Курсовая с практикой на тему Основной итог подросткового возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования особенностей развития подростков 6
1. Психолого-педагогическая характеристика развития в подростковом возрасте 6
1.2 Особенности развития личности подростков в условиях сельской школы 10
Глава 2 Опытно-эмпирическое исследование особенностей развития подростков в сельской школе 14
2.1 Условия реализации образовательной деятельности подростков в сельской школе 14
2.2 Анализ эмпирического исследования 19
Заключение 25
Список литературы 27
Введение:
Подростковый возраст представляется весьма значимым этапом развития личности. В этот период происходит большое количество существенных преобразований в физическом и психическом развитии человека: происходит формирование многих гормональных процессов в организме, что приводит к половому созреванию человека, значительному и резкому росту. Происходящие физические изменения оказывают значительное влияние и на становление психической сферы ребенка. Именно на данном этапе ребенок осознает себя взрослым, появляется желание получить определенный статус в социуме, хотя зачастую это не совпадает с реальными возможностями ребенка и отношением к нему окружающих взрослых. В этот период начинается процесс самоопределения ребенка, как личностного, так и профессионального, формируется определенное самоотношение, уровень притязаний, мотивация деятельности и др. Иными словами, можно заметить, что с одной стороны, данный период весьма сложен и противоречив как для самого ребенка, так и для взаимодействующих с ним взрослых. С другой, весьма важен для становления и последующего функционирования личности и это необходимо учитывать в воспитательной и образовательной деятельности.
Несомненно, большое влияние на развитие личности подростка оказывает та среда, в которой он воспитывается. Например, отмечается достаточно большая разница в формировании личности подростков из городской и сельской среды. Так, отмечается, что сельская среда обладает значительно меньшим потенциалом в плане предоставления ребенку возможностей для саморазвития и раскрытия собственных способностей по причине, что на селе менее развита инфраструктура в том числе образовательных учреждений: нет больших библиотек с достаточным количеством современной литературы, зачастую отмечается недостаток квалифицированного педагогического персонала, так как условия жизни в селе представляются непривлекательными для специалистов. Кроме того, недостаточно развито дополнительное образование: во многих случаях подросткам с математическими, музыкальными и иными видами способностей некуда обратиться, чтобы их развивать. Соответственно, отмечается более низкий уровень образовательной подготовки сельских подростков, а профессиональное самоопределение имеет более практическую направленность. Развитие личности обусловлено также особенностями жизненного уклада в селах. Небольшое количество жителей становится причиной того, что все друг друга знают, соответственно, применяются более высокие и жесткие критерии к соблюдению нравственных норм поведения. Сохранены традиции взаимопомощи и взаимоподдержки, в большей степени соблюдаются семейные и народные традиции. Кроме того, в сельской местности у детей на более высоком уровне формируется культура трудовой деятельности, привычка к тяжелому повседневному труду. Близость к природе становится основой для формирования гуманного, осознанного отношения к животным, природным богатствам и др. Все перечисленные факторы позволяют говорить о том, что личностное развитие, самореализация сельских подростков обладают определенной спецификой по сравнению с подростками городскими.
Цель исследования: изучить особенности формирования компонентов личностной зрелости подростков, живущих в городе и селе.
Объект исследования: формирование личности подростка.
Предмет исследования: специфика формирования компонентов личностной зрелости подростков, проживающих в сельской местности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать возрастные психолого-педагогические особенности развития личности в подростковом возрасте;
2. Изучить представления разных исследователей обо особенностях формирования личности сельских подростков;
3. Рассмотреть специфику условий формирования личности подростка, проживающего в сельской местности;
4. Проанализировать результаты эмпирического исследования особенностей формирования компонентов личностной зрелости городских и сельских подростков.
Гипотеза: имеются существенные различия в уровне сформированности компонентов личностной зрелости городских и сельских подростков.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации, методика Ю. З. Гильбуха «Тест-опросник личностной зрелости», качественный и количественный анализ полученных эмпирических данных.
Заключение:
Таким образом, подростковый возраст – весьма важный период в развитии личности в целом. Это этап, на котором можно говорить о переходе личности от детства и соответствующей картины мира к взрослости и формированию зрелости личности. На данном этапе у подростка формируются представление о себе как личности, о собственном потенциале и интересах, происходит профессиональное и личностное самоопределение, становление определенного уровня притязаний, мотивации и др. Значительное влияние на данный процесс оказывают те условия и среда, в которых происходило становление и развитие конкретного подростка. Например, большое значение имеет в городе или в селе воспитывается ребенок.
Несомненно, город предоставляет больше возможностей для развития познавательной, интеллектуальной сферы ребенка, формирования его способностей, раскрытия творческого потенциала. Однако специфика жизни в селе становится основой для становления ряда личностных качеств подростков, живущих там: большей ответственности, независимости, ответственного отношения к трудовой деятельности, окружающей природе, большей способности к сопереживанию и взаимодействию с окружающими. Зачастую сложности существования в сельской местности становятся основой для формирования более высокого уровня мотивации достижения таких подростков. В целом, часто можно говорить о более высокой личностной зрелости данной категории подростков.
Специфика формирования личности подростков в сельской местности должна учитываться в организации образовательного и воспитательного процесса. Особенности жизненного уклада в селе характеризуются более низкой численностью населения и более высокой его сплоченностью, более высоким уровнем соблюдения традиций, большей значимостью мнения общественности в жизни конкретного человека, необходимостью участвовать в определенной трудовой деятельности с детства. Вместе с тем в селе имеются гораздо более бедные образовательные и экономические условия, недостаток ресурсов (материальных, кадровых, технических) для развития личности подростков.
Проведенное эмпирическое исследование было направлено на установление особенностей формирования компонентов личностной зрелости у подростков, живущих и обучающихся в городе и в селе. В результате данного исследования было установлено, что для обоих групп подростков, участвующих в исследовании, характерен процесс становления личностной зрелости, который пока нельзя считать завершенным. Однако, для подростков сельской местности характерен более высокий уровень сформированности личностной зрелости, чем для подростков, живущих в городе.
Также отмечается, что у подростков из сельской местности отмечается более высокий уровень развития таких показателей, как мотивация достижения, Я-концепция, гражданская ответственность и др.
Таким образом, анализ научных источников и проведенное эмпирическое исследование позволяет говорить о том, что существуют значительные различия в формировании личностной зрелости подростков сельской и городской местности. Иными словами, гипотеза данного исследования подтверждена.
Фрагмент текста работы:
В отечественной психологии основы для понимания тенденций формирования психики и личности в подростковом возрасте заложены в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман и др.
С точки зрения И.С. Кона, психологическая периодизация индивидуального развития должна основываться на тех общественных и нормативно-ценностных параметрах, которыми необходимо овладеть индивиду, достигшему определенного возрастного этапа, чтобы своевременно и продуктивно перейти к следующему этапу и возрастной категории. И.С. Кон определил подростковый возраст как 13–16 лет для мальчиков и 12–15 лет для девочек.
А.В. Петровский указывал, что границами подросткового возраста следует считать период времени между 11–12 и 14–15 годами. При этом А.В.Петровский концентрировал внимание не на специфике физического и полового созревания, а, первую очередь, на трансформации ведущих форм деятельности, социальном статусе и уровне социализации личности в целом.
С точки зрения представления о возрастной периодизации возрастного Э. Эриксона, пятая возрастная стадия по временным рамкам (11–20 лет) соответствует подростковому возрасту. На данном этапе у подростка формируется чувство идентичности, т. е. он ориентирован на интеграцию всего, что он знает о себе самом как сыне (дочери), школьнике, друге и т.д. Кроме того, всю эту информацию подростку необходимо осознать, соотнести с прошлым и спроецировать на будущее [8].
Согласно представлениями специалистов ВОЗ подростковый возраст представляет собой этап роста и развития субъекта, который начинается за периодом детства продолжается до наступления зрелого возраста, то есть с 10 до 19 лет.
Пубертатный период, или этап созревания, представляет собой этап, в течение которого индивид достигает половозрелости, иными словами, этап, на протяжении которого формируются первичные и вторичные половые признаки.
Физическая пубертатность формируется у мальчиков примерно между 14-16 годами, у девочек -между 13 и 15. А психическая пубертатность возникает раньше –примерно в 11-12 лет. Однако данные возрастные рамки весьма условны. Начало подросткового периода характеризуется кризисом, который обусловлен как физиологическими трансформациями в организме подростка, так и психосоциальными. Это детерминирует сложность протекания данного периода и для самого подростка, и для окружающих его взрослых [11].
Кризис подросткового возраста относится к числу наиболее значимых и трудных критических этапов формирования личности. Самым распространенным выступает традиционная концепция, в рамках которой в кризисе подросткового возраста дифференцируется три стадии:
1) негативная, или предкритическая, внутри которой осуществляется разрушение существовавших привычек, шаблонов, деструкция стереотипов, развившихся на более ранних этапах конструктов;
2)кульминационная точку кризиса;
3)посткритическая фазу, т. е. этап развития новых структур, формирования новых взаимодействий и т. п.
С. Холл cодержание подросткового этапа развития интерпретировал как кризис самосознания, пройдя через который, человек приобретает чувство индивидуальности.
Психологические характеристики подросткового периода развития в явной форме выраженности, были обозначены, как подростковый комплекс. К нему относятся резкие изменения эмоционального состояния от неудержимой радости до тоски и уныния и наоборот, а также группа других разнонаправленных характеристик, действующих поочередно.
К. Левин указывал на условную маргинальность подростка, проявляющейся в его положении между двумя культурами —миром детей и миром взрослых. Подросток уже не желает относить себя к сообществу детей, однако на может обрести достойного положения в культуре взрослых, сталкиваясь с противодействием со стороны действующей реальности, что является причиной возникновения состояния «когнитивного дисбаланса», размытость векторов, планов и целей на этапе трансформации жизненной перспективы.