Курсовая с практикой на тему Организация взаимодействия подростков с нарушениями интеллекта со сверстниками
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации взаимодействия подростков с нарушениями интеллекта со сверстниками 7
1.1 Взаимодействие в общении: суть и содержание понятия, структурные компоненты 7
1.2 Особенности взаимодействия подростков с нарушениями интеллекта со сверстниками 19
1.3 Досуговая деятельность как условие организации взаимодействия подростков с нарушениями интеллекта со сверстниками 26
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Экспериментальная работа по организации взаимодействия подростков с нарушениями интеллекта со сверстниками 35
2.1 Диагностика особенностей взаимодействия подростков с нарушениями интеллекта со сверстниками 35
2.2. Программа досуговой деятельности 45
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Список использованных источников 57
Приложения 62
Введение:
Актуальность темы исследования. По последним официальным данным мировой статистики в большинстве индустриально развитых стран частота нарушений интеллекта достигает 1-2 % населения, из которых подавляющая часть (85 %) пациентов имеют легкую умственную отсталость. Динамика распространенности нарушений интеллекта во многих странах мира характеризуется тенденцией к увеличению, особенно легких форм нарушений [21]. В этой связи особого внимания требуют проблемы межличностного взаимодействия.
Внедрение инклюзивного образования в странах Запада, а затем и России, позволило учащимся с ОВЗ, в том числе – с нарушениями интеллекта, освоить образовательную программу. Однако качественная адаптация и социализация подростков с нарушениями интеллекта невозможна без организации взаимодействия подростков с нарушениями интеллекта со сверстниками – что является одной из первоочередных задач каждого отдельного образовательного заведения.
Образовательные организации имеют оптимальные возможности для организации конструктивного взаимодействия подростков с нарушениями интеллекта со сверстниками. Важнейшим преимуществом образовательных организаций является наличие детского общества, необходимого ребенку для того, чтобы учиться общаться в коллективе с большим разнообразием детей, в том числе, с подростками с нарушениями интеллекта. Важная роль в данном процессе отводится досуговой деятельности.
Анализ научной литературы позволил выявить противоречие между необходимостью организации взаимодействия подростков с нарушениями интеллекта со сверстниками и недостаточным вниманием педагогов к этому ценностному компоненту воспитания. Данное противоречие порождает проблему, заключающуюся в недостатке теоретических и практических материалов, обеспечивающих успешность работы по организации взаимодействия подростков с нарушениями интеллекта со сверстниками.
Объектом исследования определен процесс организации взаимодействия подростков с нарушениями интеллекта со сверстниками.
Предмет исследования: теоретические и методологические основы, педагогические условия организации взаимодействия подростков с нарушениями интеллекта со сверстниками.
Гипотеза исследования: организация взаимодействия подростков с нарушениями интеллекта со сверстниками будет эффективной, если:
– учтены возрастные особенности развития личности подростка и специфика его индивидуальных особенностей и уникальности;
– учтены особенности инклюзивного образования в образовательной организации;
– обеспечено сохранение равных прав ребенка, независимо от его способностей и возможностей.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и реализовать программу организации взаимодействия подростков с нарушениями интеллекта со сверстниками посредством досуговой деятельности.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи исследования:
1) раскрыть суть и содержание понятия, структурные компоненты взаимодействия в общении;
2) выявить особенности взаимодействия подростков с нарушениями интеллекта со сверстниками;
3) охарактеризовать досуговую деятельность как условие организации взаимодействия подростков с нарушениями интеллекта со сверстниками;
4) провести диагностическое исследование особенностей взаимодействия подростков с нарушениями интеллекта со сверстниками;
5) теоретически обосновать и разработать программу досуговой деятельности.
Теоретико-методологическими основами исследования являются концепции развития личности ребенка в системе его взаимоотношений со значимыми людьми, психология отношений (В.Н. Мясищев), представления о закономерностях нормального и отклоняющегося психического развития (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев и др.), теории развития общения в онтогенезе (М.И. Лисина, Е.О. Смирнова), системный подход, заключающийся в понимании общения как детерминанты всей системы психического и образа жизни человека (Б.Ф. Ломов).
Методы исследования:
Теоретические – анализ научной литературы по заявленной теме исследования, обобщение научного материала и педагогического опыта.
Практические – диагностические методы, наблюдение и др.
Математические – качественный и количественный анализ результатов исследования особенностей взаимодействия подростков с нарушениями интеллекта со сверстниками.
Экспериментальная база исследования: МБОУ Байкитская школа», в исследовании приняли участие подростки в норме и с нарушениями интеллекта, посещающие кружок «3Д ручка» Центра развития «Точка роста».
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в обосновании педагогической целесообразности, необходимости и возможности разработки программы досуговой деятельности, направленной на организацию конструктивного взаимодействия подростков с нарушениями интеллекта со сверстниками.
Практическая значимость исследования заключается в разработке программы досуговой деятельности, направленной на организацию конструктивного взаимодействия подростков с нарушениями интеллекта со сверстниками.
Структура работы выстроена в соответствии с поставленной целью и задачами, работа представлена введением, основной частью, состоящей из двух гав, списка использованных источников и приложений, содержащих пояснительный материал.
Заключение:
Под межличностным взаимодействием будем понимать сотрудничество, порождаемое потребностями в совместной деятельности, в процессе которой личность познает и преобразует мир, и проявляющееся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений. Межличностные отношения являются составной частью взаимодействия – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми.
Компоненты взаимодействия: когнитивный, поведенческий, потребностный.
Подростковый возраст – особо ответственный период в воспитании. В это время в общении ребенка с интеллектуальными нарушениями со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Знание особенностей отношений между подростками в норме и с нарушениями интеллекта тех трудностей, которые у них при этом возникают, особенно у детей с нарушениями в развитии, может оказать серьезную помощь взрослым при организации воспитательной работы со школьниками. Взаимодействие подростков – необходимое условие психологического их развития. Взаимодействие со сверстниками играет важную роль в жизни школьника. Оно является условием формирования общественных качеств личности школьника, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений подростков.
Нарушение интеллекта ограничивает подростка в контактах с людьми. Из-за чего часто погружены в себя, в собственные ощущения и мысли. Трудности социализации детей с нарушением интеллекта проявляются в непринятии их на равных с другими детьми, поэтому для полноценного накопления социального опыта, содействия вживанию подростка с интеллектуальными нарушениями в различные группы и слои общества, необходимо основное внимание уделять развитию личности подростка и формированию социальных навыков взаимодействия со сверстниками.
Межличностные отношения подростков с разным уровнем интеллектуального развития определяются совместной деятельностью по интересам, возможностью сотрудничества с окружающими людьми, в том числе в досуговой деятельности. Сущностью досуговой деятельности подростков с нарушениями интеллекта является их творческое поведение в досуговой среде, обусловленное внутренними (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешним факторами (наличием культурно-досуговой инфраструктуры, активностью родителей и педагогов в стремлении организовать свободное время подростка и т.д.).
Досуговая деятельность является не только приоритетным направлением организации деятельности ребенка с нарушением интеллекта, способствующей развитию его личности, но важной сферой социализации подростков с нарушениями интеллекта.
Опытно-экспериментальная работа предполагала проведение диагностического исследования особенностей взаимодействия подростков с нарушениям интеллекта со сверстниками.
Получены следующие результаты: позволило сделать следующие выводы: подростки с интеллектуальными нарушениями испытываю проблемы общения, нежели подростки с нормальным психическим развитием, поскольку все сложности подросткового возраста усугубляются в этом случае отклонениями психического развития, что затрудняет их общение со сверстниками и взрослыми, приводит к трудностям социализации, к одиночеству и чувству отверженности.
Таким образом, необходима организация и проведение работы, направленной на выстраивание конструктивного взаимодействия подростков с интеллектуальными нарушениями со сверстниками. Данное возможно в условиях досуговой деятельности подростков.
Далее нами разработана Программа, направленная на организацию конструктивного взаимодействия подростков – целеустремленного взаимодействия в ситуации диалогического общения и сотрудничества его участников, а также организованная, наполненная смыслом, деятельность по выполнению общего дела.
Цель программы: создание благоприятных условий для интеграции подростков с нарушением интеллекта в современное общество в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями средствами организации досуговой деятельности в условиях кружка 3D-моделирования.
Данная программа направлена на освоение подросткам с нарушением интеллекта социального опыта коллективного творчества, включение подростков в социокультурную жизнь через участие в досуговых мероприятиях. Программа выступает в качестве мощного фактора, оптимизирующего преодоление подростком сформировавшихся у него комплексов и способствующим его успешной социализации. Реализация программных мероприятий создает условия для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности подростка, содействует саморазвитию, повышению уровня самооценки, адаптации в кругу сверстников, тем самым, позволяет интегрировать подростков с нарушением интеллекта в общество.
Основной формой образовательно-досуговой программы 3D-моделирования является коллективное творческое дело.
Дальнейшим перспективным направлением в рамках выпускной квалификационной работы будет апробация данной Программы и оценка ее эффективности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты организации взаимодействия подростков с нарушениями интеллекта со сверстниками
1.1 Взаимодействие в общении: суть и содержание понятия, структурные компоненты
По словам В. Слободчикова взаимодействие понимается как понятие для обозначения воздействия вещей друг на друга, для отображения взаимосвязей между различными объектами.
Взаимодействие — это общее понятие, принятое для обозначения воздействия вещей друг на друга, для отображения взаимосвязей между различными объектами, для характеристики форм человеческого события, человеческой деятельности и познания.
Взаимодействие — это процесс, который складывается из:
— физического контакта;
— перемещения в пространстве;
— совместного группового или массового действия;
— духовного вербального контакта;
— невербального информационного контакта.
Взаимодействия бывают:
— внутриличностные;
-межличностные;
— личностно-групповые;
— личностно-массовые;
— межгрупповые;
— массово-групповые.
В структуру взаимодействия входят:
— субъекты взаимодействия;
— взаимная связь субъектов общения;
— взаимное воздействие субъектов;
— взаимные изменения субъектов общения.
Под взаимодействием в социальной психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность. А.В. Полякова отмечает, что «в целом взаимодействие в структурном отношении – это процесс, который складывается, с одной стороны, из физического контакта, совместного перемещения в пространстве, совместного группового или массового действия и, с другой стороны, из духовного вербального и невербального информационного контакта. Взаимодействие выступает как интерактивная сторона общения, обозначающая характеристику тех его компонентов, которые связаны с взаимовлиянием людей друг на друга, с непосредственной организацией их совместной деятельности. На ее основе рождается коммуникативный процесс или межличностное общение. Обмен знаниями и идеями по поводу совместной деятельности неизбежно предполагает также достижение взаимопонимания между участниками, которое реализуется в новых совместных попытках организовать и развить далее деятельность. При этом для участников важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать их» [36, с. 25].
Под межличностным взаимодействием субъектов образовательного процесса понимается сотрудничество, порождаемое потребностями в совместной деятельности, в процессе которой человек познает и преобразует мир, и проявляющееся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.
Взаимодействие всегда присутствует в виде двух компонентов: содержания и стиля.
Содержание взаимодействия определяет, вокруг чего или по поводу чего развертывается то или иное взаимодействие.
Стиль взаимодействия указывает нa то, как человек взаимодействует с окружающими.
Можно говорить о продуктивном и непродуктивном стилях взаимодействия. Продуктивный стиль представляет собой плодотворный способ контакта партеров, способствующий установлению и продлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенци¬алов и достижению эффективных результатов в совместной деятельности.
Непродуктивный стиль взаимодействия — неплодотворный способ контакта партнеров, блокирующий реализацию личностных потенциалов и достижение оптимальных результатов совместной деятельности.
В социально-психологической литературе высказываются различные точки зрения на вопрос о том, какое место занимает взаимодействие в общении, прежде всего, относительно системы общественных отношений. Природа взаимодействия в общении может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений, не вне их.
Природа взаимодействия в общении существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта –эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического климата группы.
По мнению А.Л. Попова, межличностные отношения являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте. Взаимодействие в общении – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых отношений межличностные связи иногда называют экспрессивными, эмоциональными.
Эмоциональная основа взаимодействия в общении обозначает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. С.Я. Рубинштейн отмечает, что различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений.
Отношения между людьми складываются не только на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому-то и является чрезвычайно важной и трудной задачей социальной психологии одновременный анализ двух рядов отношений в группе: как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т.е., в конечном счете, стоящих за ними общественных отношений.
Взаимодействие в общении включает в себя: восприятие и понимание людьми друг друга; межличностную привлекательность (притяжение и симпатия); поведение (в частности, ролевое).
А.А. Бодалев, выделяет следующие компоненты взаимодействия в общении:
когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются: адекватность – точность психического отражения воспринимаемой личности; идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;
эмоциональный компонент – включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми: симпатии или антипатии; удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д.; эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);