Русская религиозная философия Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Осмысление красоты в русской религиозной философии конца19-го нач.20-го века

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Идеал красоты в истории философии 5
1.1 Русская религиозная философия конца XIX-начала XX века 5
1.2 Философия красоты в духовной традиции русской религиозной философии 9
Глава 2. Особенности формирования идеала красоты в русской философской мысли 22
2.1 Метафизическая концепция красоты Н.О. Лосского 22
2.2 Онтологизация красоты в концепции Леонтьева 31
2.3 Красота как выражение «исконного единства бытия» в философии С.Л. Франка 36
2.4 Специфика восприятия идеала красоты Лосским, Леонтьевым, Франком 39
Заключение 43
Список используемой литературы 45

  

Введение:

 

Актуальность темы. Проблема идеала является одной из интереснейших в истории философской мысли. На протяжении столетий она занимала умы многих мыслящих людей из разных уголков мира. Каждый, по сути, искал свой идеал – моральный, политический, эстетический. Среди всех этих исканий именно попытка определения эстетического идеала представляется самой завораживающей. Идеал красоты представляет собой предмет исследований многих философов прошлого.
Мы акцентируем внимание на концепциях трёх представителей русской философии Н.О. Лосского, К.Н. Леонтьева и С.Л. Франка. Необходимость обращения к истории развития представлений об идеале красоты обусловлена тем, что истоки эстетических взглядов русских философов восходят к античной и средневековой эстетике. Категория прекрасного, как и сама красота, как правило, ещё со времён Античности, ассоциируется с симметрией, порядком и гармоний.
Актуальность работы состоит в попытке привлечь пристальное внимание к ценности красоты как основополагающей категории эстетического и нравственного становления личности. Именно аксиологическое триединство (Истины, Добра и Красоты) раскрывает значимость этой ценности за пределами эстетического.
Объект исследования – идеал красоты в истории философии.
Предмет исследования – эстетические концепции Н.О. Лосского, К.Н. Леонтьева и С.Л. Франка.
Отметим, что расположение авторских имён не соответствует хронологическому порядку появления теорий, а подчинено принципу разработанности эстетических концепций. Эстетические воззрения К.Н. Леонтьева и С.Л. Франка, на наш взгляд, достаточно специфичны, поэтому также требуют отдельного рассмотрения в рамках нашей работы.
Цель работы – изучить осмысление красоты в русской религиозной философии конца19-го начала 20-го века
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Рассмотреть русскую религиозную философию конца XIX-начала XX века
2) Изучить философия красоты в духовной традиции русской религиозной философии
3) Рассмотреть метафизическую концепцию красоты Н.О. Лосского;
4) Рассмотреть онтологизацию красоты в концепции Леонтьева;
5) Рассмотреть сущность красоты как выражение «исконного единства бытия» в философии С.Л. Франка;
6) Изучить специфику восприятия идеала красоты Лосским, Леонтьевым, Франком.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Категория красоты и идеи идеала красоты изучались на протяжении всей истории развития философской мысли. Еще до появления эстетики как самостоятельной науки мудрецы стремились установить идеальные пропорции для любого предмета, и человеческое тело не было исключением. Доктрина золотого сечения, знаменитое «золотое сечение», лежащее в основе многих произведений искусства, уходит своими корнями в глубокое прошлое. Пифагорейская доктрина цифровой гармонии также основана на древней мудрости персов и других народов Древнего Востока. Постепенная трансформация идей охватывает века и приводит нас к пониманию идеала красоты, который мы исследуем в рамках русской философской традиции.
Основной темой исследования является идеал красоты в понятиях трех русских мыслителей XIX и XX веков. Наиболее сложная концепция была найдена у русского мыслителя на рубеже веков Н. О. Лосского (1870–1965). Работа «Мир как воплощение красоты» посвящена основной эстетической категории, и мы находим там утверждение (провозглашение) красоты как ценности.
Н. О. Лосский формулирует метафизическую концепцию идеала красоты. Аксиология Лосского основана на идее «полной полноты бытия как абсолютного совершенства». По мнению Н. О. Лосского, совершенная красота — это полнота бытия, которая содержит в себе совокупность всех абсолютных ценностей. Вся телесность, «телесность в целом», а не только материальность, является необходимым условием красоты. Идеальное воплощение духовности, то есть идеал красоты, реализуется только в Царстве Божьем, то есть в так называемой «абсолютной полноте». быть », когда все компоненты духовного и телесного аспектов жизни находятся в совершенной гармонии и гармонии. Он понимает красоту как «реализацию бесконечного в конечном». По словам Лосского, эстетическое созерцание дает человеку чувство счастья. И это кажется нам совершенно правильным, потому что результатом созерцания прекрасного, как правило, является духовное просветление, которое избавляет человека от страданий и, следовательно, дарует счастье.
Активно опираясь на эстетику Владимира Соловьева, а также соотнося его идеи с эстетическими идеями Шеллинга и Гегеля, Лосский дает окончательную формулировку основной позиции своей эстетики: «… идеал красота — это красота человека как существа, которое полностью осознало свою индивидуальность в чувственном воплощении и достигло абсолютной полноты жизни в Царстве Божьем». Этим он подтверждает объективную природу красоты как самодостаточную объективную ценность, то есть присущую самому субъекту, а не нашему восприятию. Если Н. О. Лосский формулирует определение идеала красоты через нравственно совершенную личность, то в концепции К. Н. Леонтьева (1831-1891) принцип эстетики распространяется на процесс общественного развития. Кроме того, в контексте ультра эстетики Леонтьев допускает жертву за красоту других ценностей, таких как Добро и Истина, что недопустимо в представлениях других русских мыслителей. В концепции С.Л. Франка (1877–1950), которая раскрывает красоту через категорию стоимости, но (в отличие от Лосского) не как таковую, идеал красоты воплощает «исконное единство бытия». Таким образом, он гармонично вписывается и имеет онтологический статус.
Можно сказать, что каждый из рассматриваемых философов конкретно абсолютизирует красоту — потому что это возможно только в его конкретной концепции. Природа абсолютной ценности красоты неизменно связана с онтологическим статусом рассматриваемой ценности.

 

Фрагмент текста работы:

 

В. С. Соловьев (1853 — 1900) — величайший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Он пытался создать целостную систему мировоззрения, которая бы сочетала в себе требования религиозной и общественной жизни человека. По мнению Соловьева, основой такого мировоззрения должно стать христианство. Особенность его подхода заключается в том, что он выступал за объединение всех христианских конфессий (православие, католицизм и протестантизм). Еще одна его особенность заключается в том, что он пытался включить в христианское мировоззрение последние достижения естественных наук, истории и философии, чтобы создать синтез религии и наук.
Центральная идея его философии — идея единства. Согласно его учению, существо едино, охватывает все. Нижний и верхний уровни бытия взаимосвязаны, потому что низший раскрывает свое влечение к высшему, а каждый высший поглощает низший. Онтологической основой всего единства в Соловьеве является божественная троица в ее связи со всеми божественными творениями и, прежде всего, с человеком. Основной принцип всего единства: «Все едино в Боге». Все единство есть единство творца и творения. По словам Соловьева, Бог — это «космический дух», «особая организующая сила, действующая в мире».
Окружающий его мир нельзя считать совершенным творением, исходящим непосредственно из воли божественного художника. Божественный дух, органическая сила разбита на множество элементарных сущностей или вечных и неизменных причин, которые лежат в основе любого объекта или явления. Эти элементарные сущности он называет атомами, которые своими движениями и вибрациями образуют реальный мир. Соловьев рассматривает сами атомы как особые проявления божественных и живых элементарных идей или существ. Каждая идея обладает определенной силой, которая делает ее активным существом. Соловьев был за диалектический подход к реальности. Общим для всех живых существ признаком, является последовательность изменений. Чтобы оправдать непрерывную динамику бытия, Соловьев вводит активный принцип, такой как душа мира, которая является объектом всех изменений и представляет энергию, которая вдохновляет все, что существует. Но он не действует независимо, ему нужен божественный импульс. Импульс — Бог дает душе мира идею единства как определяющей формы его деятельности. Эта идея называется Софийской мудростью. Концепция Софии вводится, чтобы заявить, что мир — это не только творение Бога. Основа мира — «душа мира» — София — связь между создателем и творением, дающая общность Богу, миру и человечеству.
Механизм сближения между Богом, миром и человечеством раскрывается через концепцию мужественности Бога, чьим реальным и совершенным воплощением является Иисус Христос. Его образ не только служит идеалом для личности, но и является целью развития всего исторического процесса. Историософия Соловьева основана на этой цели. Целью и смыслом всего исторического процесса являются одухотворение человечества, союз человека с Богом, воплощение мужества Божьего. Основным условием на пути к божественному мужеству является христианское обращение. И Христос открыл моральные ценности, создал условия для своего нравственного совершенства. Присоединяясь к учению Христа, человек идет по пути своего одухотворения. Этот процесс — весь исторический период человеческой жизни. Человечество победит веру и справедливость, когда его объединяющим принципом является Бог, воплощенный в человеке.
В гносеологическом аспекте принцип всеединства реализуется через концепцию цельного знания, представляющего собой неразрывную взаимосвязь трех разновидностей этого знания: эмпирического (научного) рационального (философского) и мистического (созерцательно-религиозного). Знание предполагает абсолютное существование. Эмпирическое знание раскрывает внешнюю сторону явлений, рациональное — особенности мышления. Однако истина постигается через непосредственное созерцание, интуицию

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы