Внешняя политика и дипломатия стран Востока и Азии Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Основные аспекты внешней политики КНР в регионе Центральной Азии на современном этапе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Становление основных
приоритетов внешней политики КНР в регионе ЦА на рубеже XX-XXI веков…………………………………………….7

1.1.Эволюция отношений КНР и республик Центральной Азии…………………..7

1.2.Становление Шанхайской организации сотрудничества и её роль в развитии
отношений КНР с государствами ЦА……………………………………………..13

Глава 2. Основные сферы развития
отношений КНР с государствами Центральной Азии…………………………………………………………………23

2.1.Военно-политическое сотрудничество КНР с государствами Центральной
Азии…………………………………………………………………………………23

2.2.Экономическое взаимодействие Китая и центральноазиатских
республик…………………………………………………………………………..26

2.3.Культурно-гуманитарные аспекты сотрудничества КНР и республик
Центральной Азии…………………………………………………………………30

Глава 3. Инициатива «Пояса и пути» как фактор внешней политики
КНР в регионе Центральной Азии……………………………………………………………………….35

3.1.Сотрудничество с
центральноазиатскими странами в рамках «Пояса и пути» (общая характеристика)…………………………………………………………..35

3.2.Развитие
отношений КНР в контексте реализации инициативы «Пояса и пути» с отдельными
государствами Центральной Азии………………………42

3.3.Взаимодействие
КНР с Россией в Центральной Азии в контексте реализации стратегии «Пояса и
пути»………………………………………………………..46

Заключение………………………………………………………………………48

Список использованных источников и литературы………………………..51

  

Введение:

 

Актуальность исследования определяется тем, что Китайская Народная Республика
превратилась в одного из мировых лидеров, и её роль в мировой экономике и
глобальных политических процессах возрастает. Одновременно растут и
внешнеполитические амбиции Китая.

Центральная
Азия представляет собой пять относительно молодых независимых республик,
которые только вступили на путь модернизации. Стратегическое положение региона
определяется его расположением на стыке КНР и России, с одной стороны, и
исламских республик на юге, с другой. Здесь пересекаются и сталкиваются
интересы ведущих центров силы, таких как Китай, Россия, Индия, США, Пакистан,
ЕС, Япония и другие.

Актуальность
исследования обусловлена также тем, что Центральная Азия выступает в качестве
важного объекта для реализации Пекином своего наиболее амбициозного проекта
«Один пояс, один путь». В этой связи представляет интерес изучение как
особенности реализации проекта в регионе, так и отдельные аспекты
сотрудничества со странами региона.

Наряду
с этим, текущая динамика отношений КНР и республик Центральной Азии должна
восприниматься в контексте интересов, сотрудничества и конкуренции с Россией, и
в этой связи имеющиеся проблемы, тенденции и перспективы развития представляют
собой сферу особого научного интереса, что также актуализирует проблему
настоящего исследования.

Степень изученности проблемы. Изученные материалы целесообразно разделить на две
группы. В первую вошли работы таких авторов, как И. Актамов, Т. Бадмацыренов[1], рассматривавшие «мягкую силу» Китая, Р. Алимов[2] изучавший роль ШОС в Центральной Азии и мире, А. Баяк[3], проаналиизровавший текущее состояние отношений РФ и КНР сквозь призму проектов ЕАЭС
и «Один пояс, один путь», Е. Вязгина[4] раскрывшая процесс образования ШОС, С. Жильцов[5], проанализировавший основные направления китайской
политики в Каспийском регионе, М. Игитян[6], рассматривавший политику КНР в Центральной Азии сквозь
призму интересов России, З. Кокошина[7], проанализировавшая роль ШОС в борьбе с терроризмом, Ю.
Кулинцев[8], рассматривавшая роль государств Центральной Азии во
внешней политике КНР, Т. Умаров[9], акцентировавший внимание на экспансионистской политике
КНР в Центральной Азии.

Вторую группу составили
зарубежные ученые, такие как Й. Линч[10], анализировавший влияние Китая в Центральной Азии, С.
Пейруз[11], рассматривавший угрозы, которые усиление КНР в
Центральной Азии несёт региону, Р. Йелинек[12], М. Ляруэль[13], Р. Нургожаева[14], анализировавшие проект «Один пояс, один путь» для
Центральной Азии.

Таким образом, подводя
итог рассмотрению историографии изучаемой проблематики, следует сделать вывод о
том, что массив исследований по отношениям Китая и Центральной Азии довольно
обширен, отличается многоаспектностью, но также дробностью и отсутствием
системности.

Объектом исследования данной работы является внешняя политика Китая в
Центральной Азии.

Предметом исследования являются основные аспекты внешней политики КНР в
регионе Центральной Азии на современном этапе.

Целью исследования — является выявление основных аспектов внешней политики
КНР в регионе Центральной Азии на современном этапе.

Достижение
данной цели предполагает решение следующих задач:


охарактеризовать эволюцию отношений КНР и республик Центральной Азии;


рассмотреть Становление Шанхайской организации сотрудничества и её роль в
развитии отношений КНР с государствами ЦА;


исследовать военно-политическое сотрудничество КНР с государствами Центральной
Азии;


рассмотреть экономическое взаимодействие Китая и центральноазиатских республик;


исследовать культурно-гуманитарные аспекты сотрудничества КНР и республик
Центральной Азии;


дать общую характеристику сотрудничеству КНР с центральноазиатскими странами в
рамках «Пояса и пути»;


исследовать развитие отношений КНР в контексте реализации инициативы «Пояса и
пути» с отдельными государствами Центральной Азии;


выявить взаимодействие КНР с Россией в Центральной Азии в контексте реализации
стратегии «Пояса и пути».

Гипотеза исследования. Китай наращивает своё
присутствие в Центральной Азии в военно-политической, экономической и
культурно-гуманитарной сферах. В перспективе позиции Пекина в регионе будут
усиливаться.

Методологическая база исследования. В своей работе автор опирается на
принципы научного историзма и объективизма. К основным методам относятся анализ
и синтез, дедукция и индукция, сравнительный и системный,
историко-генетический, историко-системный, историко-сравнительный и
историко-типологический методы.

Структура исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и
списка использованной литературы. [1] Актамов И., БадмацыреновТ. «Мягкая сила»
Китая: образовательные стратегии внешнеполитического влияния. — Текст:
электронный. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/myagkaya-sila-kitaya-obrazovatelnye-strategii-vneshnepoliticheskogo-vliyaniya (дата обращения: 15.02.2021) [2] Алимов Р. Роль Шанхайской организации
сотрудничества в противодействии угрозам мира и безопасности. [Электронный
ресурс] Текст: электронный. // //Официальный сайт ООН. URL: https://www.un.org/ru/chronicle/article/21818  (дата обращения:
27.01.2021) [3] Баяк А. Текущее состояние
российско-китайских отношений сквозь призму конкуренции и взаимодействия
инициатив экономической интеграции в Центральной Азии (Евразийский
экономический союз и новый Шёлковый путь) Текст:
электронный. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tekuschee-sostoyanie-rossiysko-kitayski (дата обращения: 28.01.2021) [4] Вязгина Е. Шанхайская пятерка и процесс
возникновения ШОС. Текст: электронный. // // Грамота.ру:
справочно-информационный портал. URL: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2011_8-1_11.pdf (дата обращения: 28.01.2021) [5] Жильцов С. Основные направления политики
Китая в Каспийском регионе. Текст: электронный. — URL: https://www.muiv.ru/vestnik/pdf/eu/eu_2015_2_095-104.pdf (дата обращения: 28.01.2021) [6] Игитян М. Китайская внешняя политика в
Центральной Азии и интересы России. — Текст: электронный. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kitayskaya-vneshnyaya-politika-v-tsentralnoy-azii-i-interesy-rossii (дата обращения: 15.02.2021) [7] Кокошина З. Антитеррористические учения
Шанхайской организации сотрудничества. — Текст: электронный. //Международная
жизнь — 2013. — №9.  . -URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2085 (дата обращения: 18.02.2021) [8] Кулинцев Ю. ШОС во внешнеполитической
стратегии России Текст: электронный. //Российский совет по международным делам.
-URL:https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/shos-vo-vneshnepoliticheskoy-strategii-rossii/ (дата обращения: 28.02.2021) [9] Умаров Т. На пути к Pax Sinica: что несет Центральной Азии экспансия Китая. — Текст: электронный. //
Карнеги-центр Москва. — URL: https://carnegie.ru/commentary/81265#_ednref1 (дата обращения: 15.02.2021) [10] Ian J. Lynch. What
Are the Implications of China’s Growing Security Role in Central Asia?- —
Текст: электронный. // The Dip;lomat (USA). -URL:
https://thediplomat.com/2020/06/what-are-the-implications-of-chinas-growing-security-role-in-central-asia/
(дата обращения: 15.02.2021) [11] Sebastien Peyrouse.
Understanding Sinophobia in Central Asia- Текст: электронный. // The Diplomat
(USA). -URL:
https://thediplomat.com/2020/04/understanding-sinophobia-in-central-asia/ (дата
обращения: 15.02.2021) [12] Roie Yellinek. The
Impact of China’s Belt and Road Initiative on Central Asia and the South
Caucasus. — Текст: электронный. — URL:
https://www.e-ir.info/2020/02/14/opinion-the-impact-of-chinas-belt-and-road-initiative-on-central-asia-and-the-south-caucasus/
(дата обращения:
15.03.2021) [13] Marlene Laruelle.
China’s Belt And Road Initiative And Its Impact In Central Asia — Текст: электронный. —
URL:
https://www.centralasiaprogram.org/wp-content/uploads/2017/12/OBOR_Book_.pdf (дата обращения:
15.03.2021) [14] Roza Nurgozhayeva.
How Is China’s Belt and Road Changing Central Asia? — Текст: электронный. —
URL:
https://thediplomat.com/2020/07/how-is-chinas-belt-and-road-changing-central-asia/
(дата обращения:
15.03.2021)

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

КНР рассматривала Центральную Азию как относительно
безопасный и стабильный регион, источник энергоресурсов и рынок сбыта своей
продукции.

Уже в середине 1990-х годов стало формироваться
энергетическое сотрудничество КНР со странами Центральной Азии, в первую
очередь с Казахстаном, Туркменистаном и Узбекистаном.

Другим важным направлением сотрудничества стало
урегулирование пограничных споров, доставшихся в наследие от Советского Союза.
Их успешное решение стало основой развития форума «Шанхайской пятерки» и его
трансформации начале XXI века в Шанхайскую организацию сотрудничества.

Становление
Шанхайской организации сотрудничества сыграло важную роль в развитии отношений
КНР с государствами Центральной Азии. Образование ШОС стало новым этапом центральноазиатской
политики КНР, утверждая ее как значимого актора в регионе, в рамках ШОС
совместно с другими государствами-участниками ШОС поставившую перед собой
задачу развития всестороннего сотрудничества, охватывающего самые разные
направления, от военно-политического до культурно-гуманитарного взаимодействия.

КНР рассматривает ШОС как важный инструмент региональной
безопасности Центральной Азии, зарекомендовавший себя в качестве авторитетной
организации, занимающей собственную позицию по всем основным вопросам
центральноазиатской или международной повестки дня. Успешное институциональное
развитие ШОС подкрепляется становлением институтов наблюдателей и партнеров,
появлением Контактной группы ШОС-Афганистан.

