Курсовая с практикой Экономические науки Региональная экономика и управление

Курсовая с практикой на тему Основные экономические показатели функционирования Республики Башкортостан

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2

Глава 1. Экономика региона как объект исследования и управления 4

1.1. Понятие и элементы социально-экономического развития региона 4

1.2. Нормативно-правовая база стратегического планирования в регионе 5

1.3. Показатели и методика оценки социально-экономического развития региона 7

Глава 2. Анализ социально-экономического развития Республики Башкортостан 11

2.1. Динамика социально-экономического развития Республики Башкортостан 11

2.2. Анализ текущей политики органов управления по развитию региона 17

2.3. Классификация проблем функционирования и развития региона, их актуализация в современных условиях 19

2.3.1. SWOT и PEST-анализ 19

2.3.2. Проблемы в сфере социальной защиты 21

2.3.3. Природоохранная деятельность 22

2.3.4. Коррупция 24

Глава 3. Основные направления улучшения социально-экономического развития Республики Башкортостан 26

3.1. Общие направления 26

3.2. Экология и социальная поддержка 27

3.3. Антикоррупционная политика и инвестиции 30

3.4. Импортозамещение 32

3.5. Туризм 33

Заключение 36

Список использованной литературы 37

Приложения 44

  

Введение:

 

Регионы России выделяются по следующим критериям: объем имеющихся природных и трудовых ресурсов, а также уровень развития сельского хозяйства и промышленности и другие факторы. Различия между регионами усугубляются проблемами, унаследованными от советской экономики, наиболее важными из которых являются непропорциональность развития и сырьевая ориентация экспортной промышленности. Эти слова обосновываются следующим примером: размер среднедушевого дохода в регионах может изменяться в 10-15 раз, как и стоимость прожиточного минимума.

Отечественные исследователи считают, что возможности государства в реализации мер региональной политики ограничены, поэтому приоритетные направления должны быть выбраны в конкретной области и в данное время.

Согласно концепции «Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации» миссией региональной политики является содействие социально-экономическому развитию регионов, субъектов России и муниципальных образований. Стратегическими приоритетными направлениями социально-экономического развития регионов являются: повышение эффективности государственного управления на региональном уровне, повышение инновационной и инвестиционной активности субъектов, повышение эффективности использования природного потенциала региона, развитие человеческого потенциала региона.

Таким образом, сущность социально-экономического развития обозначается использованием потенциала региона на основе снижения роли государства в регулировании развития.

Если рассматривать регион как подсистему национальной экономики, то можно определить значение стратегического управления развитием региона. Это определение имеет следующую формулировку: процесс изменения социально-экономической системы, направленный на повышение благосостояния населения, обеспечение стабильности системы сейчас и в будущем и способствующий конкурентоспособности региона.

Суть стратегического управления региональным социально-экономическим развитием заключается в отходе от управленческого рационализма, который заключается в том, что это развитие определяется рациональной организацией, основанной на выявлении внутренних резервов и увеличении использования всех видов ресурсов.

Цель исследования – выявить проблемы и перспективы социально-экономического развития Республики Башкортостан. Задачи исследования:

• охарактеризовать понятие и элементы социально-экономического развития региона;

• изучить нормативно-правовую базу стратегического планирования в регионе;

• сформулировать показатели и методики оценки социально-экономического развития региона;

• изучить динамику социально-экономического развития Республики Башкортостан;

• провести анализ текущей политики органов управления по развитию региона;

• выявить проблемы функционирования и развития региона;

• представить направления улучшения социально-экономического развития Республики Башкортостан.

Объект исследования – социально-экономическое развития Республики Башкортостан. Предмет исследования – управление социально-экономическим развитием Республики Башкортостан, его проблемы, пути их решения и развития Республики Башкортостан.

Теоретическая база исследования представлена книгами, статьями, интернет источниками.

При написании работы применялись методы систематизации и обобщения, ретроспективный и перспективный анализ, методы стратегического планирования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Государственное регулирование социально-экономического развития регионов выступает системой действий и намерений, где интересы государства реализовываются через механизмы и инструменты региональной политики. Объектом ее управления выступает социально-экономическая система по отдельности каждого региона, где разрабатывается алгоритм действий и принятых решений с целью стимулирования роста региональной экономики и определения мероприятий государственной поддержки через бюджетный сектор финансирования. Стратегия социально-экономического развития региона рассматривается как своеобразная идеология управления по совершенствованию ключевых показателей роста потенциала территории.

Экономическая ситуация в 2022 году складывается под влиянием неблагоприятных внешнеэкономических и внешнеполитических условий, прежде всего, волатильности на валютных и сырьевых рынках, введенных иностранными государствами санкционных ограничений в отношении Российской Федерации.

Вместе с тем, несмотря на имеющуюся напряженность, принятые оперативные меры по обеспечению устойчивого развития Республики Башкортостан в условиях внешнего санкционного давления (распоряжение Главы Республики Башкортостан от 29 апреля 2022 года № РГ-128) позволили нивелировать кризисные явления в экономике и в значительной степени смягчить влияние внешнеэкономической ситуации на экономику и социальную сферу.

Проведенное исследование выявило ряд проблем, которые ограничивают социально-экономическое развитие Республики Башкортостан. Они касаются снижения экспортно-импортных операций, социальной защиты населения, коррупции, инвестиционной привлекательности и др. Предложены направления повышения социально-экономического развития Республики Башкортостан по направлениям стимулирования экспорта, привлечения инвестиций, в т.ч. в сферу туризма, социальной поддержки населения и предпринимательства.

 

Фрагмент текста работы:

 

Понятие и элементы социально-экономического развития региона

Под социально-экономическим развитием региона понимается управляемый процесс достижения определенного более высокого уровня развития социальной и экономической сфер жизнедеятельности территории, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения потребностей населения [16].

По мнению П.С. Черкасова, регион следует рассматривать «как сложноорганизованную пространственно-целостную систему, представленную территориально локализованным комплексом взаимосвязанных социально-экономических подсистем, детерминированных определенной структурой производства, особенностями социальной инфраструктуры и человеческого капитала, а также местом и ролью самого региона в социально-экономическом комплексе страны» [57].

Совокупность признаков, характеризующих регион в качестве социально-экономической системы, представлена на рисунке 1 Приложения 1.

На рисунке 1 Приложения 2 изображено то, как региональная экономическая политика выступает элементом стратегии развития региона.

Одна из острых задач Правительства Российской Федерации на сегодняшний день – это создание условий по решению основных проблем неравномерного развития экономических систем регионов нашей страны, между которыми наблюдается сильно различие, как в социальных, так и в экономических показателях/индикаторах. Ни для кого не секрет, что между многими регионами России существуют большая пропасть не только социально-экономического развития, но и условий и уровня жизни населения [29].

Основным этапом стратегии социально-экономического развития региона является определение устойчивости развития региона, а также создание благоприятных условий для улучшения качества жизни населения региона. Это возможно через постановку целей стратегического планирования с учётом федеральных и региональных приоритетов. Развитие любого региона необходимо начинать с решения региональных социально-экономических задач, которые должны учитывать специфику региона и запросы бизнес-сообщества и самого населения региона. Для реализации данной цели необходима конкретика задач перед органами государственной власти [25].

Поэтому одним из ключевых вопросов является соотношение социального и экономического направлений в регионе при обосновании моделей, функций и целей планирования в регионе [10; 26].

Таким образом, государственное регулирование социально-экономического развития регионов выступает системой действий и намерений, где интересы государства реализовываются через механизмы и инструменты региональной политики. Объектом ее управления выступает социально-экономическая система по отдельности каждого региона, где разрабатывается алгоритм действий и принятых решений с целью стимулирования роста региональной экономики и определения мероприятий государственной поддержки через бюджетный сектор финансирования.

1.2. Нормативно-правовая база стратегического планирования в регионе

Стратегия развития региона предопределяет возможность избрания потенциально возможных ресурсов, которые предоставят возможность территории совершенствовать и способствовать более активному развитию своих составляющих [41].

Но любые разрабатываемые, а впоследствии реализуемые на определенной территории, стратегии социально-экономического развития любого уровня не являются, учитывая положения Федерального закона от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (с изм. и доп. на 31.07.2020), стратегическим планом, а рассматриваются только как документы целеполагания [5].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы