Органы местного самоуправления Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Органы местного самоуправления.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Список используемых сокращений 3

Введение 4

1. Правовая природа местного самоуправления 7

1.1. Понятие органа местного самоуправления, его признаки 7

1.2. Система органов местного самоуправления 13

2. Структура и компетенция органов местного самоуправления 18

2.1. Состав и функции представительного органа муниципального образования в системе органов местного самоуправления 18

2.2. Организационно-правовой статус главы муниципального образования 22

2.3. Местная администрация. Глава администрации как руководитель аппарата администрации муниципального образования 26

Заключение 32

Библиографический список 34

  

Введение:

 

На современном этапе развития Российского государства особое внимание уделяется вопросам организации управления территориями. Согласно основному закону — Конституции Российской Федерации , имеет место быть распределение управления между субъектами федерации и местным самоуправлением. Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и — в этом качестве — составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы, восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности). Для граждан Российской Федерации местное самоуправление понимается в качестве весьма объективной и необходимой реальности, что необходимо учитывать. Конституция Российской Федерации гарантирует наличие местного самоуправления на всей территории страны, вне зависимости от региона, что имеет особую практическую значимость.

Местное самоуправление представляет собой одну из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Местное самоуправление принято считать именно децентрализованной формой управления, для которой свойственна и некоторая доля самостоятельности. В качестве основного, базисного признака местного самоуправления выделяют автономность местных органов, которые как раз и выступают органами местных самоуправляющих территориальных сообществ. Местное самоуправление основывается на том, что признается свобода полномочий местных сообществ, а также союзов.

Местное самоуправление, являясь относительно новым институтом, представляет собой интерес, как с теоретической, так и с практической стороны. Так, часть исследователей полагают, что положения российского законодательства, регулирующие особенности местного самоуправления в России до сих пор носят весьма поверхностный характер. Кроме этого, на практике весьма часто возникают вопросы, связанные с определением сущности местного самоуправления, а также разграничением полномочий органов местного самоуправления и государственных органов.

Объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в процессе формирования органов местного самоуправления.

Предметом исследования курсовой работы является законодательство регулирующее систему органов местного самоуправления.

Целью курсовой работы является комплексный анализ особенностей органов местного самоуправления.

Задачи курсовой работы:

— раскрыть понятие органа местного самоуправления, его признаки;

— изучить систему органов местного самоуправления;

— рассмотреть состав и функции представительного органа муниципального образования в системе органов местного самоуправления;

— проанализировать организационно-правовой статус главы муниципального образования;

— охарактеризовать местную администрацию, главу администрации как руководителя аппарата администрации муниципального образования.

При исследовании деятельности органов местного самоуправления использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, системный, функциональный, сравнительный) методов познания.

Автором изучены учебная литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной проблематики.

Нормативную базу курсовой работы составили Конституция РФ, кодексы, международное законодательство, федеральные законы РФ.

Практическое значение темы курсовой работы состоит в расширении научного представления о современном состоянии деятельности органов местного самоуправления и поисках путей повышения эффективности организационно-правовых основ деятельности органов местного самоуправления, что может способствовать дальнейшему изучению этой проблемы.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении курсовой работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая, нормативная основа и значимость курсовой работы.

В первой главе курсовой работы изучена правовая природа местного самоуправления.

Во второй главе курсовой работы проведен анализ структуры и компетенции органов местного самоуправления.

В заключении обобщены результаты курсовой работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.

1. Органы местного самоуправления — это органы самоуправляющихся территориальных сообществ, каковыми, по сути, являются муниципальные образования. Данные органы формируются непосредственно населением либо представителями населения (представительным органом) и несут ответственность за ненадлежащее осуществление своих полномочий, прежде всего перед жителями муниципального образования. Им принадлежит особое место в демократической системе управления обществом и государством, и оно определяется, прежде всего, тем, что наличие органов самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает эту систему наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.

2. Местное самоуправление обладает условной самодостаточностью. Для его нормального развития нужно осознавать важную роль местных властей в системе власти в целом. Государство должно выстроить грамотную политику, найти грань, которая позволит муниципалитетам, с одной стороны, действовать максимально эффективно, а с другой — организовать целостную систему публичной власти.

В настоящее время местное самоуправление прочно вошло в общественную жизнь как реально функционирующий институт российского государства. В течение двух десятилетий шел процесс формирования, становления и совершенствования этой системы, осуществлялся активный поиск и реализация правовых норм, защищающих права населения самостоятельно решать местные проблемы.

3. В настоящее время представительные органы муниципальных образований сохраняют свое важное положение в системе органов местного самоуправления, несмотря на сокращение их количества. При этом приоритетным способом формирования представительных органов остаются муниципальные выборы, что отвечает природе МСУ как института гражданского общества.

4. Статья 36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нуждается в дополнении: глава муниципального образования должен вести свою деятельность только на постоянной основе. Таким образом, на него будут распространяться запреты, установленные в ч. 7 ст. 40 указанного закона для выборных лиц, работающих на постоянной основе.

5. Местная администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, который осуществляет текущее управление хозяйственными и социально-культурными процессами на территории муниципального образования. Глава местной администрации руководит деятельностью исполнительных органов муниципального образования на основе единоначалия. Главой местной администрации может быть: глава муниципального образования; лицо, назначаемое по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.

Таким образом, местное самоуправление выступает независимой конституционной ценностью, общепризнанной и гарантированной на всей территории Российской Федерации. В то же время анализ мер, принятых в последние годы на федеральном уровне в отношении местного самоуправления, демонстрирует ряд устойчивых негативных тенденций.

По нашему мнению, органы местного самоуправления являются неотъемлемой составляющей всероссийской системы власти народа. В свою очередь Конституция гарантирует обеспечение исполнения принятых должностными лицами и органами местного самоуправления решений и тех решений, которые принимаются самим населением муниципальных образований с учётом пределов их компетенций.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Правовая природа местного самоуправления

1.1. Понятие органа местного самоуправления, его признаки

В Конституции Российской Федерации в ч. 2 ст. 130 предусмотрено осуществление гражданами местного самоуправления непосредственно — через референдум, выборы и другие формы прямого волеизъявления, так и опосредованно — с помощью выборных и других органов местного самоуправления.

Двойственность самоуправления проявляется в том, что с одной стороны самоуправление предполагает самостоятельность формируемых населением органов местного самоуправления, а с другой, — их функционирование осуществляется в пределах объективного права. Таким образом, их возможности ограничены нормами права, а о самостоятельности, как принципе местного самоуправления, можно говорить с оговорками — она существует в пределах компетенции, которой обладают органы местного самоуправления .

Реальным самоуправление становится тогда, когда население имеет возможность самостоятельно, независимо от государственного бюрократического аппарата организовывать собственную жизнь на определенной территории. Это происходит тогда, когда государство не создает местное сообщество, а признает его существование.

Эта двойственность является отличительной особенностью местного самоуправления — уровня публичной власти, наиболее близкого к населению и получающее свое дальнейшее развитие в действующем законодательстве.

Сущность местного самоуправления состоит в вовлечении жителей в решение вопросов их жизнедеятельности. Следовательно, местное самоуправление представляет собой явление самоорганизации социума, демократии, важнейшую форму народовластия

Согласно статье 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ФЗ-131), местное самоуправление это одна из форм осуществления народом своей власти, которая призвана обеспечивать под свою ответственность и самостоятельное решение населением через органы местного самоуправления и (или) непосредственно вопросов местного значения с учетом интересов населения, исторических и иных традиций .

Оба способа реализации населением местного самоуправления (непосредственный и опосредованный) взаимодополняют друг друга, и в их гармоничном сочетании достигается особая эффективность решения вопросов местного значения, присущая этой форме публичной политической власти. Но, тем не менее, местное самоуправление не является государством в государстве. Оно включено в целостную систему осуществления управления государством и обществом, хотя и играет в этой системе одну из главных ролей и обладает определенной самостоятельностью. Таким образом, пределы такой независимости четко определенны в законодательстве. Поэтому абсолютизация самостоятельности местного самоуправления невозможна.

На муниципальном уровне создаются исполнительные органы, которые называются органами местного самоуправления. Данные органы не входят в систему исполнительных органов власти и имеют негосударственный характер.

Согласно статье 2 ФЗ-131 органом местного самоуправления называют избираемый населением непосредственно и (или) образуемый представительным органом муниципалитета орган, который наделен собственными полномочиями по решению местных вопросов.

В Определении Конституционного Суда РФ от 26 сентября 1996 г. №92-O подчеркивается, что понятия «органы местного самоуправления» и «должностные лица местного самоуправления» не являются взаимоисключающими: должностное лицо местного самоуправления в зависимости от круга его полномочий может выступать и в качестве органа местного самоуправления .

Органы местного самоуправления имеют право самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные сборы и налоги, осуществлять охрану общественного порядка и решать иные вопросы местного значения.

К компетенции органов местного самоуправления относятся вопросы местного значения, которые дают представление о сфере и направлении их деятельности. Решение вопросов местного значения влечет за собой наделение соответствующими полномочиями органов местного самоуправления .

Часть 1 ФЗ-131 содержит полномочия органов местного самоуправления различных муниципальных образований (сельских и городских поселений, городских округов, муниципальных районов, внутригородских районов городских округов с внутригородским делением), призванные решать вопросы местного значения. В принятии устава, определении официальных символов, регулирования тарифов коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечения подготовки и проведения муниципальных выборов, местных референдумов, голосований по отзыву депутатов, членов выборных, организации теплоснабжения, деятельности по водоснабжению и водоотведению, принятия программ социально- экономического развития.

Полномочия органов местного самоуправления, содержащиеся в законе, не являются исчерпывающими.

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы развития органов местного самоуправления в России 7
1.1. История становления органов местного самоуправления 7
1.2. Сущность, роль, цели и задачи органов местного самоуправления 11
2. Практические особенности развития органов местного самоуправления в г. Москва 17
2.1. Анализ развития органов местного самоуправления 17
2.2. Проблемы и перспективы развития органов местного самоуправления 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

  

Введение:

 

В 2019 году Россия отмечает 26-летие Основного закона страны – Конституции РФ [1]. По своей юридической и политической сути он заложил фундаментальные начала новой российской (постсоветской) государственности, в числе которых утверждается институт местного самоуправления. Данный институт был предложен в ряду других политических и правовых новообразований, его конституционная модель закреплена в самых общих очертаниях, для авторов проекта Конституции было важно заложить саму идею местного самоуправления, ее детализация подразумевалась на уровне федерального и регионального законодательства.
Судьба местного самоуправления в России складывается далеко не просто. Относительно его природы и сущности до сих пор нет единства мнений в профессиональном сообществе, оценки законодательной модели местного самоуправления колеблются от мифа, «который создан на основе устаревшей западной концепции местного самоуправления», утопии, которая «позволит создавать конфликты на местных уровнях», до явления общественной жизни, играющего в ней «не менее важную роль, чем свобода слова, совести и другие основы демократической системы», основы, «на которой формируется гражданская инициатива и достигается общественный договор», своего рода фундамента российской государственности. Президент России Владимир Путин в своем выступлении на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» отмечал: «Одна из лучших российских политических традиций, земская традиция, также строилась именно на принципах самоуправления. Только из эффективных механизмов самоуправления может вырасти настоящее гражданское общество и настоящая национально ориентированная элита» [10].
Современный этап развития местного самоуправления в России характеризуется активным поиском адекватных времени и задачам российского общества и государства технологий, он имеет свои исторические основы, как в теории, так и практике управления [16, c.67]. Думается, что изучение исторических оснований местного самоуправления способствует более глубокому и всестороннему анализу его развития, а также позволяет, опираясь на опыт и практику, в условиях трансформируемого российского государства и общества выбирать не только актуальные технологии, но также и адаптивные применительно к новым глобальным и российским реалиям.
Федеральное законодательство не определило цель и задачи местного самоуправления, что позволяет исказить его сущность как относительно самостоятельного демократического института. В условиях постоянного расширения перечня вопросов местного значения и увеличения количества передаваемых государственных полномочий органам муниципальной власти затруднительно эффективно осуществлять непосредственные функции местного самоуправления. Остается незадействованным огромный потенциал, заложенный в идее местного самоуправления, не выстроена оптимальная система организации публичной власти, нет четкого представления об объеме и границах деятельности субъектов муниципальной власти. Такой подход позволяет и вовсе исказить саму идею местного самоуправления как относительно самостоятельного демократического института посредством многочисленных изменений федерального законодательства. Формирование местного самоуправления было связано, прежде всего, с децентрализацией властных функций и полномочий.
Проблематике организации органов местного самоуправления посвящены работы: О.И. Баженовой, Н.С. Бондаря, Т.М. Бялкиной, В.И. Васильева, Е.В. Гриценко, Н.В. Джагаряна, В.В. Еремяна, А.Н. Кокотова, А.В. Колесникова, А.Н. Костюкова, М.А. Краснова, О.Е. Кутафина, Л.А. Лукашова, Ю.Н. Мильшина, Д.С. Михеева, И.И. Овчинникова, В.В. Таболина, В.И. Фадеева, С.Е. Чаннова, Г.Н. Чеботарева, Л.Т. Чихладзе и др.
Объектом исследования в курсовой работе является система органов местного самоуправления.
Предметом исследования в курсовой работе являются общественные отношения, возникающие в результате функционирования органов местного самоуправления.
Целью курсовой работы является комплексное исследование системы органов местного самоуправления.
Задачи курсовой работы:
— изучить историю становления органов местного самоуправления;
— раскрыть сущность, роль, цели и задачи органов местного самоуправления;
— провести анализ развития органов местного самоуправления;
— выявить проблемы и перспективы развития органов местного самоуправления.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
История становления местного самоуправления в России весьма циклична. Это проявлялось сначала в обособлении местной власти, построении ее независимости от государственной воли, затем в тенденции укрепления и централизации государства.
Местное самоуправление представляет собой многогранное и многофункциональное социально-правовое явление, полноценное воплощение которого в жизнь предполагает разработку научной концепции муниципальной власти и программу ее практической реализации. Основными направлениями в совершенствовании этого института являются нормативно-правовое определение его функционального назначения через закрепление цели, задач и функций, реализацию мероприятий по повышению уровня политико-правовой культуры как самого населения, так и представителей органов государственной власти, укреплению общественного доверия к властным структурам.
Цель местного самоуправления видится в создании необходимых благоприятных условий комплексного устойчивого развития муниципального образования с учетом исторических, национально-культурных и иных традиций на основе согласования интересов населения муниципального образования с общегосударственными интересами.
Задачами местного самоуправления являются: децентрализацию государственной власти; развитие демократических основ российского государства и общества; обеспечение согласования интересов населения муниципального образования с интересами общегосударственного характера; обеспечение устойчивого комплексного социально-экономического развития муниципального образования; участие в защите прав и свобод человека и гражданина в пределах муниципального образования; содействие формированию гражданского общества.
Система органов местного самоуправления г. Москвы – это совокупность местных сообществ жителей, внутригородских муниципальных образований, их внутренних субъектов и институтов, взаимодействующих между собой в процессе отправления самоуправленческих функций. В итоге местное самоуправление представляет собой необходимое условие развития демократии.
Местное самоуправление в Москве осуществляется в границах внутригородских муниципальных образований. На сегодняшний день в Москве 125 районов и 21 поселение. Каждое муниципальное образование имеет свой выборный орган местного самоуправления, устав, определяющий его деятельность, муниципальную собственность и местный бюджет. Также вправе иметь собственную символику (гимн, эмблему, флаг и др).
На протяжении последних двух лет в Московской области расширялись компетенции муниципальных образований через создание городских округов. В г. Москве расширение компетенции муниципальных органов подменяется переориентацией их с решения вопросов местного значения на исполнение переданных государственных полномочий, реализуемых под непосредственным контролем госорганов, а вот сужение собственной компетенции муниципальных округов достигло, на наш взгляд, предела. Достаточно сказать, что численность администраций муниципальных округов зачастую не превышает 5 человек, а в некоторых округах администрации заменены на аппараты Советов депутатов, что не выдерживает никакой критики.
К проблемам органов местного самоуправления в г. Москве можно отнести низкий уровень социальной активности общества, слабость гражданского общества. Данные проблемы связаны с тем, что наша страна долгое время находилась в условиях сменяющихся тоталитарных режимов, что не позволило общество выработать самоуправленческие и демократические традиции. С недавних пор, люди стали осваивать новые инструменты выражения своей гражданской позиции, интернет стал доступен каждому, появляется множество новых ресурсов и порталов для выявления проблем и потребностей общества. Деятельность внутригородских муниципальных образований Москвы должна быть направлена на укрепление взаимодействия в различных областях: в сфере нормотворчества, в сфере экономики и финансов, кадрового обеспечения местного самоуправления, культуры и спорта. Приоритетным направлением должна стать совместная деятельность в сфере экономики и финансов. Важнейшей задачей становится обеспечение самодостаточности местных бюджетов с целью уменьшения дотационных муниципальных образований.
Сегодня во всех крупнейших мегаполисах мира совершенствование взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления является необходимым условием и важнейшим направлением работы в городах федерального значения, требующим совместных усилий. Однако, следует избежать перерождения местного самоуправления в государственное и потери внутреннего содержания данного института публичной власти.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы развития органов местного самоуправления в России
1.1. История становления органов местного самоуправления

Во все периоды становления России как единой и великой державы, можно отчетливо выделить две основных тенденции – это централизация и децентрализация государственности. Территориальное объединение вокруг сильной централизованной власти или борьба части ее территорий за суверенитет. Наряду с двумя отмеченными основными тенденциями иногда явно, иногда менее наглядно проявлялась и третья – становление и развитие самоуправления. В той или иной мере самоуправление в России существовало на всем протяжении ее истории.
Исторический анализ становления полномочий органов местного самоуправления представляется невозможным без рассмотрения истории местного самоуправления в целом, так как соответствующие изменения статуса органов местной власти влекли и изменения в осуществлении ими своих полномочий. Такие задачи как: обеспечение безопасности местного населения, качество дорог, предоставления медицинского обслуживания, оказания транспортных услуг в пределах конкретных территориальных образований необходимо решать в местах компактного проживания граждан — в городах, поселках, селах и т. д. Именно здесь должны быть созданы условия, позволяющие самостоятельно решать населением вопросы местного значения [14, c.55].
Исторический анализ становления полномочий органов местного самоуправления способствует адекватному пониманию того какое место на различных этапах развития эти полномочия занимали в системе полномочий органов местного самоуправления в целом.
Анализируя исторические этапы становления и развития самоуправления в России, хотелось бы кратко охарактеризовать и сосредоточиться по нашему мнению, на наиболее важных и значимых преобразованиях на местах [17, c.77].
1. Местное самоуправление до окончания Х века: данный период характеризуется догосударственной формой развития местного самоуправления. Иными словами, в это время формируется общинное местное самоуправление. В этой связи, необходимо отметить, что, как таковое, самоуправление существовало еще во время перехода к родовому устройству общества. Дальнейшее появление союзов общин, создававшихся на определенных территориях по принципам согласованности экономических и политических интересов, привели к формированию порядка вертикального соподчинения власти и, как следствие, местного самоуправления.
2. Местное самоуправление в 988–1785 годы: отсчетным моментом данного периода считается принятие на Руси христианства. В это время основной формой организации местного самоуправления выступает деятельность территориальных и производственных общин. Общественные проблемы и дела решаются людьми, непосредственно объединившимися для совместной трудовой деятельности или несения повинностей. К подобным общинам можно отнести купеческие гильдии, ремесленные цехи, товарищества и т.п., главной характеристикой которых выступало сословное, производственное и территориальное единство. Названные единицы служили в качестве первичных ячеек местного самоуправления и являлись органичной и естественной основой децентрализации.
3. Местное самоуправление в 1785–1917 годы. Петр Первый проводил значительные преобразования в сфере муниципального управления, целью которых было внедрение в систему муниципального самоуправления выборности и коллегиальности органов, а также их упрочнение. Стоит отметить, что проведение таких преобразований было направлено на обеспечение интересов государства, а не населения. Екатерина II проводила укрепление городского самоуправления. В 1785 г. императрицей подписана

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы