Курсовая с практикой на тему Основные логические понятия элементарной математики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений в дошкольном возрасте. 6
1.1 Основные математические понятия 6
1.2.Содержание работы по формированию элементарных математических у детей дошкольного возраста 8
1.3. Особенности использования сюжетно-дидактических игр в организации работы по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста 17
Глава 2. Исследование влияния сюжетно-дидактической игры на формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста 26
2.1 Исследование уровней развития элементарных математических представлений дошкольников. 26
2.2. Анализ и обобщение развития элементарных математических представлений у дошкольников 30
2.3. Использование сюжетно-дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у дошкольников 33
Заключение 40
Список использованных источников: 42
Введение:
Сегодня, как и раньше, актуальна проблема готовности ребенка к обучению в школе, которая выражается, с одной стороны, в овладении ребенком новых отношений с обществом — психологическая готовность, с другой стороны, в освоении им знаний, умений и навыков. Обучение в школе предъявляет серьезные требования к познавательной сфере ребенка, к его умственной активности, способностям самостоятельно логически мыслить при решении проблемных задач.
Дискуссия о необходимости систематической предматематической подготовки ребенка длилась более века (от работ Я. А. Коменского, А. В. Грубе, И. Г. Песталоцци, В. А. Лая, К.Д. Ушинского, Ф. Фребеля и т. д. до работ Л. К. Шлегера, Е. И. Тихеевой, Н. Ф. Блехера, А. М. Леушиной и др.). Практика показала, что стихийное формирование предматематических представлений у детей дошкольного возраста происходит на жизненном уровне и, как правило, эти знания применимы к весьма ограниченному набору ситуаций. Научное же знание рационально, осознанно и может быть использовано в различных ситуациях, так как имеет обобщенный характер. Получить такие знания ребенок может только в общении со специально организованным материалом под непосредственным руководством педагога.
В настоящее время вопросы подготовки ребенка к обучению в школе решаются специалистами комплексно. И место в решении этого вопроса отводится математической подготовки ребенка в детском саду. Потому что для умственного развития детей существенное значение имеют приобретенные ими математические представления, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения в младших классах средней школы.
Основное значение данная проблема приобретает в практике дошкольного образования, так как начальное обучение дошкольников математике осуществляется в основном на занятиях. В соответствии с программой дети должны получить элементарные математические представления в области счета и измерения. Однако дошкольники не всегда понимают смысл выполняемых ими действий: для чего нужно считать, измерять; почему надо делать именно эти действия и выполнять их не примерно, а точно?
Чтобы для ребенка количественные значения «ожили», необходимо их вводить в ведущий тип деятельности ребенка — в игру. На современном этапе игра используется в основном для закрепления пройденного материала на занятии, чаще всего в форме дидактической игры. Но важно, чтобы, кроме этого, игра использовалась для формирования элементарных математических представлений не только в учебное время, но и в свободное от занятий время — в игровой деятельности детей, в частности, в форме сюжетно-дидактической игры.
Исторически разработка психолого-педагогических вопросов методики формирования начальных математических представлений у детей дошкольного возраста в 30-50-е годы строилась на основе методологических позиций отечественной психологии и педагогики. Изучались закономерности становления представлений о числе, вопросы развития счетной и вычислительной деятельности. Кроме этого обосновывалась необходимость начинать формирования количественных представлений у детей с раннего возраста, сначала с восприятия множества предметов, а затем приступать к обучению детей счету и выделению отношений между числами. Разрабатывались дидактические материалы, пособия, игры.
Значительное влияние на этот процесс оказали работы отечественных психологов, педагогов, методистов, таких как П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Г. С. Костюк, А. М. Леушина, Н.А. Менчинская, Л. А. Яблоков.
Цель курсовой работы — рассмотреть особенности формирования элементарных математических понятий у детей дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс формирования ЭМП у детей средней группы средствами дидактической игры.
Заключение:
Для детей дошкольного возраста характерны следующие закономерности развития: смена форм мышления (наглядно-действенное – наглядно-образное – наглядно-словесное); развитие произвольности познавательных процессов; развитие эмоций, воли; формирование познавательных интересов как мотивов учебной деятельности; становление творческой игры как социальной школы ребенка.
