции, нуждавшихся в экономических связях с ней, особенно в период мирового финансового кризиса 2008 года. Также Германия, в силу своего уникального геополитического положения выступает своеобразным «мостом» между Западной и Восточной Европой, что во многом и определяет характер ее восточноевропейской политики.