Курсовая с практикой на тему Осмысление времени и вечности лирическим героем Б. Пастернака.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Осмысление времени и вечности лирическим героем Б. Пастернака
Глава
1. Время и память в лирике Пастернака
Художественное время в лирике Бориса Леонидовича
Пастернака можно разделить на три периода, обуславливающие эволюционное
развитие творчества автора. Первым можно назвать феноменологический период, в
который включены три первых сборника Пастернака, следующий именуется
историческим, его истоком можно обозначить сборник «Темы и вариации», наиболее
оформленным период представляется в поэзии 1920-х годов, далее следует эпоха
метафизического господства времени в поэзии автора, начало которой было
положено сборником «Второе рождение» и продолжалось до 1950-х годов[1].
Говоря более детально о первом периоде поэзии
Пастернака, нельзя не отметить немаловажные отношения автора к философии. Борис
Леонидович считал философию основой всех искусств и говорил так: «Но
что же такое искусство, как не философия, перешедшая в состояние экстаза, как
не Betrachten познания, перешедшее в область чувства восторга (Рёскин) или
страдания (Пшибышевский)…»[2]. В отличие от других литераторов его времени, Пастернак имел
богатый философский багаж в начале своего литературного пути, прежде всего
связанный с учением под названием неокантианством, развивающимся на основе
кризиса картезиансконьютоновской и логоцентрической картин мира. Решением этого
кризиса стала именно феноменология, с помощью которой были обнаружены методы
объединения новой логики и понятия субъективности[3].
Данное направление в философии позволило избавиться от границ
в самопознании и познании мира, потому как оба понятия соответствовали универсальной
аподиктической структуре опыта. В
процессе познания субъект утрачивает теряет психологическую субъективность и встраивается
в структуру, где вещи располагаются в поле трансцендентального опыта, где
функцию познания «постоянно выполняет имманентная временность, в себе и для
себя конституирующая жизнь, и конститутивное прояснение этой жизни
тематизируется в теории изначального сознания времени, конституирующего в себе
временные данные» [4].
Борис Пастернак признаёт своими учителями
философов-неокантианцев Г. Когена и Г. Шпета, потому многие их философские
размышления отражаются в поэзии писателя. В тезисах к докладу «Символизм и
бессмертие» Пастернак отмечает тождественность свободной субъективности и
действительности: «Действительность, доступная личности, проникнута поисками
свободной субъективности, принадлежащей качеству. Признаки этих исканий,
исходящих от самой действительности и в ней же сосредоточенных, воспринимаются
поэтом как признаки самой действительности. Поэт покоряется направлению этих
поисков, перенимает их и ведет себя как предметы вокруг»[5]. [1] Ю.В. Шатин
Художественное время Бориса Пастернака: история, ставшая метафизикой / Критика
и семиотика Вып. 14, 2010. — С. 218. [2] Пастернак Б.Л.
Полное собрание сочинений: в 11 т. Т. VII: Письма 1935 – 1953 гг. М. : Слово/
Slovo, 2005. — С.32. [3] Ю.В. Шатин
Художественное время Бориса Пастернака: история, ставшая метафизикой / Критика
и семиотика Вып. 14, 2010. — 219. [4] Гуссерль Э.
Логические исследования. Картезианские размышления. М.; Минск, 2000. С. 401. [5] Пастернак Б.Л.
Символизм и бессмертие // Пастернак Б.Л. Об искусстве. М., 1990. С. 256.