Курсовая с практикой на тему Основание и порядок выплаты материнского капитала
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 4
Глава 1. Общая характеристика материнского капитала как меры дополнительной поддержки граждан, имеющих детей 6
1.1. Понятие и сущность материнского капитала 6
1.2 Основания предоставления материнского капитала 12
Глава 2. Практические вопросы предоставления гражданам материнского капитала 20
2.1. Порядок выплаты материнского капитала 20
2.2. Направления распоряжения средствами материнского капитала 25
Заключение 32
Список использованных источников 34
Приложения 38
Введение:
В соответствии с ч.1 ст.7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, то есть государством, создающим для граждан условия, обеспечивающие каждому достойную жизнь. Это требует от государства внедрения мер социальной поддержки для наиболее уязвимых категорий населения, в том числе, для семей, имеющих детей. В данном случае признается, что родительские обязанности могут исполняться надлежащим образом только в том случае, если семья имеет достаточные материальные ресурсы. Поэтому законодателем предусматривается меры социального обеспечения граждан имеющих детей. При этом государственная политика по социальной поддержке семьи и детей, в том числе в части выплаты детских пособий тесно связана с преодолением негативных тенденций демографическо¬го развития страны. Вследствие ряда законодательных шагов, направленных на создаются более благоприятные условия для рождения и воспитания детей в России. Сказанное касается, в том числе, материнского (семейного) капитала (далее – материнский капитал), который в последние годы приобрел особую значимость для многих российских семей, простимулировав некоторую их часть к более раннему рождению числа детей .
Актуальность работы обусловлена тем, что материнский капитал обладает значительной спецификой относительно иных мер социальной поддержки граждан, имеющих детей, как в части оснований его предоставления, так и в части процедуры предоставления, включающей в себя два этапа – получение соответствующего сертификата и последующая выплата средств с направлением средств материнского капитала только по направлениям, определяемых законодателем, исходя из его возможностей и приоритетов. Все это связывается со повышенной сложностью правового регулирования материнского капитала.
Цель исследования — комплексный анализ оснований и порядка выплаты материнского капитала.
В соответствии с целью работы поставлены задачи:
— исследовать понятие и сущность материнского капитала;
— определить основания предоставления материнского капитала;
— рассмотреть порядок выплаты материнского капитала;
— проанализировать направления распоряжения средствами материнского капитала.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе предоставления дополнительных мер поддержки гражданам, имеющим детей.
Предметом исследования выступают законодательные и научные положения, характеризующие специфику оснований и порядка выплаты материнского капитала.
Теоретическую основу работы составили труда российский юристов. В том числе, С.Г. Марковым, А.В. Алексеевой рассматривались сущность, механизм, проблемы и перспективы развития материнского капитала, С.А. Мирзоевой – его применение и выплата.
При написании работы были использованы метод научного познания, анализ, синтез, формально-логический, логико-юридический методы исследования.
Нормативной основой исследования является Конституция РФ, Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», иные нормативно-правовые акты Российской Федерации.
Эмпирическая основа исследования представлена материалами судебной практики.
Структура работы включает в себя введение, две главы, каждая из которых разделена на два параграфа, заключение и список использованных источников.
Заключение:
Материнский капитал представляет собой средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет ПФР на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ. Размер материнского капитала определяется дифференцированно.
Введение данного понятия обусловлено тем, что законодатель определил меры государственной поддержки, обладающей значительной спецификой. Введенные в качестве «стимулятора рождаемости», они вызывает трудноразрешимые этические проблемы и отнюдь не является панацеей в деле улучшения демографических показателей. Очевидно, следует не акцентировать внимание на материнском капитале как на инструменте повышения рождаемости, тем более что в законодательстве упоминания об этом не существует, а рассматривать его как меру социальной поддержки семей, имеющих детей.
Право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал имеют физические лица, имеющие гражданство Российской Федерации: женщина, родившая (усыновившая, как единственный усыновитель или вместе с супругом) второго ребенка, женщина, родившая (усыновившая, как единственный усыновитель или вместе с супругом) третьего ребенка или последующих детей, в том случае, если раньше она не воспользовались таким правом, мужчина, являющийся единственным усыновителем второго, равно как третьего, четвертого ребенка или последующих детей, женщина, родившая (усыновившая) первого ребенка начиная с 01.01.2020, мужчина, являющийся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 01.01.2020.
