Курсовая с практикой на тему Основные мотивы в лирике Сергея Есенина. Обзор научно-критической литературы по теме.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Мотивы в творческом наследии поэта 5
1.1 Мотив пути, странничества, бродяжничества 5
1.2 Песенный мотив творчества С.Есенина 8
1.3 Христианские мотивы, религиозные мотивы, мотив любви к родному краю, бодлеровские мотивы в творческом наследии поэта 10
2. Творчество С. Есенина в оценке литературных критиков 17
2.1 Мотивы есенинской лирики в восприятии критиков современников поэта 17
2.2 Творчество Есенина в научно-критической литературе после 20-х.гг. XX века 20
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Введение:
Одной из важной составляющей нашего национального самосознания является творческое наследие русского поэта Сергея Александровича Есенина. Исследователь творчества поэта Ю.Л. Прокушев отмечал «только глубоко национальный художник способен через себя, через авторское «я», мир своих мыслей и чувств раскрыть характер народа и выразить пафос своего времени, его историческую суть» .
Творчество С.А. Есенина отличается глубиной, лиризмом, искренностью, народностью, сердечной теплотой. И если в лучших стихотворениях Сергея Есенина — «половодье» самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств, они до краёв наполнены свежестью картин родной природы, то в других его произведениях — отчаяние, тлен, безысходная грусть. Сергей Есенин прежде всего — певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца.
Творчество Есенина — одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории советской литературы. Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему близкому и разному. Нас волнует искренность и одухотворённость поэта, для которого самым дорогим на всей планете была Русь. Есенин прожил короткую жизнь, полную трагизма. Однако за такой короткий срок поэт успел много понять, осмыслить и выразить это такими восхитительными строчками-красками, что литературное наследие, оставленное им, многогранно.
Сложная и интересная судьба поэта, множество путешествий, смена мест и образа жизни в сочетании с творческим подходом к осмыслению действительности обусловили богатство и разнообразие тем и мотивов лирики Есенина. В лирике поэта часто звучат мотивы странничества, пути, скитаний, песенные, космические мотивы.
Актуальность исследования состоит в том, что в творческом наследии Есенина преобладают устойчивые мотивы мировой поэзии. Они всегда своевременны и понятны даже для современных читателей.
Цель исследования – рассмотреть основные мотивы есенинской лирики. Цель определила решение следующих задач:
— выявить особенности мотива пути, странничества, бродяжничества;
— определить роль песенного мотива в творчестве поэта;
— рассмотреть творчество Есенина в оценке современников поэта и литературных критиков нашего времени.
Объект исследования – лирика С.А. Есенина.
Предмет исследования – мотивы лирики Есенина.
Методы исследования – анализ, синтез.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут использоваться при изучении творческого наследия С.А.Есенина.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 6 наименований.
Заключение:
В ходе проведенного исследования мы пришли к выводу о том, что сложная и трагичная судьба С.Есенина повлияла на наличие множества мотивов в его творчестве. Главными из них являются мотив пути, странничества, бродяжничества, песенный и христианский мотивы. Практически все эти мотивы претерпели трансформацию в соответствии с изменениями в мировоззрении поэта.
Определяющим мотивом творчества поэта представляется мотив пути, который встречается в разные годы. Мотив пути-дороги является ключевым в лирике С.А. Есенина и прослеживается в стихотворениях разных лет в различных смысловых вариантах. Образ пути метафоричен. С одной стороны, человеческая жизнь похожа на путь, с другой – дорога, по которой движется православная Русь. Самым стойким мотивом является в творчестве поэта мотив странничества, который трансформируется с течением времени, начиная с религиозности, и заканчиваясь темой смерти.
Во множестве лирических произведений Есенина звучит песенный мотив, связанный как со звуками природы, так и звучанием музыкальных инструментов. Причем песенные мотивы не всегда положительны. Имеют место и трагические мелодии. Есенин не просто создает стихотворение. Он поет. Песенное начало заключается в названиях многих стихотворений поэта.
