Курсовая с практикой на тему Основные модели олигополий на современных рынках
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты модели олигополий 5
1.1. Сущность олигополии 5
1.2. Характеристика олигополистического рынка 12
Глава 2. Особенности моделей олигополий на современных рынках 19
2.1. Особенности моделей олигополий в России 19
2.2. Особенности моделей олигополий в зарубежных странах 24
Глава 3. Стратеги предприятий в условиях олигополии 33
3.1. Место и роль олигополии на развитие предприятия в рыночной экономике 33
3.2. Моделирование взаимодействия предприятий в условиях олигополии 35
Заключение 41
Список использованных источников и литературы 43
Приложение ……………………………………….………………………………….……..46
Введение:
Актуальность темы. Избранная тема является актуальной, поскольку олигополия создает благоприятные условия для активного вмешательства предпринимателей в рыночные отношения: становится возможным определить объем спроса и предложения, предусмотреть тенденции динамики цен и возможные действия конкурентов, а также самостоятельно устанавливать цены.
Во многих отраслях национального хозяйства достаточно распространенной формой несовершенной конкуренции является олигополия. Особенно растет роль олигополии в условиях современной глобализации рынков.
Рыночное положение олигополии, ее экономическая прибыль дают возможность олигополии финансировать стратегические исследования с отдаленным сроком возвращения средств. Со временем олигополистические отрасли будут способствовать улучшению продукции, снижению ее себестоимости и цены, увеличению объема производства и занятости сравнительно с совершенной конкуренцией (сегодня — электронная продукция). Представители традиционной точки зрения, напротив, считают, что олигополии сдерживают НТП — новый продукт приведет к моральному износу оборудования. Большое количество значительных достижений (реактивный двигатель, вертолет, шариковая ручка, целлофан и др.) принадлежит отдельным, независимым изобретателям или были сделаны небольшими или средними по размерам фирмами. Другими словами, научный характер отрасли, ее перспективность в большей степени определяют научно-технический прогресс больше, чем рыночная структура отрасли.
Проблеме определения сущности олигополии, ее роли при условиях рыночной экономики посвященные труды многих отечественных и зарубежных исследователей, среди которых: В. Базилевич, Дж. Милль, О. Кузьмин, Ю. Николенко, Ф. Найт, М. Портер, П. Самуэльсон, Р. Фатхутдинов, Ф. Хайек, Й. Шумпетер и другие. Однако существует потребность в таком толковании категории «олигополия», которое было бы адаптировано к современным условиям и учитывало предыдущий накоплен научный опыт.
Целью работы является исследование роли олигополии в российской экономике.
Объектом исследования является олигополия.
Предметом исследования является характеристика рынка олигополии.
Задачи работы:
‒ исследовать сущность олигополии;
‒ раскрыть характеристику олигополистического рынка;
‒ особенности моделей олигополий в России;
‒ изучить особенности моделей олигополий в зарубежных странах;
‒ исследовать место и роль олигополии на развитие предприятия в рыночной экономике;
‒ провести моделирование взаимодействия предприятий в условиях олигополии.
Методы исследоʙания: анализ, синтез, сраʙнение, логического обобщения, описательный, расчетный, графический и экономико-статистические методы.
Заключение:
Изучение проблемы стратегического взаимодействия фирм является центральной темой в исследовании поведения олигополии.
Выявлены характерные черты олигополии – особой рыночной структуры с характеристиками, присущими только ей. Так, помимо малого числа компаний, здесь всегда отмечается их всеобщая взаимозависимость, которая выражается в принятии во внимание любой реакции со стороны конкурента на своё поведение и свои действия. В природе существуют рынки, на которых можно обнаружить относительно небольшое число продавцов, причем изменение их количества практически не происходит ввиду предельно ограниченного входа на данный рынок новых организаций.
Крупнейшие олигополии, например, в строительной или автомобильной сферах, редко включают более 8-10 компаний. Обычно это настоящие гранды своей индустрии, которые неохотно принимают к себе новых членов. К тому же вход в олигополию любого нового участника будет ограничен, в первую очередь, масштабом организации. С другой стороны, все крупные корпорации уже являются составными частями определенных олигополий, а своеобразный «пропуск» на рынок молодой фирмы может быть получен, разве что некой патентной монополией или обладанием революционной инновационной технологией.
Все существующие модели олигополии специалисты классифицируют на кооперированные и некооперированные. В первую категорию входят модели, так или иначе связанные с тайным или явным сговором присутствующих на рынке компаний. Этот сговор выражается в негласном или гласном соглашении о разделении рынка, особенностях ценообразования, методах ограничения конкуренции и т.д. Нередки случаи, когда такие фирмы объединяются в картели, по сути, создающие условия почти чистой монополии. В некооперированных моделях олигополии каждая компания действует обособленно, но обязательно с оценкой возможной реакции конкурентов. Также различают модели:
‒ количественные (компании договариваются об объемах выпуска продукции)
‒ ценовые (компании договариваются исключительно о ценах).
Таким образом, исследование подтвердило, что олигополия, как и любая модель рынка, имеет свои плюсы и минусы, как для потребителя, так и для производителя. Можно даже сказать, что противоречивость олигополии является движущей силой развития ведущих отраслей национального рынка.
Подытоживая необходимо отметить, что в целом законодательство почти всех стран является достаточно жестким относительно проявлений заговора между фирмами на олигополистических рынках. В то же время существуют определенные исключения, которые могут быть связаны со стабилизацией в отрасли, рационализацией производства, технико-технологическим и экономическим развитием. Особенностью регулирования картелей является то, что дела, которые рассматриваются относительно фиксирования цены или распределения рынков в развитых странах, касаются чаще всего транснациональных компаний или национальных, что свидетельствует об усилении глобализационных тенденций функционирования отраслевых рынков.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты модели олигополий
1.1. Сущность олигополии
Олигополия это – рыночная система, при которой несколько крупных компаний разделяют рынок между собой. В настоящее время, олигополия является одной из самых распространенных рыночных структур в современной экономике. Примером олигополии может служить рынок сотовой связи РФ. Сотовая связь — наиболее выгодный и быстро развивающийся сегмент телекоммуникационного рынка России.
Олигополия означает наличие нескольких производителей и продавцов товаров или услуг на рынке в отдельной отрасли. Во многих развитых странах мира типичной ситуацией является наличие в отраслях 4–5 производителей продукции. Олигополии производят однородные и дифференцированные товары и услуги.
Однородные товары сосредоточиваются преимущественно на изготовлении сырья и полуфабрикатов (нефти, цемента и др.), дифференцированные – на производстве товаров массового потребления.
Олигополия является одной из форм несовершенной конкуренции, вместе с монополией и монополистической конкуренцией.
Несовершенная конкуренция — вид конкуренции, который характеризуется рядом следующих особенностей,: отдельные экономические субъекты-участники рынка добиваются влияния на цену, предложение товара, условия вхождения на рынок новых участников или выхода из него, доступ к ресурсам, рыночной информации; дифференциация товара на рынке; потребители теряют возможность приобретения качественной продукции, они часто дезинформированные маркетинговыми мероприятиями отдельных предприятий на рынке; отдельные экономические субъекты получают дополнительную прибыль не цивилизированными методами за счет убытков других участников; отсутствие стимулов для инновационной деятельности предприятий. Следовательно, все это касается и олигополии.
Проанализировав научную экономическую литературу, выделим следующие подходы к толкованию сущности понятия «олигополия»: количественный, ситуационный, структурный, клиентоориентированный, рыночно ориентированный, структурно-ценовой, отраслевой, структурно-барьерный и другие .
В рамках количественного подхода определяют, что основным признаком олигополии является наличие рыночной власти у небольшого количества предприятий на рынке.
По ситуационному подходу олигополию описывают как рыночную ситуацию, при которой фирмы взаимозависимые между собой в объемах производства, реализации, инвестиций и маркетинговой деятельности.
По структурному подходу олигополия — структура рынка, при которой несколько предприятий контролируют большую долю рынка. Такая структура не является динамической .
В соответствии с клиентоориентированным подходом отмечают, что важной особенностью олигополии является наличие небольшого количества больших поставщиков и многих мелких потребителей.
В рамках рыночно ориентированного подхода олигополию выделяют между других форм несовершенной конкуренции именно за значительной долей рынка нескольких фирм.
В соответствии со структурно-ценовым подходом олигополию понимают как рыночную структуру, в которой контроль за уровнем цен находится у нескольких фирм. Так, Л. В. Рибун утверждает, что «олигополия — это такая рыночная структура, которая имеет место, когда в отрасли количество фирм, которые выпускают однородный или дифференцированный продукт, настолько малое, что каждая при формировании своей ценовой политики должна принимать к сведению реакцию со стороны конкурентов. Она возникает благодаря существующим барьерам для вступления — таким, как эффект масштаба, патенты, контроль над источниками сырья и ссуд, а также в результате слияния» .
Согласно отраслевому подходу олигополию толкуют как отрасль, в которой несколько предприятий реализовывают стандартизированный или дифференцированный товар, причем часть каждого из них в общих объемах продажи настолько значительная, что изменения объема реализации продукции одной из фирм изменяет уровень цен.
Структурно-барьерный подход заключается в том, что олигополия — это такая рыночная структура, в которой не только несколько продавцов наделены рыночной властью, но и вход новых фирм затруднен или вообще невозможен.
Олигополистическая конкуренция возникает между большими фирмами, товары которых могут быть как однородными и взаимозаменяемыми (сталь, пластмассы), так и отличными (сельхозинвентарь, автомобили) .
В 1934 г. известен немецкий экономист Г. фон Штакельберг предложил классификацию рыночных структур, представленную в таблице 1.