Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Ошибки в произнесении слов сложной слоговой структуры дошкольниками с нормальным и нарушенным речевым развитием

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

1.
Основные подходы к изучению произнесения слов сложной слоговой структуры у
детей с общим недоразвитием речи…………………………………6

1.1. Общая
характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР) 6

1.2. Специфика
нарушений слоговой структуры слов детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи. 10

Выводы по 1 главе. 13

2.
Результаты исследования произнесения слов сложной слоговой структуры
дошкольников с нарушением речи и без речевых нарушений………………….15

2.1. Методы и
методика организации исследования. 15

2.2. Результаты
исследования. 16

2.3. Методические
рекомендации по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников с
нарушением речевого развития. 25

Выводы по 2 главе. 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34

Список литературы………………………………………………………….37

  

Введение:

 

Актуальность
проблемы. Своевременность овладения ребёнком правильной речью имеет большой
смысл для становления полноценной личности, а усвоение слоговой структуры слова
является одной из предпосылок для дальнейшего успешного обучения в школе.

Вопросом состояния слоговой структуры слов у детей
занимались многочисленные ученые. В работах российских ученых разрабатываются
разнообразные оттенки этой проблемы.

В изучениях Р. Е. Левиной, О.К. Марковой, В.К.
Орфинской, Н.Н. Трауготт установлены характерные черты усвоения структурного
состава слова детьми с разными формами дизонтогенеза, определены пути
преодолении существующих дефектов.

Из наиболее трудных для коррекции среди разнообразных
нарушений речи у дошкольников является нарушение слоговой структуры слов.
Данный дефект речевого развития характеризуется трудностями произношения слов
различного слогового состава (пропуски, нарушение порядка слогов в слове,
добавление новых слогов или звуков). Нарушение
слоговой структуры слов сохраняются у детей с патологией речевого развития на
протяжении многих лет, обнаруживаясь, как только ребенок сталкивается с новой
звуко — слоговой и морфологической структурой слова (например, мотоциклист,
парикмахерская).

Искажения слогового состава слова признаны ведущими и
стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения, который
определяет не только лишь наличие недоразвития речи, но и степень его
выраженности (Р.Е, Левина, О.К. Маркова и др.).

Нарушение слоговой структуры слова затрудняет общение,
совместную работу ребенка и взрослого, препятствует нормальному развитию устной
речи (накоплению словаря, усвоению понятий), а также мешают обучению грамоте.

Таким образом, исследование состояния слоговой структуры
слова у детей с нарушенным речевым развитием представляет собой актуальную
проблему в теории и практике логопедии.

Цель исследования: выявить недостатки
произношения слов со сложной слоговой структурой у дошкольников с нормальным и
нарушенным речевым развитием и предложить
методические рекомендации по формированию слоговой структуры слова у старших
дошкольников с нарушением речевого развития.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психолого-
педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Изучить
навыки произнесения слов со сложной слоговой структурой у старших дошкольников
с нормальным и нарушенным речевым развитием;

3. Проанализировать
результаты обследования слоговой структуры слова детей с нарушенным и
нормальным речевым развитием и разработать методические рекомендации по
формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников с нарушенным
речевым развитием.

Объект
исследования: навыки
произнесения слов со сложной слоговой структурой.

Предмет
исследования: недостатки
произнесения слов со сложной слоговой структурой.

Методы исследования:

1) теоретический анализ психолого-
педагогической литературы по проблеме;

2) диагностический метод: скрининговый метод
оценки интеллектуального развития;

3) методы количественного и качественного
анализа результатов обследования.

Методики: Рисунок человека (А.Л. Венгер), Самый непохожий (А.Л. Венгер);
Скрининговый метод уточнения характеристик речевого развития дошкольников с
речевыми нарушениями (И.Ю. Мурашова); классификация А.К. Марковой (6- 7тип).

База и организация исследования.
Муниципальное казеное дошкольное
общеобразовательное учреждение детский сад «Тополек» р.п. Куйтун, обследуемых
детей — 20.

Практическая значимость:
результаты диагностики навыков произнесения слов со сложной слоговой структурой
позволяет выделить их недостатки у старших дошкольников с нарушенным речевым
развитием, что может учитываться при составлении рекомендаций по формированию
слоговой структуры слова.

Структура работы. Курсовая работа
бакалавра состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

ОНР — тяжелое нарушение
речи при условии первично сохранного слуха и интеллекта. Вследствие него
нарушаются все структурные компоненты речи, а конкретно: фонетика, фонематика,
лексика, грамматический строй. ОНР может выступать отдельным нарушением или
являться результатом других, более сложных дефектов.

Нарушение
слоговой структуры слова у детей с ОНР проявляется в виде искажения порядка
слогов, уменьшения или увеличения их количества, замещения, ошибок
воспроизведения совпадений согласных и т.д. 
Элизии-сокращение слогового контура слова путем выпадения слоготворной
гласной (чаще всего не отмеченной), одного или нескольких слогов.
Итерации-увеличение количества слогов за счет добавления слогообразующей
гласной в месте, где есть совпадение согласных. Перестановки выявляются в
нарушении последовательности слогов в слове. Искажения структуры отдельного
состава проявляются в виде сокращение стечения согласных, превращающее закрытый
слог в открытый преобразование состава со стечением согласных — в слоге без
стечения, вставки согласных в слог. Ассимиляции проявляются в уподоблении
одного слога другому. Персеверации — это инертное застревание на одном слоге
слова. Контаминации проявляются в слиянии целых частей слов или их частей в
одно слово. Добавления чаще всего проявляются в привлечении ребенком излишней слоготворной
гласной, преимущественно во время совпадения согласных.

У
детей с ОНР встречаются все указанные виды нарушений слоговой структуры слова.

Анализируя
показатели агрессивности дошкольников, можно выделить, что у всех детей с ОНР
ее уровень выше, чем у детей без речевых нарушений.

Наглядное
мышление дошкольников с ОНР, находится на низком уровне, по сравнению с детьми,
не имеющих речевых нарушений.

Анализ
результатов исследования позволяет определить низкий уровень сформированности
ведущих компонентов, значимых для формирования слоговой структуры слова:
уровень овладения звукопроизношением, показатели сформированности ритмических
способностей, состояния артикуляционной, ручной и общей моторики.

На
основании проведенного исследования дети с ОНР были разделены на подгруппы: с
высоким, средним и низким уровнем нарушения слоговой структуры слова.

К первой подгруппе отнесены дети КГ  с высоким уровнем сформированности слоговой структуры слова, для которых
характерно правильное и четкое выполнение большинства заданий, предъявленных
экспериментатором. Затруднения и ошибки наблюдались лишь в заданиях на
воспроизведение слов со сложной слоговой структурой на материале предложений.
Однако дошкольники способны были исправить допущенные ошибки и после просьбы экспериментатора
еще раз выполнить задание. Ко второй подгруппе отнесены дошкольники со средним
уровнем сформированности слоговой
структуры слова, он выявлен у 3 детей ЭГ.

У дошкольников отмечались трудности воспроизведения
слов со сложной слоговой структурой, предложений со словами сложной слоговой
структуры и при самостоятельном воспроизведении слов при ответах на вопросы.
Наибольшее количество ошибок отмечалось при отсутствии речевого образца, в
менее знакомых словах. Количество ошибок возрастало при предъявлении
четырёхсложных слов со стечением согласных. Трудности проявлялись в пропусках
согласного в стечении, в добавлении гласного звука в стечение, что упрощало
структуру слова. В большинстве случаев, при помощи экспериментатора ошибки
исправлялись.

К третьей подгруппе отнесены дошкольники с низким
уровнем сформированности -слоговой
структуры слова, он выявлен у 7 детей с ОНР.

Отмечались
трудности, как восприятия, так и воспроизведения слов с различной слоговой
структурой. При воспроизведении двух и более сложных слов, к общей массе ошибок
добавлялись такие как перестановка звуков; отмечались перестановки слогов, при
этом в некоторых случаях структура слова сохранялась, а в некоторых нарушена
была не только звуконаполняемость, но и слоговая структура.

Направления
работы с детьми с низким уровнем слоговой структуры слова:

— Формирование умения воспроизводить слова разной по
сложности слоговой структуры.

-Развитие умения воспроизведения ритмических структур;
возможностей воспроизводить ритмический рисунок слов ударами.

— Совершенствование умения воспроизводить слоговую
структуру слова при ответах на вопросы.

— Развитие умения воспроизводить предложения со
словами сложной звуко-слоговой структуры.

Направления
работы с детьми со средним уровнем слоговой структуры слова:

— Совершенствование умения воспроизводить слоговую
структуру слова при ответах на вопросы.

— Развитие умения воспроизводить предложения со
словами сложной слоговой структуры.

Направления
работы с детьми с высоким уровнем слоговой структуры слова:

— Развитие умения воспроизводить
предложения со словами сложной слоговой структуры.

Итак, коррекция произнесения слов сложного слогового
состава у детей с ОНР требует длительной и системной работы, которая охватывает
все виды их деятельности. Только при соблюдении таких подходов возможно
добиться высокого уровня развития всех составляющих речи и психических функций,
что обеспечивает полноценную интеграцию и функционирование детей с ОНР в
социуме.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Основные подходы к
изучению произнесения слов сложной слоговой структуры у детей с общим
недоразвитием речи

1.1.
Общая характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

В логопедии понятие «общее недоразвитие речи» применяется
по отношению к детям с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, у
которых нарушается формирование всех компонентов языковой системы.

Понятие «общее недоразвитие речи»
(ОНР) занимает особое место в понятийно-терминологической системе детской
логопедии, которую используют для обозначения речевых нарушений. В современной
логопедической науке термином «недоразвитие речи» обозначают низкий уровень
сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом [7].

Ю. Рибцун под общим недоразвитием речи понимает сложное речевое
нарушение, проявляющееся в недостаточной или полной несформированности всех
составляющих речевой деятельности (фонетико-фонематической, лексической,
грамматической) на импрессивная и / или экспрессивном уровне, а также тех
функций и операций, обеспечивающих усвоение языка (в частности, мыслительных
функций и операций, функций восприятия, внимания, памяти и контроля различных
модальностей) вследствие воздействия вредных экзогенных и / или эндогенных
факторов на разных этапах развития (пренатальном, натальному, постнатальном)
[9, с. 3].

ОНР было выделено и описано Г. Левиной на основе системного подхода к
анализу речевой деятельности у детей [1]. Выделение в рамках психолого-педагогической
классификации речевых нарушений группы детей с ОНР позволило внедрить в
практику систему фронтального коррекционного обучения и воспитания детей
дошкольного и школьного возраста. По определению Г. Левиной, под общим недоразвитием речи у детей с
нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму
речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой
системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы