Курсовая с практикой на тему Основные методологические подходы и методы к изучению песенной традиции казаков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА
1. МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФОЛЬКЛОРА 5
1.1.
Понятие о фольклоре и фольклористике в современных исследованиях 5
1.2. Современные подходы к
изучению фольклора. 13
ГЛАВА 2.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАБОТЫ С КАЗАЧЬИМИ ПЕСНЯМИ В ФОЛЬКЛОРИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ.. 18
2.1. Казачество как вид
традиционной культуры. 18
2.2.
Идейно-тематические доминанты работы с казачьими песнями как с фольклорным
материалом. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.. 33
Введение:
Казачество является уникальным историческим явлением в
российской и мировой истории, возникшей и развивающейся на протяжении
нескольких столетий в неразрывной связи с историей русского народа. Являясь по
существу субэтносом, казачество сохраняло атрибуты государственного образования
– Казачий Круг, Войско, собственную культуру и традиции
Казачья песня – мощный пласт русского народного песенного и
певческого искусства, уникальный по силе воздействия и художественным
особенностям. Внимание просвещенных любителей музыки и ученых она привлекла уже
в конце XVIII — начале XIX в. Записи казачьих песен осуществлялись почти
непрерывно вплоть до наших дней, а научный и практический интерес к ним
существовал всегда и со временем лишь усиливался. Несмотря на наличие огромного
фонда записей, обобщающие исследования, дающие представление о природе казачьей
песни до сих пор не были созданы.
Цель исследования заключается в выделении основных
методологических подходов к изучению песенной традиции казаков.
В целях исследования формулируются его основные задачи:
1.
Рассмотреть трансформации представлений о фольклоризме в современных научных
исследованиях;
2.
Выделить формы изучения фольклора в актуальной исследовательской практике;
3. Изучить
возможности сохранения фольклорного наследия казаков;
4.
Охарактеризовать текущее состояние работы по сохранению песенной традиции
казаков.
Объектом исследования является песенная традиция казаков.
Предметом исследования
являются закономерности изучения песенной традиции казаков.
Методология исследования базируется на использовании системного
и деятельностного подходов, культурно-исторического и
сравнительно-исторического методов.
Научная новизна полученных результатов видится в возможности
использования предложенной методологии при исследовании закономерностей
изучения песенной традиции казаков.
Практическое значение. Результаты работы будут способствовать
научным исследованиям как при изучении закономерностей сохранения песенной
традиции казаков, так и в области изучения фольклорного материала в условиях
современности. Ее материалы могут быть использованы в курсах по истории и
теории литературы, а также для разработки спецкурсов и спецсеминаров,
посвященных этой проблеме.
Структура работы определяется ее целью и заданиями. Исследование состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Творческие взаимосвязи между фольклором и
литературой достаточно давно сохраняют свою актуальность в качестве объекта
литературоведческих исследований, приобретая в последнее время новое научное
осмысление. Стремительно растет количество работ, содержащих исследования как
прямого, так и опосредованного влияния, которое имеет устно-поэтическая
традиция относительно отдельных художественных произведений и всего творчества
того или иного писателя.
Литературное творчество всегда обогащалось фольклорными
сюжетами, мотивами, образами, жанрово-стилевыми формами. Однако изучение
влияния фольклора на функционирование и развитие различных жанровых форм
является недостаточным.
Казачья песня – мощный пласт русского народного песенного и
певческого искусства, уникальный по силе воздействия и художественным
особенностям. Внимание просвещенных любителей музыки и ученых она привлекла уже
в конце XVIII — начале XIX в. Записи казачьих песен осуществлялись почти непрерывно
вплоть до наших дней, а научный и практический интерес к ним существовал всегда
и со временем лишь усиливался. Несмотря на наличие огромного фонда записей,
обобщающие исследования, дающие представление о природе казачьей песни до сих
пор не были созданы.
Анализ исполнительской культуры современных фольклорных
коллективов, включающих в свой репертуар казачьи традиционные песни, показал
изменение темброидеала, в определённой мере потерю многоголосия. В сценических
коллективах, работающих в народной исполнительской практике, исчезли легкие
мужские голоса (тенора) и связанная с ними манера «выведения» высокого
подголоска – дишканта. Сегодня их заменяют женские голоса – альты. Следует отметить
также преобладание в певческой практике наших дней низких по тембральной
окраске мужских голосов.
Попытка возродить казачьи традиции, осмыслить фольклорный
феномен и сохранить его в первозданном виде или адаптировать к современности
носит пока стихийный характер и требует научного осмысления. Проблема
современного фольклора, как и вопросы нового содержания традиционных жанров, —
это новое осмысление исторических судеб фольклора в стремительно меняющихся
социальных условиях. Каждый этап в истории музыкальной культуры предполагает
новое отношение к фольклору.
Фрагмент текста работы:
МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФОЛЬКЛОРА 1.1. Понятие о фольклоре и фольклористике в
современных исследованиях
В
словаре научной и народной литературы "Восточнославянский фольклор» В.
Гусев отметил, что особую популярность термин "фольклористика"
приобретает с середины 1960-х годов преимущественно для обозначения
"вторичных", "неаутентичных" фольклорных явлений
(воспроизведение фольклора на сцене, распространение в художественной
самодеятельности, фольклорные фестивали) [11].
По
мнению И. Денисюка, фольклористика – это "явление усиленного использования
фольклора в творчестве писателей разных народов» [10, с. 13].
Р.
Кирчев и Р. Марков отмечают, что в случае органического фольклоризма
необязательно определять использование фольклорного субстрата в тексте как
усиленное. Ведь довольно часто можно встретить скрытый фольклор, который
нелегко найти в литературном произведении [2].
Р.
Марков определяет фольклоризм как сознательное обращение писателей к народной
эстетике. Исследователь отмечает, что типы фольклористики могут быть
различными, они зависят от творческой манеры, индивидуального стиля, метода,
направления, которого придерживается тот или иной писатель [3].
А.
Кирилюк трактует фольклоризм как художественное обогащение индивидуального
профессионального словесного творчества путем абсорбции элементов продукта
коллективной креативной силы [18].
Взаимоотношения
фольклора и литературы являются сложными, многоаспектными и многогранными.
Анализируя способы переосмысления фольклорных явлений и степень их
формально-содержательных трансформаций в литературе, ученые определяют такие
виды фольклористики:
1)
имитативный, или стилизационный, характеризующий незначительное изменение
сущности фольклорного элемента;
2)
интерпретационный, для которого характерны глубокие процессы смысловой
(философской, эмоционально-психологической, этико-эстетической) переориентации
устно-поэтических образов, тем, мотивов, сюжетов;
3)
концептуально-инновационный, или трансформационный, что выражается в глубинном
переосмыслении фольклорной поэтики, идейно-конструктивном изменении
жанрово-композиционного построения произведения [3].
Р.
Марков выделяет следующие основные этапы освоения литературой фольклора:
1)
стилизацию;
2)
психологическую интерпретацию фольклорных мотивов;
3)
переосмысление народной мифологии.