Курсовая с практикой на тему Оригами как средство развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования оригами как средства развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Понятие и особенности оригами 6
1.2. Специфика развития математических представлений на основе психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста 16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по использованию оригами как средства развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 21
2.1. Содержание работы по использованию оригами как средства развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 21
2.2. Диагностика уровня развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста и анализ результатов опытно-экспериментальной работы 28
Заключение 44
Список литературы 47
Введение:
Актуальность исследования. С учётом рекомендаций Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) каждая из имеющихся общеобразовательных программ должны преследовать определенные цели. Эти цели должны включать развитие у дошкольников основных когнитивных, интеллектуальных и психических процессов в разных формах деятельности. У дошкольников должны развиваться основные навыки, память и мышление, внимание и восприятие. Дошкольники должны быть обучены элементарным навыкам сопоставления, должны уметь проводить анализ и делать обобщение, вместе с тем детям должны быть знакомы простые связи причины и следствия.
На сегодняшний день значимость в интеллектуальном воспитании детей имеет развитие математических представлений. Традиционными направлениями в данном развитии у дошкольников можно назвать следующие навыки: счёта, умения определять величину предмета, формы, дети должны ориентироваться во времени, ориентироваться в пространстве, в ходе которых последовательно решается ряд общих дидактических задач.
С этой целью математическое развитие в период дошкольного воспитания должно быть частью воспитательно-образовательного процесса. Соответственно процесс обучения и воспитания должен быть организован так, чтобы дети учились, играя, и чтобы воспитательно-образовательный процесс включал элементы занимательности.
Одним из современных средств развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста является использование оригами на занятиях. Оригами помогает детям дошкольного возраста изучать и понимать многие более сложные математические и геометрические понятия. При этом кроме геометрии, оригами помогает обучить дошкольников визуализации и решению задач на моделирование.
Особенности развития математических представлений и способностей дошкольников являются предметом исследования таких авторов как А. В. Белошистая, Э.Е. Браташ, Л. Н. Вахрушева, Л. Н. Галкина, С. О. Устиненко, Е.О. Трошина и т.д.
В настоящее время искусство оригами помогает детям изучать и понимать многие более сложные математические понятия. Помимо геометрии, оригами учит детей визуализации и решению задач. Способность визуализировать является важным навыком в дальнейшей жизни. Оригами способствует формированию наглядных математических представлений у дошкольников.
Актуальные вопросы использования оригами раскрыты в работах С. Ю. Афонькина, М. Р. Багаутдинова, В. В. Гончара, С. И. Ишимцевой, Т. Б. Сержантовой, О. А. Щегловой, Г. В. Юдиной и т.д.
Цель исследования – теоретически обосновать и проверить на основе опытно-экспериментальной работы эффективность использования оригами как средства развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: в данном исследовании предполагаем, что использование техники оригами может повысить уровень развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – оригами как средство развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и особенности оригами.
2. Выявить специфику развития математических представлений на основе психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Представить содержание работы по использованию оригами как средства развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Проанализировать результаты диагностики уровня развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста и анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, изучение различных интернет источников, анализ методических материалов по проблеме, синтез изученного материала, обобщение полученных данных, классификация, обобщение педагогического опыта по проблеме исследования, сравнение, диагностика и анализ ее результатов, математическая обработка полученных данных.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
1. Оригами является практикой складывания различных изделий из бумаги. При этом оригами как традиционно японское искусство развивалось в свое время по всему миру. Исторические корни данного искусства уходят в Китай, Японию и даже в Германию. При выполнении различных оригами, как правило, следуют определенному стандартному набору шаблонов. История оригами насчитывает почти 2000 лет. Акира Йошизава является одной из самых важных фигур в истории оригами. Превращение плоского листа бумаги в объемную фигуру является уникальным упражнением, развивающим у детей особый вид мышления. Благодаря практическим занятиям оригами дети изучают понятие симметрии и манипулируют основными геометрическими фигурами, такими как квадраты, прямоугольники и треугольники.
2. Было определено, что особенности математического развития дошкольников основаны на психолого-педагогических и возрастных изменениях у детей дошкольников. В соответствии с таким развитием у дошкольников формируется познавательная деятельность, развиваются основные интеллектуальные способности, формируется база для дальнейшего математического развития, развивается логическое мышление. Начало формирования логического мышления у детей этого возраста способствует развитию основных мыслительных операций. Особенно ярко мышление школьников проявляет себя в конкретно-образном выражении. В свою очередь сам образовательный процесс оказывает активизирующее воздействие на формирование абстракций у детей, в особенности при изучении математики.
3. Было представлено содержание работы по развитию математических представлений старших дошкольников посредством использования оригами. В процессе работы дети изучили и сами разработали основные фигуры оригами. Для реализации формирующего этапа опытно-экспериментальной работы было разработано тематическое планирование занятий по использованию оригами как средства развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
4. В исследовании приняли участие 28 детей в возрасте 5-6 лет. Дети были разделены на контрольную и экспериментальную группы по 14 человек в каждой. Исследование было проведено в соответствии с 3 этапами. Для выявления уровня у детей была использована диагностика А.В. Белошистовой и З.А. Михайловой.
По результатам можно сделать вывод о том, что дети 5-6 лет жизни обладают недостаточно сформированным уровнем математических представлений, поскольку у большинства детей обоих групп низкий уровень. А также часть детей имеют средний уровень сформированности математических представлений.
После констатирующего этапа исследования проводился формирующий этап. Для реализации работы на формирующем этапе эксперимента, нами был составлен план работы с оригами. Итак, было использовано 9 фигурок оригами для проведения занятий с детьми по развитию математических представлений.
На вводном занятия дошкольники знакомятся с понятием оригами, с особенностями бумаги и также узнают от педагога об особенностях складывания поделок. На первом занятии для привлечения внимания дошкольников и для повышения уровня мотивации использовался короткий видеоролик об истории бумаги.
На других занятиях дошкольников познакомили с методикой выполнения фигуры оригами «Бабочка», оригами «Цветок», оригами «Лиса», «Пароход», «Грач» и «Человечек». Как правило, выполнение фигур оригами являлось заключительной частью занятия после выполнения основных заданий и упражнений.
По сравнительным результатам экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе исследования можно отметить, что в экспериментальной группе количество дошкольников с высоким уровнем увеличилось на 15% (было 16%, стало 31%). А количество детей в экспериментальной группе со средним развития математических представлений также увеличилось на 8% (было 38%, стало 46%). В свою очередь количество детей в экспериментальной группе с низким уровнем развития уменьшилось на 23% (было 46%, стало 23%).
Итак, это свидетельствует о положительной динамике развития математических представлений у детей 5-6 лет после формирующей работы.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены. Гипотеза подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы использования оригами как средства развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Понятие и особенности оригами
Оригами является практикой складывания различных изделий из бумаги. При этом оригами как традиционно японское искусство развивалось в свое время по всему миру. Исторические корни данного искусства уходят в Китай, Японию и даже в Германию.
При выполнении различных оригами, как правило, следуют определенному стандартному набору шаблонов. Но этой системе меньше 100 лет. В каждом дизайне используется один и тот же ключ, поэтому оригами может сложить не только опытный мастер, но и человек, впервые столкнувшийся с этим искусством [4].
Простота, красота и доступность оригами делают его увлекательным хобби, а также универсальным видом искусства. Понимание истории оригами помогает увидеть появление данного вида искусства в древней культуре и его развитие в настоящее время.
История оригами насчитывает почти 2000 лет. Несмотря на то, что оригами – это японское слово, которое наиболее известно как форма японского искусства, на самом деле оно было культурным наследием в Японию из Китая примерно в I веке нашей эры [2].
В Древнем Китае складывать бумагу было традицией для церемониальных целей. Китайцы в первом веке нашей эры сжигали бумагу, сложенную в виде золотых слитков, в качестве подношения умершим, и эта практика продолжается и сегодня. Такие церемониальные корни привели оригами в Японию, где его практиковали буддийские монахи.
В начале первого тысячелетия нашей эры бумага была дорогой и была доступна только элите, например монахам. Однако в 1600-х годах, в период Эдо в Японии, феодалы расширили местную промышленность. Поскольку данное расширение включало изготовление бумаги, данный материал стал намного более доступным. Однако в то время бумага все еще была предметом роскоши.