В творчестве Есенина обнаруживается человечность, милосердие. Религиозные мотивы характерны для ранней лирики поэта. Бог растворяется в природе. Деревья, звезды, река, ягоды рябины напоминают соответственно ангельские крылья, звездный свет, свечки. В начале своего творческого пути поэт мечтает об идеальном мире, представляет христианский идеал невидимого Божьего града. Более того, Русь также пронизана благодатью небес.
Религиозное миропонимание было навеяно, в том числе, иконами, которые находились в доме деда Есенина. Они создали в сознании поэта тот фон, который нашел свое воплощение в произведениях поэта. Религия пронизывает образный строй есенинской поэзии. Она определяет умонастроение лирического героя. Довольно интересное развитие получает здесь сюжет, основанный на пришествии Бога в этот мир. В последних лирических произведениях поэта звучат трагические ноты. Есенин к концу своей жизни приходит к пониманию сути счастья. В его творчестве свое выражение находят мысли о прожитых годах. При пересмотре собственной жизни поэт вновь обращается к религии.
Настоящим испытанием для поэта стала гражданская война. В это время в творчестве Есенина преобладают религиозные мотивы. Художник творит свои произведения в форме поэмы. Однако образы и мысли на этом этапе кардинальным образом меняются. Изначально поэт надеется на глобальные изменения в стране, затем данное чувство сменяется глубоким разочарованием.
На закате жизни поэт приходит к философскому пониманию счастья. В его лирике звучат философские мотивы. Есенин пересматривает собственную жизнь и религиозная тема вновь вторгается в его творчество.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Мотивы в творческом наследии поэта
1.1 Мотив пути, странничества, бродяжничества
Мотив пути-дороги является ключевым в лирике С.А. Есенина и прослеживается в стихотворениях разных лет в различных смысловых вариантах. Основой метафоричности понятий «дорога», «путь» выступает идея движения, получившая выражение в ряде стихотворений С.А. Есенина: «Сыплет черемуха снегом…» (1910), «Дымом половодье…» (1910), «Калики» (1910), «Край любимый! Сердцу снятся…» (1914), «На плетнях висят баранки…» (1915).
Жизнь человека от рождения до смерти уподобляется пути, имеющему две определенные точки в пространстве (начало и конец пути). Эта аналогия раскрывается и через трудности, которые человек преодолевает как на жизненном пути, так и во время передвижения по реальной дороге, что отражается в таких произведениях С.А. Есенина, как «Сохнет стаявшая глина…» (1914), «По дороге идут богомолки…» (1914), «Чую радуницу Божью…» (1914), «Черная, потом пропахшая выть…» (1914). Мотив пути в названных стихотворениях становится смыслообразующей доминантой, обладающей ocoбой семантической нагрузкой. Образ пути-дороги метафоричен, обозначает и дорогу, по которой идет православная Русь, и постепенный ход всей человеческой истории.
В творчестве С.А. Есенина в различных модификациях воссоздаются темы пути и странничества, с помощью чего формируется целая система, охватывающую большую часть лирики поэта .
Одним из самых устойчивых мотивов в творчестве поэта представляется мотив странничества. В соответствии с изменениями в мировоззрении поэта происходит трансформация данного мотива.
Впервые мотив странничества зазвучал в одном из первых опубликованных в 1910 году стихотворений поэта под названием «Дымом половодье…». В данном стихотворении лирический герой оставляет свой край и уезжает со светлым и легким чувством. Тем менее, здесь пока отсутствуют печальные мотивы, которые появятся в более позднем творчестве поэта. В стихотворении также не встречается какое-либо указание на настроение героя. Он совершает свой путь на баркасе и смотрит на удаляющийся пейзаж, который воспринимает как скучный и старый. Герой оставляется маленький мир и двигается навстречу неизведанному, в сторону «большой земли».
На ранних этапах творческой деятельности поэта с 1910 по 1916 годы странничество носит черты религиозности и реализуется в лирике Есенина в таких образах как «Микола», «Исус», калики, богомольцы, странники, Господь, пастух, «смиренный инок», «светлый инок».
В 1914 году Есенин пишет стихотворение под названием «Пойду в скуфье смиренным иноком». Лирический герой стремится оставить все мирские дела и отправиться странничать по миру. Скорее всего, герой стремился продемонстрировать, что странничество ожидает его уже не в этом мире, а на том свете. И смерть неизбежна для всех. В следующей строфе лирический герой рассуждает о будущем своем пути, поэтому мы можем говорить не о неизбежности, а именно о желании лирического героя отправиться странствовать по миру, отдавшись во власть неизвестности, року.
В странничестве Есенин видит не страшную участь, а возможность познать мир, увидеть природу и восхититься ею, познать счастье. Счастье это, по мнению лирического героя, заключается в том, чтобы бросить мирские дела и богатства и начать путешествовать по миру налегке безо всякой цели — проще говоря, отправиться в странничество. Таким образом, в этом стихотворении странничество для лирического героя — и вопрос, и ответ: он желает отправиться в путь без начала и конца, чтобы познать истинное человеческое счастье, а счастьем этим оказывается сам путь.
Начиная с 1916 года, странничество, раннее имеющее черты религиозности, преобразуется в бродяжничество. Важным для данного периода становится образ пути, дороги. Именно с дорогой связаны настроения лирического героя. Образ дороги важен для этого периода, так как с дорогой связаны настроения героя: усталость, тоска, грусть.
С приходом революции мотив странничества обретает новые черты и продолжает свое развитие в контексте поиска пути. Есенин радостно встретил революцию, однако, к концу данного периода в 1919-1922 появляется мотив утраты цели и безысходности. Лирический герой пребывает в упадническом настроении. Герой-странник в это время становится путешественником.
В 1922–1923 годах С. Есенин предпринимает несколько поездок заграницу. Главной целью для героя-путешественника становится его возвращение на родину, потому как скитания становятся невыносимы для поэта. В творчестве поэта это находит свое отражение в мотивах бездомности, одиночества, неприкаянности.
Совершенно иное впечатление составило для С. Есенина путешествие на Восток, которое произошло в 1924–1925 годах. Оно позволило залечить душевные раны поэта. Новое звучание мотиву придает размеренная, плавная ритмика стихотворений этого периода, заимствованная у великих поэтов Востока. Странничество питает героя восточной мудростью, хотя, чужой край не становится для него родным. Он в очередной раз оставляет чужой край и отправляется домой. Оказавшись на родине, поэт задумывается над смыслом жизни. Именно с данным периодом связаны стихотворения, которые он писал в последние годы. В позднем периоде мотив странничества развивается в философском аспекте. Поэт, оборачиваясь на свою жизнь, ни о чем не жалеет. Возвращение домой воспринимается поэтом как конец жизненного пути. Наполняясь разными смыслами, эволюция мотива странничества происходит на протяжении всего творческого пути поэта.
Таким образом, в творчестве Есенина большое значение имеет мотив пути и странничества. Со сменой мировоззрения поэта трансформируется мотив странничества. В начале творческого пути странничество носит черты религиозности, с приходом революции мотив обретает новые черты, появляются упаднические настроения.
1.2 Песенный мотив творчества С.Есенина
Лирический герой С. Есенина примеряет на себя много масок. Среди них выделяется образ певца. Певческие мотивы творчества поэта связаны с природой и звучанием музыкальных инструментов. Однако песенный мотив не всегда является положительным. Трагические мелодии перерастают у поэта в песнь о его собственной гибели .
Форма, которую выбирает Есенин для выражения собственных идей, отсылает нас к первоисточникам. Поэт не просто создает стихотворение – он поет. Так, исследователь творчества поэта Г.И. Шипулина указывает на то, что «в поэтическом языке Есенина песня (песнь) — самое частотное существительное, с индексом частотности» .
Названия многих стихотворений поэта заключают в себе песенное начало, а именно: «Песнь о собаке», «Песнь о хлебе», «Песня» («Есть одна хорошая песня у соловушки»), «Песня старика разбойника», «Подражанье песне» и др. Более того, в его творчестве образ лирического героя приравнивается к образу певца.
С.Есенин воспевает мир деревни с его традициями, устоями. В этом мире люди еще не утратили способность разглядеть природные знаки, в отличие от городской среды, в которой оказалась утраченной связь человека и природы. Именно песня, по мысли Есенина, способна объединить людей и напомнить им о деревенском укладе, как, например, в стихотворении «Хулиган»: Русь моя! Деревянная Русь!
Я один твой певец и глашатай… .
Перед читателями часто появляется образ певца, который не утратил своей связи с крестьянской деревней.
С.Есенин изображает своего лирического героя как человека, который наделяется песенным даром. Так появляются образы древней языческой Руси. Именно в природе поэт видит спасение для всех людей.
Певческой способностью поэт наделяет не только лирического героя, но также и природу, что выражается в названиях произведений: «Поет зима — аукает», «На бору со звонами плачут глухари», «Чтоб прозвенеть в лазури». Есенин демонстрирует, что природа также имеет живой язык. Просто нужно иметь способность слушать его, как это делали наши предки.
Главным исполнителем среди природных явлений выступает ветер. Он играет струями, как струнами дождя и лучами света. Есенин создает собственный образ ветра-песенника.
Песенный мотив в творчестве поэта также связан с музыкальными инструментами, в основном, с исконно-русскими. Такой мотив очень близок к народному мотиву частушки. Однако положительное начало не всегда присутствует в творчестве поэта. Особенно в последние годы жизни в стихотворных строках Есенина ощущается тоска, обреченность, грусть. Такого рода лирические произведения передают душевное состояние поэта. Песенный мотив проходит свою трансформацию. Вместо весело звучащих колокольчиков ощущается дисгармония и предчувствие скорого конца , что находит свое выражение в «Песне панихидной по моей головушке», «Песню тлен пропел и мне. Умирать так умирать». Лирический герой предвещает собственную смерть. Вводя в текст мотив смерти, он раскрывает мысль о преемственности поколений в стихотворении «По-осеннему кычет сова»:
Без меня будут юноши петь,
Не меня будут старцы слушать.
Новый с поля придет поэт,
В новом лес огласится свисте .
Таким образом, поэт-певец Есенин стремился, используя для этого свое творчество, научить людей разгадывать тайны мироздания, видеть знаки, которые посылает нам вселенная. В последнее время к творчеству поэта проявляется огромный интерес, снимаются фильмы, записываются клипы, песни и др. Это свидетельствует о том, что спустя время люди пытаются разгадать, понять, услышать все то, что хотел донести до нас великий певец Есенин.
1.3 Христианские мотивы, религиозные мотивы, мотив любви к родному краю, бодлеровские мотивы в творческом наследии поэта
Главным в творчестве поэта была человечность, милосердие, сочувствие, любовь ко всему живому. Поэт стремился донести до своих читателей всю правду жизни. В его произведениях Спас пахнет яблоками и медом, ели льют запах ладана, кадит черемуховый дым, родные степи звенят молитвословным ковылем. Для ранней лирики Есенина характерен религиозный пантеизм – Бог растворен у него в природе: копны и стога похожи на церкви, «ивы – кроткие монашки»:
Край любимый, сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленах твоих стозвонных.
На меже на переметке
Резеда и риза кашки,
И вызванивают в четки
Ивы, кроткие монашки .
В лапах елей у поэта видятся ангельские крылья. Свет звезд – это «звездные псалмы», которые льются с небес. Река поет про «рай и весну», ели пахнут ладаном, в лесу звучит «молебен птичьих голосов», березовые стволы похожи на свечки, а ягоды рябины – словно кровавые раны на теле Христа. Природа, по Есенину, имеет живую душу, и благоговейное поклонение Богу через природу особенно ярко прослеживается в стихотворении «Чую радуницу Божью»:
Чую радуницу Божью –
Не напрасно я живу.
Приклоняюсь к придорожью
Припадаю на траву.
Между сосен, между елок,
Меж берез кудрявых бус,
Под венком в конце иголок,
Мне мерещится Иисус…
В начале творческого пути демократические и социальные настроения С. Есенина переплетаются с религиозными исканиями «новой» веры. Таким, например, видит поэт образ Христа: «Христос для меня совершенство, — пишет он. — Но я не так верую в него, как другие. Те веруют из страха, что будет после смерти? А я чисто и свято, как в человека, одаренного светлым умом и благородною душою, как в образец в последовании любви к ближнему» . В те годы мировоззрение С. Есенина еще только формируется .
В ранних стихах Есенина воплощена мечта о некоем идеальном мире, которая, несомненно, связана с христианским идеалом незримого Божьего града, небесного Иерусалима, с православным идеалом Святой Руси, а также с мотивом странничества. Образ «иной земли» у раннего Есенина рисуется как желанный удел, как «страна нездешняя», куда стремится лирический герой. Но и земная Россия в ранней лирике поэта оказывается пронизана небесной благодатью. Сборник «Радуница» подчеркивает пасхальную доминанту, о чем свидетельствует преклонение перед Божественным замыслом в окружающей нас гармонии природы и одновременно устремление «к нездешнему».
В произведениях поэта представлен широкий спектр молитвенных текстов — в форме дословных цитат, вариаций, мотивов. В их числе нами отмечены: Иисусова молитва, молитвы Пресвятой Богородицы, молитва за отечество, поминальная молитва, фрагменты покаянных и «хвалитных» псалмов, богослужебных песнопений, исполняемых на Всенощной во время пасхальной литургии, акафистов Иисусу Сладчайшему и Святителю Николаю и т.д .
Произведения поэта свидетельствуют о его глубокой осведомленности в основных жанрах церковной гимнографии. Среди них тропарь («Край родной! Тропарь из святцев…»; «Взрыкает рыбка сонный тропарь…»), канон («Богомолки идут на канон…», «Троицино утро, утренний канон…», «Служи, чернильница, лесной канон…», «Понесут нас в церковь на мирской канон…»), псалом («С голубизны незримой кущи / Струятся звездные псалмы…») .
Большое влияние на поэта, позднее отразившееся в его творчестве, оказали иконы, находящиеся в доме деда. Иконы создали тот визуальный образ, фон, который затем ассоциативно, аллюзивно проявился в произведениях поэта. Иконописные образы, вошедшие в жизнь Есенина в детстве, стали героями его произведений, осязаемыми знаками постижения бытия, неким соединяющим началом и Горнего и дольнего. Религиозное миропонимание пронизывает образный строй поэзии Есенина, в особенности периода 1910-х годов, и определяет умонастроение лирического героя, восприятия им не только исторического времени, но и вечности. Оригинальное развитие получает здесь сквозной, прорисованный в различных вариациях сюжет пришествия Бога в мир. Этот воплощенный в художественной форме смысл насыщен прозрениями о сопряженности земного мира с Божественным замыслом о нем и восходит непосредственно к Священному Писанию.
Трагическим испытанием для Сергея Есенина стала гражданская война 1917–1919 гг. В этот период религиозные мотивы ярко выражаются в творчестве поэта, основным жанром которого становится поэма. Однако и на этом этапе направленность образов и мыслей меняется. Произошедшей в России Февральской революции поэт посвящает стихотворение «Товарищ», ставшее пророческим: в нем он повествует о первых ее жертвах – рабочем-революционере и Церкви («Пал сраженный пулей младенец Исус») . Как было отмечено выше, сначала в революционных событиях С. Есенин видит надежду на глубокие преобразования всей жизни, построение крестьянского рая на земле. «Пришествие» – это искусственное приспособление имен, названий, образов Библии к выражению революционной эйфории и утопических мечтаний, бесконечно далеких как от реальности, так и от какого-то цельного мировоззрения.
Последние стихотворения Есенина трагичны. Со временем он приходит к более глубокому, философскому пониманию сути счастья и смысла человеческой жизни. В лирике его появляются философские мотивы. Произведения последних лет отражают мысли о прожитой жизни (очевидно, поэт предчувствовал свою насильственную гибель): он не сожалеет о прошедших временах, принимает со спокойной мудростью тот факт, что «Все мы, все мы в этом мире тленны…». Он пытается пересматривать свою жизнь заново, и опять религиозная тема волнует и вторгается в творчество:
«Стыдно мне, что я в Бога не верил,
Горько мне, что не верю теперь»
Сергей Есенин был исконно русским поэтом. Поэтому главным мотивом в его творческом наследии является Родина. Для поэта русская земля представляла собой, прежде всего, красоту родного края. По Есенину Русь – «малиновое поле и синь, упавшая в реку». Свой восторг гармонией и величием природы поэт выражал в стихотворной форме. Он был покорен неповторимостью родной земли:
«Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать».
Создается впечатление, что С.Есенин может бесконечно долго рассматривать прекрасные картины природы. Ощутимое место в ранней лирике поэта принадлежит безыскусным русским пейзажам.
«Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Словно серебром…»
В своем творчестве поэт не использует сложные поэтические приемы, изображая родной край. Слова идут из самого его сердца. На читателей они действуют завораживающе. Совершенно невозможно представить лирического героя Есенина вдали от родной деревни, природы. В размышлениях поэта о русской земле присутствуют религиозные мотивы. Они не только в облике русской деревни (“хаты – в ризах образа”). Судьба России в творчестве Есенина повторяет библейский сюжет:
Снеги, белые снеги –
Покров моей родины –
Рвут на части,
На кресте висит
Ее тело,
Голени дорог и холмов перебиты…
Но не только высокие понятия идеализирует Есенин. Порой он описывает фрагменты деревенской жизни, которые, на первый взгляд, не стоят кисти художника, но в которых, однако, заключается прелесть русской глуши, ее особенный, неповторимый колорит. Не только гордость за родную землю присутствует в лирике поэта, но и боль, и страх за судьбу русской деревни.
К основным мотивам лирики Есенина также можно отнести следующие: страсть, саморазрушение, раскаяние и переживания за судьбу отечества. На закате его творческой деятельности возвышенные чувства сменяются глубоким разочарованием и тоской по тому, что не сбылось. Поэт погружается во мрак собственной души, где скрываются пороки. Поэтому в его творчестве можно уловить бодлеровкие мотивы: красота гибели и поэзия деградации духовной и физической. Любовь, которая присутствовала практически в каждом произведении, была воплощена в разных значениях — страдания, отчаяния, тоски, влечения и т.д.
Сергей Есенин прожил недолгую, но очень яркую, во многом трагичную жизнь. Но даже за такой короткий срок поэт успел много понять, осмыслить и выразить это такими восхитительными строчками-красками, что литературное наследие, оставленное им, многогранное, сочетающее в себе множество мотивов, образов, тем, идей – и, конечно же, христианскую тематику, так ярко запечатленную в его рифме – останется с нашим народом навсегда. Есенин – глубоко национальный поэт. Он тонко чувствовал музыку России. Его талант, ум, судьба неразрывно связаны с жизнью Родины. Без нее поэт не мыслит своей жизни.