Основанием предоставления материнского капитала является соответствие граждан той или иной категории, установленной законом. Это становится предпосылкой для их обращения в территориальный орган ПФР, прежде всего – в целях получения государственного сертификата на материнский капитал. В данном случае становится необходимым последующее обращение гражданина-владельца сертификата в территориальный орган ПФР с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала. Перечисление денежных средств по назначению осуществляется ПФР, обналичивание материнского капитала не допускается.
Законодателем определен исчерпывающий перечень направлений распоряжения материнским капиталом. Его средства могут направляться на улучшение жилищных условий (в связи с приобретением, строительством жилья и др.), получение образования ребенком (детьми), формирование накопительной пенсии для женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 01.01.2007, женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 01.01.2007, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки, женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 01.01.2020, приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов и получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».
Высказано мнение, что перечень направления средств материнского капитала, закрепленный на федеральном уровне, является узким. Целесообразным было бы расширение сферы применения материнского капитала, начиная от приобретения автомобиля и заканчивая вложениями в семейный бизнес. Как вариант – можно было бы тратить материнский капитал на аренду жилья, если семья в нем нуждается, но не может позволить себе купить, на капитальный ремонт жилья.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИНСКОГО КАПИТАЛА КАК МЕРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
1.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МАТЕРИНСКОГО КАПИТАЛА
Согласно п. 2 ст. 21 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах 1976 г. предусмотрено, что семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться, по возможности, самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании. В Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. предусмотрено, что семья имеет право на защиту со стороны общества и государства.
В России соответствующие гарантии закреплены в ч.1 ст.39 Конституцией РФ, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В данном случае социальное обеспечение предстает как собирательное понятие, касающееся утраты средств к существованию по разным причинам . Необходимым признаком обеспечения нуждающихся в качестве социального обеспечения является участие в нем государства .
В том числе, государство проявляет особую заботу по отношению к семьям, имеющим детей, предоставляя им дополнительные меры государственной поддержки. Они относятся к сфере общепринятых стандартов достойной жизни человека — жилье, образование, пенсионное обеспечение, приемлемый уровень жизни инвалидов. Это проявляется, в том числе, в предоставлении гражданам, имеющим детей, материнского капитала — меры государственной поддержки российских семей, имеющих детей, которая оказывается в России с 01.01.2007 при рождении (усыновлении) ребенка, при условии, что родители не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.
Законодательное понятие материнского (семейного) капитала содержится в п.2 ст.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее — Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ). Это средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ПФР) на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ. Нужно указать на Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» , согласно которому с 01.01.2023 путем реорганизации ПФР и ФСС России создается Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Соответственно, в будущем применительно к материнскому капиталу ПФР рассматриваться уже не будет.
Правила перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 20.07.2007 № 457 . В том числе, ч.2 указанных Правил установлено, что перевод средств осуществляется ежеквартально, не позднее 3 рабочих дней с начала соответствующего квартала, по заявкам Пенсионного фонда РФ, представленным в Министерство финансов Российской Федерации до 20-го числа месяца, предшествующего очередному кварталу. В дальнейшем за счет этих средств в установленном размере и порядке реализуется право на материнский капитал лиц, указанных в ст.3 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ.
В данном случае вызывает интерес термин «дополнительные меры государственной поддержки», используемый в Федеральном законе от 29.12.2006 № 256-ФЗ. Он применяется только к материнскому капиталу. Введение данного понятия обусловлено тем, что законодатель определил меры государственной поддержки, обладающей значительной спецификой. Между тем, отдельные нормы законодательства, касающиеся поддержки граждан, имеющих детей, также не носят общего характера, например, в Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» идет речь об обеспечении жильем семей, имеющих детей-инвалидов, Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определен особый порядок предоставления пособий на детей, Указом Президента РФ от 05.05.1992 № 431 установлены меры по социальной поддержке многодетных семей и т.д. По существу, они также могут быть отнесены к категории «дополнительных» мер, но здесь такого понятия не используется. Полагаем, что применение данного понятия в целом является некорректным.
Особенностью дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, является то, что они не рассматриваются как постоянные. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ применяется только к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в определенный период. В соответствии с ч.1 ст.13 названного закона (в учетом ее многократных изменений в связи с продлением срока), он вступает в силу с 1 января 2007 года и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2026 года. Материнский капитал получают один раз, по общему правилу, при достижении ребенком трехлетнего возраста, причем только в строго определенных законом целях (подробнее о них будет говориться ниже). Материнский капитал нельзя обналичить .
