Курсовая с практикой на тему Орнамент хакасов XIX-начало XX вв
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ДЕКОРА 6
1.1.Дерево 6
1.2.Металл 7
1.3.Шерсть 9
1.4.Ткань 11
2. СЕМАНТИКА И СТРУКТУРА ОРНАМЕНТА ХАКАСОВ 14
2.1.Геометрический мотив 14
2.2.Растительный мотив 14
2.3. Зооморфный мотив 24
2.4.Антропоморфный мотив 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
Введение:
В пределах Республики Хакасия издревле сложилась сложная и неповторимая культура этноса хакасов. Многие связи с другими предшественниками хакасского народа прослеживаются через сохранение традиций, различных ремесел и культуры.
Природно-климатические условия выделили основной тип хозяйства и промыслов. Природа и почва благоприятно содействовали хакасам для развития земледелия и скотоводства. Оседло-кочевой тип хозяйства определил характер творчества хакасов. Домашние промыслы стали объектами передачи эстетических, духовных начал народа. Своеобразие материалов и инструментов с неповторимым и самобытным декором отразило богатство не только материального мира хакасов, но и духовного.
Народное творчество хакасов отражает образ жизни хакасов, их самобытность и мировоззрение. Главной причиной развития различных домашних ремесел в XIX — начале XX вв. стало социально-политическое изменение в России – становление капитализма и появление мануфактурного производства. К сожалению, данное развитие промышленности послужило упадком для домашних художественных промыслов народа, многие ремесла, попросту, начали исчезать.
Одежда – это прошлое народа, и ее язык, который способен рассказать о своеобразии национального быта. Она помогает восстановить ментальные (а значит, и сакральные) основы этнической культуры.
Первые отрывочные сведения о хакасской одежде встречаются в русских документах в XVIIв. Впервые научное описание хакасской одежды было сделано в книге А.Кузнецовой и П.Кулакова «Минусинские и ачинские инородцы», после проведенной экспедиции в 1896 – 1897г.г.
На одежду хакасов обратили внимание и описывали ее еще первые исследователи Сибири, начиная с экспедиции Д.Мессершмидта, Ф.Страленберга, Г.Миллера, И.Георги, П.Паллас – национальная одежда для них стала удивительным открытием. Ученые Василий Радлов, Николай Катанов описывали элементы кроя и вышивки, Иннокентий Каратанов к очерку «Минусинские татары» делал и зарисовки.
Одежда хакасов также хорошо освещается в книгах Л.П.Потапова, К.М.Патачакова, В.Я.Бутанаева, изучением и описанием национальной одежды хакасов занимались и более поздние экспедиции ХакНИИЯЛИ 1947 – 1948 г.г., сделанные Ю.А. Шибаевой и художником Дмитрием Черепановым цветные зарисовки одежды мужской и женской, отдельных узоров, деталей кроя, вошли в новую книгу М.П.Чебодаевой «Хакасская народная одежда». Работы этих авторов дают возможность полного представления о хакасских платьях: особенности покроя, сочетание цветов и орнаментация платья.
И.Л. Кызласов говорил о сохранении культуры хакасского народа: «Убежден, что необходимость в краеведении можно считать чрезвычайной, а возможность заниматься сбором материалов и их изучением убывает с каждым прожитым днем, и коли не будет нашего участия, с годами исчезнет вовсе, чтобы не возникнуть уже никогда»
Объект исследования: орнамент хакасов.
Предмет исследования: самобытность хакасов через орнамент.
Хронологические рамки исследования охватывают период с XIX в. по начало XX века.
Территориальные рамки исследования охватывают территорию республики Хакасия.
Методологи исследования: в исследовании использован комплексный подход, основной описательный подход, сравнительно-исторический подход, общенаучный метод, анализ и синтез, типологический метод.
Целью исследования является изучение орнамента хакасов.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования решаются следующие задачи:
— Анализ материалов, используемых для создания орнамента.
— Анализ отличительных черт орнамента.
— Изучение классификации орнамента.
Заключение:
Хакасская орнаментика вносит в общетурецкую группу искусства свое, богато развитое искусство, чувство ритма и живописной декоративности, заставляющее сразу отличать его образцы среди других многочисленных представителей турецкой группы.
Орнамент-это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Орнамент является одним из средств оформления произведений декоративно-прикладного искусства. Искусство орнамента очень древнее, возникло оно в эпоху палеолита.
Все предметы, которые предназначались для изготовления одежды, украшались заклинательным орнаментом. Этапы создания одежды сопровождались магическими ритуалами. Они гарантировали изготовление вещи, которая могла служить оберегом от нечистой силы.
Сам орнамент можно разделить на 7 групп:
1. геометрический
2. животный
3. пейзажный
4. астральный
5. растительный
6. каллиграфический
7. фантастический
Цветовая гамма орнамента выбирается не просто так, каждый цвет что-то обозначает, причем у разных народов по-разному.
Сам орнамент употребляют для украшения, во многих видах декоративно прикладного искусства: орнаментом расписывают кухонную утварь, украшают одежду, полотенца, занавески, ковры и многое другое.
Орнамент элементов хакасского народного костюма разнообразен и среди них нет одинаково повторяющихся. По узору, по мастерству вышивки судили о мастерице. Даже могли сказать — в какой местности изготовлено изделие.
Так, для южных степных районов Хакасии характерен стилизованный, геометрический рисунок орнамента, как бельтырско-сагайский реалистичен, наряду с геометрическими характерны и растительные формы. Орнаментация форм здесь крупная, силуэт стебля, листьев, цветка четко читается на фоне темного сукна.
На севере Хакасии в долине рек Июсов, для кызыльцев, характерен особый отличительный вид рисунка. В центре вышивались крупные розеты в виде цветка. Этот рисунок несет древнюю символику солнца — главного божества у многих народов мира. За крупными солнечными цветами оформляются букеты более мелких цветов, изображения которых напоминают удивительную красоту полевых цветов, лугов и лесов Хакасии.
В последнее десятилетие хакасское орнаментальное наследие переживает по-настоящему возрождение. Есть еще люди, которые сохранили в себе этот исцеляющий родник народного творчества, люди, жаждущие поделиться своим знанием со всеми желающими.
Сибирская земля богата талантливыми художниками, писателями, музыкантами, поэтами создающие оригинальные художественные произведения, отражающие своеобразную красочность природы огромной сибирской земли и древний, духовный мир проживающих здесь народов.
Мы почти не знаем имен народных мастеров. Свое мастерство они передавали от отца к сыну, от деда к внуку, буквально «из рук в руки». Из поколения в поколение отбирались и совершенствовались удачи и находки одних, выдумки и новшества других.
Фрагмент текста работы:
1. МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ДЕКОРА
1.1.Дерево
Дерево в жизни хакасов имеет особое место, хакасы считали, что дерево являет символом жизни сеока. Каждый сеок имел свое родовое дерево или ещё это можно назвать «соок чулазы», которая находилась в определенной породе деревьев . Так же каждый хакасский шаман имел жизненную силу или маfыра внутри родового дерева. Данные факты дают нам понять, что дерево у хакасского народа имело особое место в духовной культуре.
Активно использовалось дерево и в быту. Искусная резьба хакасов по дереву и изготовление деревянной посуды и утвари является неповторимой и своеобразной. Дерево одно из самых используемых материалов для художественных промыслов. Хакасские мастера по дереву заслуженно считались лучшими, они знали особенности разных пород деревьев, это помогало для более искусного производства утвари и хозяйственных орудий.
Одним из самых используемой породы дерева была береза. Она сопровождала все ритуалы жизни и смерти. При родах роженица опиралась именно на березу. И з березы делалась вся домашняя посуда, береза мягкая и пластичная древесина, которая имела большую прочность, так же она отлично подходила для резьбы по дереву. Посуда богато украшалась резным орнаментом и различными рисунками и узорами. Ложки сомнах, сундуки, ящички абдыра, тарелки табах примеры использования березы в деревянном промысле. Самой распространённой и одной из красивейших посудныз изделий являлась чаша аях, выполненная из березового корневища, получающимся при обработке особой красоты текстуры, с которой не могли сравниться другие породы деревьев. Чаши аях всегда были на столе и использовались как в общесемейном пользовании, так и в личном. Чаша имела форму широкого поддона. «Чаши украшались различным орнаментом обычно – глубокими полосами шнуркового типа, ромбами или группами треугольников, разложенными параллельными рядами в верхней части сосуда. Некоторые тулова украшены арочными орнаментом.»
Искусно хакасы делали мебель в особенности деревянные кровати – орган, поверхность которых знатно украшались резьбой, в основном орнаментом геометрического и растительного мотивов.
Так же интересным предметом украшением являлась курительная трубка ханза. Эти трубки инкрустировались оловом или серебром со сложными растительными и геометрическими узорами. «Подобный способ украшения не типичен для других народов Саяно-Алтая. Кроме хакасов, он характерен для хеттов.»
Это можно расценивать как связь из прошлого. Самой распространённой техникой резьбы была — выемчатая резьба, в которую как раз таки вливалось олово. Данная техника встречается у манси, что тоже, безусловно, свидетельствует о связях с другими народами.
Способ инкрустации проходила довольно долго: сначала ножом вырезал какой-либо непрерывный по всей области трубки орнамент, далее его заливали оловом или серебром. Обвивши берестой, мастер ждал когда застынет металл, после застывания поверхность зашлифовывалась