Развитие познавательных процессов определяет легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач, что имеет особое значение для подготовки к школьному обучению. Поэтому чрезвычайно важно ранее определение степени сформированности у ребенка различных психических функций.
Математическое развитие ребенка происходит как в ходе общения со взрослыми, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения. Важнейшую роль при этом играет осуществляемый во время образовательной деятельности в детском саду процесс умственного воспитания. Математическое воспитание ребенка выступает не только как овладение им знаниями и способами мыслительной деятельности, но и как формирование определенных качеств личности.
На основании полученных результатов диагностики, а также анализа и обобщения психолого-педагогической и научно-методической литературы, была выстроена программа действий по успешному развитию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста средствами сюжетно — дидактических игр в исследуемой группе. Формирование элементарных математических представлений дошкольников осуществлялось в ходе организации сюжетно — дидактических игр, совместной деятельности педагогов, детей и родителей, в процессе организованного обучения и самостоятельной деятельности детей.
Изучив проблему формирования элементарных математических представлений средствами сюжетно-дидактических игр в психолого-педагогической литературе, мы убедилась, что сюжетно-дидактические игры является эффективным средством формирования элементарных математических представлений и имеет существенное значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. В опытно-экспериментальной работе мы формировали элементарные математические представления у детей среднего группы средствами сюжетно-дидактических игр.
Это позволило сделать вывод о том, что разработанный комплекс мероприятий по формированию элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста достаточно эффективен. По итогам работы можно сделать вывод: будет высокий уровень количественных представлений детей дошкольного возраста, если будет проводиться планомерная, методически грамотная работа со стороны педагога в тесной взаимосвязи с родителями.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений в дошкольном возрасте.
1.1 Основные математические понятия
Как и любая наука, математика имеет свои основные понятия, которыми она оперирует: множество, число, счет, размер, величина и др. Исходным содержанием многих математических понятий являются реальные предметы и явления окружающей действительности и деятельности людей.
Основным понятием в математике есть понятие множества, хотя возникло оно позже, чем другие.
Множество — это совокупность объектов, рассматриваемых как одно целое.
Человек всегда был окружен различными множествами: множество звезд на небе, растений, животных, множество различных звуков, частей собственного тела. Любое множество характеризуется каким-нибудь свойством, или говорят, что множество задано характерным свойством. Под характерным свойством множества понимают такое свойство, которым обладают все предметы, принадлежащие этому множеству, но не обладает ни один предмет, который не принадлежит ему (не является его элементом)
Множество в отличие от неопределенной множественности может иметь границы и быть охарактеризован числом. Число показывает количество элементов или количество групп во множестве. Тогда считают, что число обозначает мощность множества.
В начале развития счетной деятельности сравнение множеств осуществлялось поэлементно, друг к другу. Элементами множеств называют объекты, составляющие множество. Это могут быть реальные предметы (вещи, игрушки, картинки), а также звуки, движения, числа и т.д.
Есть два способа определения мощности множества: первый — перечислением всех его элементов и называнием результата числом; второй — выделением характерной особенности множества.
Элементами множества могут быть не только отдельные объекты, но и их совокупности. Например, при счете парами, тройками, десятками. В этих случаях элементами множеством становится не один предмет, а два, три — совокупность.
Основными операциями с множествами являются: объединение, сечение и вычитание.
Объединением (суммой) двух множеств называют третье множество, которое содержит все элементы этих множеств. Однако сумма множеств не всегда равна сумме чисел элементов множеств. Она равна сумме чисел элементов только тогда, когда в обоих множествах нет общих элементов. Если есть общие элементы, то в сумму они входят только один раз. Например, в загадке «Двое родителей и двое сыновей, а всего их трое» мы видим пример объединения множеств, когда сумма множеств не равна сумме чисел. Поскольку одно и то же лицо включалось дважды (в первое и во второе множества), оно учитывается только один раз.
Действия над множествами лучше изображать графически. На рис. 1.1 изображено объединение множеств.