Курсовая с практикой на тему Организация запоминания материала на уроках экономики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА 1. ЗАПОМИНАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.. 6
1.1. Особенности памяти учащихся средней школы.. 6
1.2. Традиционные и инновационные формы
организации запоминания. 10
Выводы по первой главе. 15
ГЛАВА 2. ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ
ЗАПОМИНАНИЯ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ.. 16
2.1. Диагностика уровня развития памяти учащихся
средней школы.. 16
2.2. Работа по улучшению процессов запоминания на
уроках экономики. 16
Выводы по второй главе. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
ЛИТЕРАТУРА.. 33
Введение:
Впечатления, которые ребенок
получает об окружающем мире, оставляют определенный след, новые знания
сохраняются, закрепляются, и при необходимости – воспроизводятся. Эти процессы
называются памятью. Память занимает особое место в системе познавательных
процессов, так как объединяет мышление, воображение и восприятие в единую
систему служащую для познания окружающего мира.
Проблема психического развития
и становления человеческой личности привлекает внимание большое количество
исследователей и теоретического, и практического направлений. Исследователи
обращают внимание на формирование и развитие личности. Они изучают различные
стороны протекания психических процессов, их формы, особенности, функции,
основные изменения, которые происходят с познавательными процессами в развитии
личности и многие другие вопросы. Особенно большое значение имеет такой
познавательный процесс как память.
Память лежит в основе
воспитания и обучения, формирования навыков, приобретения знаний, личного
опыта. Память связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивая
единство его психики и придавая ей индивидуальность. Память включается во все
уровни и виды деятельности, поскольку действуя человек опирается на собственный
и исторический опыт.
Актуальность исследования
определяется общей инновативностью современных образовательных процессов. В
наше время школа является своеобразным экспериментальным полигоном для обкатки
новейших педагогических технологий. В этой связи тема запоминания материала на уроках экономики представляется нам актуальной.
Объект
исследования: возрастные особенности памяти и запоминания учащихся средней
школы.
Предмет
исследования: организация запоминания материала на уроках экономики.
Цель исследования:
разработка эффективных форм организации запоминания материала на уроках
экономики.
Поставленная цель
обусловила необходимость выполнения таких задач исследования:
1.
Охарактеризовать особенности памяти учащихся средней школы;
2. Рассмотреть
традиционные и инновационные формы организации запоминания;
3. Провести
диагностику уровня развития памяти учащихся средней школы;
4. Разработать
программу улучшения процессов запоминания на уроках экономики.
Исследование
произведено при помощи таких методов: анализ (компаративный, исторический,
культурно-исторический), эксперимент, методы математической статистики.
Теоретическая
значимость исследования. В работе осуществлен вклад в разработку и углубление
знаний о проведении работы по улучшению запоминания в процессе обучения
экономике.
Практическая
значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы в
дальнейших научных работах, статьях, эссе, посвящённых проблемам запоминания на
уроках экономики, их сравнительному анализу, при изучении педагогики в высших
учебных заведениях.
Структура
исследования определяется избранной для рассмотрения в нём тематикой. Работа
состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В научной литературе изучение проблемы
памяти находит широкое освещение, но при поиске литературы по данной проблеме
можно столкнуться с такими трудностями, как отсутствие новых исследований,
устаревшие источники информации и невозможность получения доступа к электронным
базам без определенных возможностей.
Память – один из основных психических
познавательных процессов. Основными процессами памяти являются – запоминание,
сохранение и воспроизведение. Существует три критерия, по которым память
делится на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую (по
характеру психической активности преобладающей в деятельности); непроизвольную
и произвольную (по характеру целей деятельности); кратковременную,
долговременную и оперативную (по продолжительности закрепления и сохранения
материала).
У детей школьного возраста преобладает
непроизвольный вид памяти. Появляется произвольная память. Наглядно-образная
память развита сильнее других видов и продолжает развиваться. Для более
успешного обучения и усвоения детьми нового материала, педагогу необходимо
учитывать индивидуальные особенности памяти учеников. Это позволит ему делать
упор на сильные стороны их памяти, и работать над развитием слабых. Равномерное
развитие всех видов памяти будет способствовать облегчению запоминания нового
материала для учеников и ускорению учебного процесса для учителя.
Одним
из структурных компонентов личности старшеклассника может выступать
характеристика памяти и опыта. Под эмоциональной памятью мы понимаем вид
памяти, которая выполняет функции закрепления, сохранения, воспроизведения и
забывания эмоциональных явлений в форме состояний, процессов или качеств.
Эмоциональный опыт определяется как система эмоций и чувств, которые переживал
человек в истории своей жизни, имеющих разную степень влияния на настоящее и
будущее. Развитие эмоциональной памяти – это развитие системы процессов
запоминания, сохранения и воспроизведения эмоционально насыщенной информации,
обогащения эмоционального опыта и повышение уровня его действенности.
Эффективное
функционирование памяти проявляется в высокой эффективности запоминания,
сохранения и воспроизведения различных переживаний, эмоциональных состояний,
чувств и успешности их применения для эффективного осуществления различных
видов деятельности.
Исследование
уровня развития памяти должна предусматривать комплекс методов, который
направлен на определение:
—
стереотипов эмоционального опыта, их гибкость и влиятельность на поведение и
деятельность человека;
—
дифференцированности эмоционального опыта человека;
—
готовности человека к применению эмоционального опыта;
—
определение степени детализации эмоционального опыта в негативном и позитивном
чувственном варианте — глубину и широту эмоционального опыта;
—
способности к воспроизводству эмоционального опыта в письменном тексте;
—
способности к воспроизводству эмоционально насыщенного текста в условиях
мнемической и познавательной задачи;
—
эффективности воспроизводства вербального материала с частью эмоционально
насыщенных слов.
Программа,
направленная на развитие памяти школьников, должна включать следующие этапы:
мотивационный, основной целью которого является создание позитивного отношения
к участию в эксперименте; информационный — главной целью которого является
ознакомление с понятием эмоциональной памяти, историей ее изучения, механизмами
функционирования; развивающий, что имеет целью развитие основных качеств
эмоционального опыта и эмоциональной памяти; целью регулятивного этапа является
овладение способами использования эмоционального опыта в деятельности и для
регуляции эмоциональных состояний.
Результаты
стихийного становления эмоциональной памяти и эмоционального опыта у
старшеклассников показывают, что их отличает низкий уровень
дифференцированности, средний уровень глубины и широты эмоционального опыта,
низкий уровень готовности к применению эмоционального опыта, низкий и средний
уровень воспроизведения эмоционально насыщенной информации.
Целенаправленное
развитие памяти и эмоционального опыта у старшеклассников оказывается более
эффективным по сравнению со стихийным становлением и предопределяет успешность
в усвоении предметов гуманитарного цикла и успешности в общении со сверстниками
и взрослыми.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ЗАПОМИНАНИЕ КАК
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 1.1.
Особенности памяти учащихся средней школы
Запоминается, как и осознается, прежде
всего, то, что составляет цель нашего действия. Однако то, что не включено в целевое
содержание действия, в ходе которого совершается непроизвольное запоминание,
запоминается хуже, чем при произвольном запоминании, направленном именно на
данный материал [1]. При этом все же необходимо учитывать, что подавляющее
большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной
деятельности, цель которой — запомнить соответствующий материал с тем, чтобы
сохранить его в памяти. Такую деятельность, направленную на запоминание и
воспроизведение удержанного материала, мы называем мнемической деятельностью
[10]. В мнемической деятельности перед человеком ставится задача избирательно
запомнить предлагаемый ему материал [4]. Во всех этих случаях человек должен
четко отделить тот материал, который ему было предложено запомнить, от всех
побочных впечатлениях и при воспроизведении ограничиться именно им. Поэтому
мнемическая деятельность всегда носит избирательный характер [3].
Начало изучению памяти
как деятельности было положено работами французских ученых, в частности П.Жане,
который стал одним из первых трактовать память как систему действий
ориентированных на запоминание, переработку и хранение материала. Французской
школой была доказана социальная обусловленность всех процессов памяти, ее
прямая зависимость от практической деятельности человека. Эта концепция
получила свое дальнейшее развитие в культурно-исторической теории происхождения
ВПФ [5]. Были выделены этапы фило- и онтогенетического развития памяти,
особенно произвольной и непроизвольной, непосредственной и опосредствованной.
Согласно деятельностной теории памяти образование связей- ассоциаций между
различными представлениями, а также запоминание, хранение и