Размер материнского капитала определяется дифференцированно, согласно ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ, размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год в соответствии с коэффициентом индексации, определяемым Правительством РФ и в настоящее время, исходя из ч.1 ст.6 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ, устанавливается в размерах, указанных в Приложении 1. После введения в России дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, наблюдалось стабильное увеличение размера материнского капитала в связи с заинтересованностью государства в поддержке рождаемости . Интересен сам факт того, что программа материнского капитала является уникальной и не практикуется ни в одной другой стране мира.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИНСКОГО КАПИТАЛА 6
1.1. Предпосылки появления материнского капитала 6
1.2. Материнский капитал: общие положения 9
ГЛАВА 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ ПО ПРОГРАММЕ «МАТЕРИНСКОГО КАПИТАЛА 14
2.1. Нормативно-правовое обеспечение порядка предоставления материнского капитала 14
2.2. Порядок получения и использования материнского капитала 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Введение:
В современной России институты семьи, материнства, отцовства и детства занимают важнейшее место в социально-экономическом самоопределении страны как демократического государства, обладающего адекватной системой социальной защиты, поэтому тема нашего исследования является актуальной.
Семья, которая является главным звеном воспроизводства гражданского капитала в любом обществе, на сегодня в Российской Федерации обладает невысоким экономическим, социальным и правовым уровнем защищенности. Ячейке общества необходима адекватная и системная поддержка со стороны общества и государства в целом. Интересы семьи должны занимать центральное место в социально-экономической и правовой политике государства. Именно такое направление позволит нейтрализовать отрицательные последствия изменения общества.
В России общественные институты, формирующие приспособление семьи к новым или изменившимся условиям, не имеют возможности обеспечить условия не только для увеличения и накопления человеческого капитала, а даже для его воспроизводства.
В связи с чем, руководство нашей страны приняло решение о разработке программы поддержки семьи. В числе главных задач концепции демографической политики РФ в целях стимулирования к увеличению рождаемости и укреплению семьи были определены следующие:
— ориентир общественных и личностных ценностей направить на семью с двумя детьми и более;
— повысить материальное благосостояние, уровень и качество жизни семьи, как основы человеческого капитала.
Объектом курсовой работы является материнский капитал.
Предметом исследования является рассмотрение материнского капитала и особенностей его начисления.
Целью курсовой работы является рассмотрение сущности материнского капитала и особенностей его начисления и выплаты.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. Рассмотреть предпосылки появления материнского капитала.
2. Рассмотреть общие положения материнского капитала.
3. Изучить нормативно-правовое обеспечение порядка предоставления материнского капитала.
4. Рассмотреть порядок получения и использования материнского капитала.
Методологической основой работы выступает диалектический подход к рассматриваемым проблемам с использованием общих и частных методов научного познания: сравнительно-правового, формально-юридического, конкретно-исторического, логического, системного анализа.
Нормативную правовую базу составляют нормативные правовые акты РФ такие, как Конституция РФ, Федеральные законы, постановления Правительства РФ, Приказы Минздравсоцразвития России, литература и периодические издания.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Заключение:
Российская Федерация юридически является правовым государством, это закреплено в основном законе государства. По моему мнению, Российская Федерация находится на стадии формирования правового государства. Общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы. Психология граждан опирается на то, что именно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа. Но ведь даже самое развитое правовое государство не способно предоставить своим гражданам приемлемые блага для полного функционирования общества.
Иначе говоря, мы сами должны позаботиться о своей обеспеченности. Также законодатель, в последнее время, принимает нормативно-правовые акта, которые ущемляют права и свободы человека и гражданина.
К сожалению, в нашей стране в последнее время принимаются законы не для народа, к примеру, закон, увеличивающий пенсионный возраст. А Конституция РФ говорит о том, что Россия социальное государство.
На практике при применении норм материального права в области социального обеспечения гражданин должен собрать множество документов, чтобы подтвердить право на получение пособий.
Социальное правовое государство не только обязано поддерживать малообеспеченные слои общества (инвалиды, пенсионеры, безработные), но и нести ответственность за поддержание стабильного социального и экономического положения. В правовом государстве функционирует принцип социальной справедливости.
Наибольшее и непосредственное воздействие на формирование правового государства оказывает политическая культура. Она выступает тем фокусом, в котором воздействие разнообразных природных, социальных, антропологических и других факторов концентрируется и конвертируется в непосредственные детерминанты политического поведения людей. В многочисленной научной, публицистической и художественной литературе отмечаются лежащие в основе отечественной политической культуры черты русского менталитета, национального характера, которые оказывают влияние на характер государственного устройства и политическую жизнь в целом.
Правовое государство – это идеал, к которому стремится Российская Федерация. В связи с этим актуальность темы «Российская Федерация — правовое государство» на сегодняшний день стоит во главе всех тем общества, т.к. построенное правовое государство – это гарант благополучия человека во всех сферах жизни общества.
Российская Федерация является демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Политический режим определен как демократия, т.е. равноправие всех перед законом, власть народа. Форма государственного устройства – федерация с республиканской формой правления. Республика представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок.
Подведя итог курсовой работы, отметим, что введение такой меры социальной поддержки, как выплата материнского капитала, было призвано решить сразу несколько проблем.
Первая — это улучшение демографической ситуации в стране, путем стимулирования рождаемости.
Вторая — частичное решение материальных проблем семей, где планируется рождение второго (третьего) и последующих детей. Кроме того, нельзя не указать и на то, что действие норм о материнском капитале, распространяется на семьи, усыновляющие (удочеряющие) детей. Тем самым, данная мера социальной поддержки направлена и на решение вопросов устройства детей из детских домов в семьи путем усыновления или удочерения.
Для окончательного решения демографического кризиса необходима серьезная работа в области семейной политики. В частности, некоторого успеха в деле стимулирования расходов на финансирование семьи, материнства и детства, через поддержку малоимущих семей, введение больших денежных пособий на второго и третьего ребенка и т.д.
Материнство и детство, институт семьи – вот основные положения и направления деятельности и развития нашей страны. Ведь без поддержки государства невозможно улучшения демографической ситуации. Общество не сможет самостоятельно, без государственной поддержки, улучшать социально значимые аспекты жизни. Только совместная работа – государства и общества – может привести к гармоничному развитию социальной сферы в нашей стране.
Однако государству необходимо модернизация программы «Материнский капитал», к примеру, увеличения размера материнского капитала, продления срока действия государственной программы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИНСКОГО КАПИТАЛА
1.1. Предпосылки появления материнского капитала
Современный этап развития института семьи в России характеризуется низким уровнем социальной, экономической и правовой защищенности, что свидетельствует о том, что семья, являясь первичной ячейкой общества, нуждается в более эффективных формах и средствах социальной защиты, основанной на активной государственной политике, в том числе путем предоставления материнского (семейного) капитала.
Демографическая политика уже достаточно длительное время является одним из основных приоритетов государства. Россия не является исключением.
При этом, несмотря на усилия, предпринимаемые государством в последние десятилетия, демографическая ситуация в России является нестабильной, а показатели рождаемости, смертности, естественного и миграционного прироста свидетельствуют о наличии значительных проблем в области демографии в России .
В 1992 году в России впервые за многие десятилетия уровень смертности значительно превысил уровень рождаемости. Интервал 2001 — 2006 гг. численность российских граждан уменьшилась более чем на четыре миллиона. В 2001 году составляла 146,3 млн. человек, а в 2006 году — 142,2 млн. человек .
Рассматривая предпосылки возникновения материнского капитала можно отметить, что в середине 2000-хх годов руководством страны была определена задача развития института семейных отношений, стимулирования рождаемости и укрепления института семьи в целом .
Так, в сфере стимулирования рождаемости и укрепления семьи государством определены такие приоритетные задачи:
— формировать систему общественных и личностных приоритетов, сфокусированных на семью с большим количеством детей (двух и более);
— повысить благосостояние и уровень, и качество жизни семьи;
— создать социально-экономические условия, благоприятные для рождения и воспитания детей, в том числе возможности для самореализации молодежи посредством получения общего и профессионального образования, а как следствие и работы с достойной оплатой труда, и возможности обеспечить детей удовлетворяющими условиями для проживания;
— обеспечить работающим гражданам, имеющим детей, условия, благоприятные для сочетания трудовой деятельности и выполнения семейного долга и др.
Впервые словосочетание «материнский капитал» было употреблено Президентом РФ В.В. Путиным 10 мая 2006 года в послании Федеральному собранию РФ. В своем выступлении Президентом РФ были отмечены демографические проблемы страны, а также предложено повысить выплаты матерям по уходу за детьми, увеличить льготы для многодетных семей и учредить материнский капитал для тех семей, у которых родился второй ребенок. Все эти меры были предложены с целью стимулирования рождаемости в стране.
Правовое понятие «материнский (семейный) капитал» появилось в нашем законодательстве после принятия Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Ключевой особенностью данного Федерального закона стало то, что право на дополнительные меры государственной поддержки, возникающего при рождении (усыновлении) второго ребенка возникает не только у женщин, но и у мужчин. Таким образом, на рисунке 1 представлен перечень лиц, имеющих право на получение и распоряжение средствами материнского капитала.