В настоящее время КНР является одним из двух ведущих
внешних акторов в Центральной Азии, чьи интересы присутствуют практически во
всех региональных процессах и сферах сотрудничества на двустороннем и
многостороннем уровне.

Сотрудничество Китая с центральноазиатскими государствами
развивается в сфере обеспечения региональной безопасности,
торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, развития
инфраструктуры, культурно-гуманитарном направлении.

Военно-политическое
сотрудничество КНР с государствами Центральной Азии также развивается. В тоже время, военно-политические
аспекты сотрудничества носят относительно скромный характер и получили развитие
только в последние годы.

Хотя ШОС по-прежнему
является основным инструментом для КНР и центральноазиатских участников
организации в обсуждении вопросов укрепления региональной безопасности,
проведения совместных учений и деятельности Региональной антитеррористической
структуры, наблюдается постепенная активизация военного сотрудничества КНР с
республиками Центральной Азии.

Для Центральной Азии Китай и Россия являются ключевыми
внешнеторговыми партнерами.

Экономическое
взаимодействие Китая и центральноазиатских республик лежит в сфере основных интересов КНР, которые
фокусируются в сферах энергетики, торговли, а также инфраструктурных и
транспортно-коммуникационных проектов в рамках «Экономического пояса Шелкового
пути».

Культурно-гуманитарные
аспекты сотрудничества КНР и республик Центральной Азии основаны на факторе мягкой силы. Мягкая сила
служит еще одним инструментом укрепления влияния КНР в Центральной Азии.
Основным инструментом являются Институты Конфуция, в рамках которых
осуществляются проекты в области образования и культуры.

В то же время, молодежь Центральной Азии интересуется
китайским языком преимущественно в целях использования экономических
возможностей, а Китайская Народная Республика по-прежнему остается во многом
малоизученным феноменом и ее намерения часто вызывают подозрения и отнюдь не
только доброжелательную реакцию.

Общая
характеристика сотрудничества КНР с центральноазиатскими странами в рамках
«Пояса и пути» состоит в ключевом инвестиционном параметре. Однако есть
опасения, что по мере роста китайских
инвестиций и в целом присутствия Китая в регионе, Пекин может ужесточить свою
позицию для достижения своих национальных интересов.

Непрозрачность реализуемых
КНР проектов порождает подозрительность и общую обеспокоенность по поводу
присутствия Китая. Недостаток информации о сотрудничестве с Китаем вызывает
беспокойство касательно долгосрочных выгод. В этой связи Пекин стремится
активно использовать свои инструменты мягкой силы для разъяснения повестки дня,
и в ряде случаев признает решающую роль содействия сотрудничеству и инклюзивности,
стремясь к более высоким стандартам правовых норм и институтов, а также повышая
качество проектов.

Улучшение коммуникации и
прозрачность проектов помогут КНР продвигать «Экономический пояс Шелкового
пути» как взаимовыгодную инициативу, построенную по принципу «выигрыш-выигрыш»,
которая приносит пользу местным сообществам и окружающей среде, а не только
китайским инвесторам и региональной политической элите.

Развитие
отношений КНР в контексте реализации инициативы «Пояса и пути» с отдельными государствами
Центральной Азии происходит
в условиях, когда для каждого из государств Центральной Азии проект «Один пояс,
один путь» занимает важное место в приоритетах сотрудничества с Китаем, однако наблюдаются
опасения из-за возможности возрастания внешнего долга и, соответственно,
зависимости от КНР.

Взаимодействие
КНР с Россией в Центральной Азии в контексте реализации стратегии «Пояса и
пути» развивается благодаря
сопряжению «Экономического пояса Шелкового пути» и Евразийского экономического
союза, в силу чего Россия и Китай развивают двустороннее и многостороннее
сотрудничество, увеличивая показатели развития как для регионального
сотрудничества в Центральной Азии, так и для содействия экономическому росту в
своих проблемных регионах – Сибири и Дальнем Востоке для России и СУАР для
Китая.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Становление основных приоритетов внешней политики КНР в регионе ЦА
на рубеже XX-XXI веков

1.1. Эволюция отношений КНР и
республик Центральной Азии Политика КНР в отношении стран Центральной Азии в начале
1990-х годов основывалась на ряде факторов, к основным из которых следует
отнести пограничные проблемы, энергетический потенциал Центральной Азии,
быстрый экономический рост КНР, растущая потребность в рынке сбыта, а также
сохранение стабильности региона.

В наследство от советско-китайских отношений граничащим с
КНР странам СНГ достался комплекс нерешённых пограничных проблем. Для республик
Центральной Азии, граничащих с КНР – Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном
– решение вопроса границ стало крупным внешнеполитическим достижением.

Российской Федерации урегулирование старых пограничных
споров означало бы не только открытие новой страницы в отношениях с Китаем, но
и подтверждением её статуса как главного внешнего актора на пространстве
Содружества, поскольку для переговоров с КНР РФ и центральноазиатские
республики сформировали общую позицию[1].

Истоки проблемы уходят корнями в давнюю напряжённость
между Советским Союзом и Китайской Народной Республики, наиболее интенсивно
проявлявшийся на их общей границе, что стало многосторонним вопросом с
обретением независимости бывших советских республик Центральной Азии. Ещё в
период ухудшения отношений между СССР и КНР в 1960-е годы проблема границ стала
одной из центральных в двусторонних отношениях и приводила к локальным
вооруженным конфликтам, крупнейшим из которых стало столкновение на острове
Даманский в 1969 году, которое привело к многочисленным жертвам и поставило обе
страны на грань полномасштабного вооруженного конфликта[2].

И СССР, и КНР занимали жёсткую позицию в отношении
границ, и ситуация стала меняться только после распада Советского Союза и
образования новых независимых государств. Ещё в ноябре 1992 года Китай, Россия,
Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан начали переговоры по безопасности и мерам
доверия на границах. Основная цель переговоров заключалась в снижении возможной
напряжённости на границах после окончания холодной войны[3].

В 1996 году на встрече в г. Шанхае была сформирована
неформальная группа стран, получившая название «Шанхайская пятерка». Тогда же
было подписано «Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Казахстан,
Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной
Республикой об укреплении доверия в военной области в районе границы»[4]. На следующий год в Москве
было подписано «Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Казахстан,
Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой
о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы»[5].

В текстах соглашений изложены подробные меры военного
сдерживания и прозрачности вдоль общих границ всех пяти государств. Тем самым
было положено начало формированию общего режима безопасности и успешному
многостороннему сотрудничеству, но договоренности между странами были дополнены
серией двусторонних соглашений о разграничении границ, торговле и
сотрудничестве. [1] Вязгина Е.
Шанхайская пятерка и процесс возникновения ШОС. Текст: электронный. // // Грамота.ру : справочно-информационный
портал. URL:
https://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2011_8-1_11.pdf (дата
обращения: 28.01.2021) [2] Шадрина Е.
Советско-китайский приграничный конфликт марта 1969 года в трактовке китайских
историков. Текст: электронный. — URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovetsko-kitayskiy-prigranichnyy-konflikt-marta-1969-goda-v-traktovke-kitayskih-istorikov
(дата обращения: 28.01.2021) [3] Вязгина Е.
Шанхайская пятерка и процесс возникновения ШОС. Текст: электронный. —  URL:
https://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2011_8-1_11.pdf (дата
обращения: 28.01.2021) [4] Соглашение между
Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой,
Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой об укреплении доверия
в военной области в районе границы. Текст:
электронный. — URL: http://docs.cntd.ru/document/901763237 (дата обращения:
28.01.2021) [5] Соглашение между
Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой,
Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой о взаимном сокращении
вооруженных сил в районе границы. Текст:
электронный. — URL: http://docs.cntd.ru/document/901779315 (дата обращения:
28.01.2021)

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы