Курсовая с практикой на тему Органы государственной власти субъекта РФ (на примере республики)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ РФ 5
1.1. Основные принципы федеративного устройства РФ 5
1.2. Разграничение полномочий между РФ и субъектами РФ 10
ГЛАВА 2 КОМПЕТЕНЦИЯ И СТРУКТУРА ОРГАНОВ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ. 15
2.1. Законодательные органы власти 15
2.2. Исполнительные органы власти 16
2.3. Взаимодействие законодательных и исполнительных органов власти 18
ГЛАВА 3 ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИК НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 22
3.1. Статус Республики в составе РФ 22
3.2. Система органов государственной власти Республики Татарстан 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Введение:
Российская Федерация по своему территориальному устройству относится к федеративным государствам. Она состоит из самостоятельных территориальных образований — субъектов федерации, которые наделены собственными полномочиями по осуществлению государственной власти, вправе образовывать собственные властные органы, устанавливать правовые нормы, взимать налоги. Разграничение компетенции между органами федерации и субъектов определяется на основании Конституции РФ . При этом по всем вопросам ведения, не поименованным в Конституции субъекты РФ обладают правом самостоятельного управления. Таким образом законодательство предоставляет субъектам РФ определенную свободу в осуществлении управления.
Система государственных органов в субъектах РФ строится по определенной общей модели, характерной для принципа разделения властей. В субъекте образуется законодательный — представительный орган, образуется система исполнительных органов. Кроме того в субъекте РФ предусмотрена должность высшего должностного лица, который выполняет общие, руководящие функции. Актуальность исследования системы законодательных и исполнительных оранов субъектов РФ заключается в том, что рассмотрение данного вопроса позволит определить каким образом в РФ реализуется модель федеративного устройства, какими возможностями в сфере власти и управления обладают субъекты РФ.
Объект исследования — отношения связанные с организацией власти и управления в субъектах РФ.
Предмет исследования — организация законодательной и исполнительной власти в субъектах РФ.
Цель работы — определить основы компетенции законодательных и исполнительных органов власти в субъекте РФ, установленные Конституцией РФ и федеральным законодательством.
Для достижения указанной цели должны быть выполнены следующие задачи: охарактеризовать общие принципы федеративного устройства и организации власти в субъектах РФ, рассмотреть структуру и компетенцию законодательных органов, исполнительных органов, высшего должностного лица субъекта РФ, рассмотреть организацию органов власти субъекта РФ на примере Республики Татарстан.
Нормативную основу исследования составляют: Конституция РФ, Федеральный закон от 06.10.1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (далее закон об органах субъектов РФ).
Теоретическую основу исследования составляют работы следующих авторов: Носов, Шахрай С.М. и др.
Методологию исследования составляют: описательный, системный, сравнительный и формально-юридический методы.
Структурно работа представлена введением, тремя главами, заключением и списком литературы.
Заключение:
Рассмотрев основные особенности правового статуса органов законодательной и исполнительной власти в субъекте РФ можно прийти к следующим выводам.
1. История России как федерации достаточно невелика. Первый опыт образования федерации относится к началу ХХ века, когда после революции определялась форма нового государства. Затем, в силу образования СССР, Россия вошла в его состав на правах субъекта федерации, но централизация власти была очень высокой и фактически субъекты федерации не обладали самостоятельностью в вопросах управления. Существование РФ как самостоятельного федеративного государство было закреплено и оформлено в Конституции РФ с 1993 года.
2. Федеративное устройство РФ основано на принципах государственной целостности, единства системы государственных органов власти, разграничения предметов ведения и полномочий, равенства прав всех субъектов РФ. Субъектам РФ предоставлена самостоятельность в решении всех вопросов управления которые не относятся к ведению РФ или к совместному ведению РФ и субъектов. Для решения этих вопросов в каждом субъекте РФ образуется система органов власти, состоящая из высшего должностного лица субъекта РФ, законодательного органа и системы исполнительных органов.
3. Орган законодательной власти субъекта РФ формируется на основе проведения всеобщих выборов на территории соответствующего субъекта. Он выполняет законодательные и представительские функции. Система органов исполнительной власти возглавляется высшим исполнительным органом. Эти органы выполняют функции исполнения нормативных актов субъекта РФ, составления бюджета и контроля за его исполнением, а также разработки основных направлений политики для осуществления управления на территории субъекта. Помимо решения вопросов относимых к исключительной компетенции субъекта РФ, органы исполнительной власти субъекта также образуют единую систему с федеральными органами власти в сфере решения вопросов совместной компетенции. Систему исполнительной власти возглавляет высшее должностное лицо субъекта РФ.
4. Органы законодательной и исполнительной власти в пределах своих полномочий взаимодействуют. Например представители одной системы органов могут участвовать в заседаниях, проводимых другими органами власти. Законодательный орган может участвовать в формировании исполнительного органа, если это предусмотрено актами субъекта РФ. Указанное взаимодействие осуществляется в целях повышения эффективности деятельности рассматриваемых органов.
5. В процессе деятельности органов власти субъектов РФ возникают определенные спорные вопросы, которые связаны прежде всего с разграничением полномочий между федерацией и субъектами. В некоторых случаях субъекты РФ выходят за пределы своих полномочий, например издают нормативные акты, которые противоречат федеральным актам. Кроме того и в рамках иерархии нормативных актов в пределах одного субъекта федерации могт возникать противоречия. В этих случаях необходимо обращаться в Конституционный суд РФ, либо в конституционные (уставные) суды субъектов РФ для того, чтобы разрешить возникшие противоречия и признать оспариваемый нормативный акт, соответствующим либо противоречащим актам более высокой юридической силы. Так или иначе, возникновение противоречий является неотъемлемой частью любого механизма, в том числе механизма государственного управления. А настоящий момент система органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ отвечает задачам управления, стоящим перед государством с федеративным территориальным устройством.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ РФ
1.1. Основные принципы федеративного устройства РФ
В зависимости от степени самостоятельности в управлении административно-территориальных единиц выделяют унитарное и федеративное государство. Традиционно в литературе в качестве формы государственного устройства выделяют также конфедерацию, однако необходимо учитывать, что конфедерация не является государством, а представляет собой государственное образование.
В унитарном государстве существует единая система органов власти, единое гражданство, единая система налогов и система законодательства. Органы государственной власти осуществляют управление территориальными единицами. Местные органы, создающиеся в границах областей, провинций и т д. подчинены центральной власти. Большинство всех государств унитарные (Франция, Швеция, Норвегия и др.). Унитарное государство обеспечивает государственное единство. Управление в нем является наиболее простым, в то же время унитарные государства должны быть небольшими по площади, для того чтобы обеспечить эффективное управление из центра.
Федеративное государство (федерация) – это сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и п. д.) являются государственными образованиями, обладающими суверенитетом и самостоятельностью в решении некоторых государственных вопросов. Федерация часто возникает на основании договора между самостоятельными государствами, которые объединяясь утрачивают часть своей самостоятельности и передают ее центральной власти.
Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъектами. Для федерации характерно существование двух систем государственных органов – федеральной и субъектов федерации, двух систем законодательства, в некоторых федерациях двойное гражданство. Для федерации характерно законодательное разграничение полномочий между центральными , федеральными органами и органами субъектов федерации. В США, Канаде, Бразилии, Мексике и других странах конституции устанавливают сферы, подпадающие под исключительную компетенцию федерации и исключительную компетенцию ее субъектов. В ФРГ, Индии и иных государствах конституции, кроме того, предусматривают сферу действия совместной компетенции федерации и ее субъектов.
В зависимости от порядка образования субъектов федерации различают территориальные и национальные федерации. Территориальные федерации образуются сугубо по территориальному принципу в соответствии с определенным делением территории. Национально территориальные федерации образуются как по территориальному, так и по национальному принципам, учитывая места проживания отдельных национальностей на территории государства.
В зависимости от объема полномочий выделяют симметричные и асимметричные федерации. В симметричных федерациях все субъекты обладают равным объемом полномочий. В ассиметричных федерациях некоторые субъекты имеют больший объем полномочий чем другие.
«Термином «государственное устройство» обозначают организацию территории государства, соотношение государства как целого с его составными частями. Государственное устройство — важнейший элемент любого государства. Его основное назначение заключается в таком устройстве территории и установлении таких связей Центра и регионов, которые оптимально обеспечивали бы осуществление государственной власти. Государственное устройство обусловлено различными факторами: размером территории, составом населения, национальными традициями, особенностями формирования государства» .
Если говорить об истории государственного устройства России, то можно отметить следующее. В истории монархической, царской России государство существовало как унитарное. Об определенной самостоятельности территориальных единиц можно говорить только относительно периода феодальной раздробленности, когда управление осуществлялось в рамках отдельного княжества. Но со времен формирования единого московского государства в XIII-XIV веках российское государство существовало как унитарное. Определенная автономия могла предоставляться некоторым территориям, например, вновь присоединенным к россии, однако ко времени расцвета абсолютной монархии государство стало полностью централизованным. Несмотря на большие размеры территории и сложности в управлении, никакой самостоятельности территориальным единицам не предоставлялось.
Становление российского государства как федеративного началось после октябрьской революции 1918 года. Российская империя распалась и происходило формирование нового территориального устройства. Была провозглашена независимость некоторых территорий. В составе России начали образовываться автономии и республики в соответствии с национальным устройством. Россия была провозглашена федеративной республикой. после принятия Конституции РСФСР 10 июля 1918 г. Были созданы Башкирская, Татарская, Дагестанская и другие АССР, а также ряд автономных областей (Чувашская, Карельская, Марийская и др.). После образования СССР, Россия стала республикой в составе СССР – субъектом федерации. Соответственно статус территориальных образований на территории России изменился, они больше не считались субъектами федерации. В целом в системе государственного управления появилась тенденция к унитаризму. Управление на отдельных территориях полностью контролировалось высшими органами государственной власти. СССР считалось федерацией , состоящей из равноправных субъектов – республик, на деле по организации управления являлось унитарным государством. Поэтому развитие процессов федерализма на территории России в период образования и существования СССР прекратилось.
Новый этап в развитии федерализма наступил с распадом СССР и провозглашением России независимым государством. Заключение федеративных договоров привело к укреплению федерации в условиях политического противостояния и существования угрозы распада государства. В дальнейшем взаимоотношения федерации и субъектов были закреплены в Конституции РФ 1993 года . тем самым установились современные принципы российского федерализма.