Курсовая с практикой на тему Организация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в учреждении.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ В УЧРЕЖДЕНИИ 5
1.1. Нормативно правовая база ведения бюджетного учета 5
1.2. Понятие и задачи бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в учреждении 7
2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ В УЧРЕЖДЕНИИ УФК ПО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ 18
2.1. Организационно-экономическая характеристика учреждения УФК по Рязанской области 18
2.2. Организация и ведение учета расчетов с поставщиками и подрядчиками 20
2.3. Совершенствование организации расчетов с поставщиками и подрядчиками в учреждении 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Введение:
Основа финансовой деятельности предприятий и организаций представляет собой некий постоянный кругооборот денежных средств, выступающих в качестве базы для производства и реализации продукции. Каждый хозяйственный цикл подразумевает возобновление этих средств, а именно возвращение их предприятию в форме прибыли.
В этом направлении расчеты с поставщиками и подрядчиками приобретают существенное значение. Все экономические характеристики предприятий и организаций, а именно платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность имеют прямую зависимость от состояния расчетов с поставщиками ресурсов и покупателями продукции.
Дебиторская задолженность оказывается одним из основных источников образования финансовых потоков платежей. Кредиторская задолженность как долговое обязательство организации всегда сформирована за счет сумм потенциальных выплат, требующих повышенного бухгалтерского наблюдения и контроля.
Актуальность темы выражена огромным значением для предприятий всех форм собственности правильного и своевременного бухгалтерского учета и анализа расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Целью курсовой работы является исследование учетно-аналитическое обеспечение организации расчетов с поставщиками и подрядчиками (на примере УФК по Рязанской области).
Исходя из цели, курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы организации учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в учреждении.
2. Рассмотреть организацию учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в учреждении УФК по Рязанской области .
Объектом исследования работы становится УФК по Рязанской области.
Предмет исследования- организация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии.
Информационной и методической основой написания курсовой работы являются законодательные акты; нормативные документы; экономическая литература по бухгалтерскому учету и анализу; данные бухгалтерского учета и отчетности за 2015-2017 гг.: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, приложение к бухгалтерскому балансу, первичные документы.
Методологической базой курсовой работы являются диалектический метод познания предмета исследования, предполагающий изучение экономических процессов в их развитии и взаимосвязи; логический подход; общенаучные методы исследования – наблюдение, группировка, сравнение, системный подход, комплексность, обобщение, анализ.
Методической основой работы являются законодательные акты, нормативные документы, экономическая литература по бухгалтерскому учету, анализу, данные бухгалтерского учета и отчетности, материалы периодической печати, специализированные издания.
Практическая значимость работы заключается в том, что выявленные пути совершенствования организации учета и анализа расчетов с поставщиками и подрядчиками в УФК по Рязанской области могут быть приняты к сведению бухгалтерией предприятия.
Заключение:
Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками кратко характеризует состояние взаиморасчетов с контрагентами при приобретении товаров/продукции, сырья, других ТМЦ или получении услуг различного характера – от коммунальных, ремонтных, подрядных до прочих, необходимых для осуществления деятельности предприятия. Взаимные обязательства возникают в момент заключения договора, оформленного в соответствии с требованиями ГК РФ.
Для бухгалтера особое значение имеют договорные условия сделки: цена и количество товара/услуг, сроки поставки и оплаты, способы погашения долга, переход собственности, нюансы транспортировки, ответственность сторон. Все указанные особенности влияют на учет расчетов с поставщиками и покупателями. Рассмотрим главные нормативные нюансы регулирования этой сферы и приведем основные проводки по поставщикам, а также узнаем, что означает бухгалтерская запись Д 60 К 51.
Управление Федерального казначейства по Рязанской области (далее — Управление) является территориальным органом Федерального казначейства, созданным в границах Рязанской области, и находится в непосредственном подчинении Федерального казначейства.
Управление имеет сокращенное наименование: УФК по Рязанской области.
Управление взаимодействует в пределах своей компетенции с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (государственными органами субъектов Российской Федерации), органами местного самоуправления (муниципальными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, Банком России и его территориальными учреждениями, иными организациями.
Бухгалтерский учет в УФК по Рязанской области осуществляется бухгалтерией, действующей на правах самостоятельного структурного подразделения, подчиненного генеральному директору.
В УФК по Рязанской области бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией, которая является структурным подразделением компании, ее возглавляет главный бухгалтер.
Учетная политика УФК по Рязанской области формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем компании.
В УФК по Рязанской области порядок осуществления расчётов с подотчётными лицами регламентируется учётной политикой учреждения и приложениями к ней, локальными нормативными актами учреждения такими как:
• положение о выдаче наличных денежных средств и бланков строгой отчётности под отчёт и представлении отчётности подотчётными лицами
• положение о служебных командировках
• положение (приказ) о компенсационных выплатах.
Учёт расчётов с подотчётными лицами в УФК по Рязанской области ведется на счёте 0 20800 000 «Расчёты с подотчётными лицами» (п.212 Инструкции №157н, п.103 Инструкции №174н).
Рассмотрев порядок организации учета расчетов с дебиторами и кредиторами, следует отметить, что в УФК по Рязанской области синтетический и аналитический учет расчетов с дебиторами и кредиторами позволяет контролировать расчеты с поставщиками и подрядчиками по суммам, а также по объектам и субъектам задолженности.
В процессе хозяйственной деятельности большое значение имеет юридически правильно оформленные договора, операции по движению денежных средств и расчетов, исполнение условий договоров. На бухгалтерию возложить полный контроль за сроками исполнения договоров, для того, чтобы избежать начисления пеней, штрафов за невыполнение условий договора.
Реальная картина по расчетам с поставщиками и подрядчиками в текущем режиме позволит руководству предприятия планировать расчеты и принимать оперативные решения для снижения кредиторской задолженности.
Необходимо повышать уровень квалификации управленческого персонала, рационализировать систему управления предприятием, чтобы добиться достоверного и своевременного оформления первичных документов по всем производственным участкам производства.
Руководство любого предприятия должно уделять больше внимания работникам учета и контроля, создавать и улучшать им условия труда, обеспечивать необходимой литературой, инструкциями и новыми положениями по ведению бухгалтерского учета в оперативном режиме, канцелярскими принадлежностями, материально заинтересовать.
Автоматизированные формы учета могут строиться на применении машин разных классов. В последние годы наиболее перспективным направлением развития автоматизированных форм учета стало применение в учетном процессе персональных ЭВМ, компьютеров непосредственно на рабочих местах в бухгалтерии на основе создания автоматизированных рабочих мест — бухгалтеров, оснащенных компьютерами.
Автоматизированные формы учета при машинной обработке позволяют получить необходимые регистры по всем счетам синтетического и аналитического учета, а также сформировать формы бухгалтерской отчетности.
Автоматизация учёта расчётов с поставщиками позволяет повысить степень аналитичности, точности, своевременность получения сведений о состоянии расчётов с поставщиками и покупателями, согласованность записей на счетах. Оперативная обработка данных позволяет своевременно взыскивать дебиторскую и погашать кредиторскую задолженность, соблюдая сроки исковой давности.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ В УЧРЕЖДЕНИИ
1.1. Нормативно правовая база ведения бюджетного учета
Правила организации и ведения бухгалтерского учета в казенных учреждениях в 2018 году регламентированы [6, с. 114-115]:
— законом № 402-ФЗ в части ключевых вопросов организации БУ;
— инструкциями № 157н и № 162н в части единого плана счетов и правил его применения;
— инструкцией № 65н в части формирования кодов бюджетной классификации для отражения операций в бухучете КУ;
— инструкцией № 191н в части состава и порядка формирования отчетности в КУ;
— федеральными стандартами БУ, регламентирующими отраслевые методы учета; методическими рекомендациями, письмами и пояснениями
Министерства финансов ФР и отдельных ведомств в части урегулирования вопросов по ведению БУ. Также в основную систему нормативного регулирования БУ можно отнести региональные и муниципальные нормативные акты, устанавливающие отдельные правила учета и составления отчетности.
Главным бухгалтерам нужно быть внимательными ко всем тонкостям перехода на новые стандарты. Следует обратить особое внимание на корректность ведения учёта в информационной базе и привести все дела в порядок. В противном случае ошибки и неточности чреваты штрафами и проверками.
В апреле 2015 года Минфин России утвердил программу разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора (Приказ от 10.04.2015 № 64н). По программе с 1 января 2018 года должны действовать десять стандартов. Однако вступление в силу трёх из них планировалось перенести с 2018 на 2020 год: Минфин России подготовил проект приказа о внесении в программу соответствующих изменений [7, с. 123].
31 октября 2017 года Минфин России издал Приказ № 170н «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора на 2017-2019 гг. и о признании утратившими силу приказов Минфина России от 10.04.2015 № 64н ″Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора″ и 25.11.2016 № 218н «О внесении изменения в приказ Минфина России от 10.04.2015 № 64н ″Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора″».
Стандарты вступают в силу поэтапно с 1 января 2018 года. Окончательный переход к применению запланирован на 2020 год. Параллельно будут вноситься изменения в действующие инструкции по ведению учёта и составлению отчётности, формы первичных учётных документов и регистров.
В настоящее время утверждены и прошли регистрацию в Минюсте России пять стандартов: «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчетности организаций государственного сектора» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 256н); «Основные средства» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 257н); «Аренда» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 258н); «Обесценение активов» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 259н); «Представление бухгалтерской (финансовой) отчётности» (Приказ Минфина России от 31.12.2016 № 260н) [8, с. 156-157].
Проекты других стандартов размещены на сайте Минфина России в разделе «Бухгалтерский учёт и бухгалтерская (финансовая) отчётность государственного сектора», подразделе «Стандарты финансовой отчётности для государственного сектора». Как было отмечено, изменения в учёте будут вводиться постепенно, в период с 2018 по 2020 год. Всего ожидается 29 новых стандартов.
Нововведения влекут за собой ряд существенных изменений. Их цель ‒ повысить эффективность работы госучреждений. Рис. 1. Содержание новых стандартов Название стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учёта и отчётности организаций государственного сектора» говорит само за себя. Это базовый документ, который определяет единые требования к ведению бухгалтерского учёта и составлению отчётности в организациях госсектора: основные правила (способы) ведения бухгалтерского учёта; объекты бухгалтерского учёта, общие правила их признания (прекращения признания), оценку (денежное измерение) и методы оценки; общие правила формирования сведений, раскрываемых в бухгалтерской (финансовой) отчётности, их качественные характеристики; основные принципы (допущения) подготовки отчётности; основные требования к инвентаризации активов и обязательств [10, с. 125-126].
Организации госсектора должны применять стандарт при ведении бухгалтерского (бюджетного) учёта с 1 января 2018 года. Для составления отчётности положениями стандарта необходимо руководствоваться начиная с отчётности 2018 года. Отчётность за 2017 год представляется по старым правилам. Положения стандарта применяются одновременно с другими утверждёнными стандартами, а также нормативными правовыми актами, которые регулируют ведение бухгалтерского (бюджетного) учёта и составления отчётности
1.2. Понятие и задачи бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в учреждении
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками — неотъемлемая составляющая учетной системы любого предприятия. Какой бы ни была фирма, она не может делать деньги из воздуха, обязательно возникнут расходы на аренду помещения, коммунальные услуги, материалы (а в случае производства сырье), услуги и т.д.
Поставщики и подрядчики — это определенная категория экономических субъектов, которые являются продавцами товаров, продукции, материалов или сырья либо осуществляют какие-либо услуги или выполняют определенные виды работ. Иными словами это юридические, физические лица, индивидуальные или частные предприниматели, продающие товары, услуги, сырье, работы. Причем организационно-правовая форма и вид деятельности экономического субъекта не играют никакой роли. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, кратко — это отражение в бухучете хозяйственных операций по приобретению у сторонних организаций материалов, основных средств, работ или услуг, необходимых учреждению для осуществления деятельности.
Отметим, что расчетами признается передача организацией денежных средств наличными или безналичным переводом в пользу фирмы-продавца на основании договора, соглашения или контракта. Помимо денежной оплаты, в условиях договора могут быть определены иные условия взаиморасчетов.
Поставщики и подрядчики – это организации, поставляющие сырьё, материалы и другие товарно-материальные ценности, а также оказы¬вающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.).
Расчёты с поставщиками и подрядчиками осуществляют после от¬грузки им товарно-материальных ценностей, выполнения работ или ока¬зания услуг либо одновременно с ними с согласия предприятия или по его поручению.
Без согласия организации в без акцептном порядке оплачиваются требования за отпущенный газ, воду, тепловую и электрическую энер¬гию, выписанные на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов, а также за канализацию, пользование телефо¬нов, почтово-телеграфные услуги.
В настоящее время организации сами выбирают форму расчётов за поставленную продукцию или оказанные услуги. В Положении о безна-личных расчётах в РФ предложена новая форма расчётов, основанная на использовании выписываемого поставщиком платёжного требования-поручения. Оно принимается банком покупателя к исполнению только при наличии средств на расчётном счёте покупателя и при его письмен¬ном согласии оплатить полностью или частично платёжное требование-поручение. При этой форме расчётов поставщик на отгруженную про¬дукцию оформляет платёжное требование-поручение и пересылает его плательщику, который, ознакомившись с ним, принимает решение об оплате. Приняв решение оплатить, плательщик подписывает его, скреп¬ляет подписи печатью и сдаёт в свой банк. Банк плательщика списывает деньги с его расчётного счёта и переводит их в банк поставщика для за¬числения на счёт поставщика. Бухгалтерские записи списанных и зачис¬ленных сумм производятся на основании выписок банка с расчётного счёта.
В бюджетном учреждении бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется на специальном счете 0 302 00 000. В действующем плане счетов предусмотрена отдельная детализация.
Для авансовых платежей, предусмотренных условиями договора, предусмотрен отдельный счет 0 206 00 000. По данному счету установлена аналогичная детализация.
При проведении проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками контролеры запрашивают:
• устав, учетную политику учреждения;
• сформированные за проверяемый период формы бухгалтерской (бюджетной) отчетности;
• журналы операций расчетов с поставщиками и подрядчиками за проверяемый период и приложенные к ним первичные учетные документы;
• оборотные ведомости по счетам 0 206 00 000, 0 302 00 000;
• аналитические данные по счетам 0 206 00 000, 0 302 00 000;
• контракты (договоры) поставки товаров, выполнения работ, возмездного оказания услуг;
• акты выполненных работ, оказанных услуг, накладные на поставку товаров;
• акты инвентаризации (сверок) расчетов.
На основании анализа представленных проверяющим внутренних локальных актов, регистров бухгалтерского учета, первичных учетных документов, аналитических сведений проводится проверка:
• правового основания заключения контрактов, договоров и их исполнения (проверка соблюдения требований Закона о контрактной системе, Закона о закупках товаров, работ, услуг, ГК РФ и требований других законодательных актов);
• расчетов перечисленных авансов (соблюдение в контракте размера авансового платежа, установленного законодательством РФ, правовое основание наличия по счету 0 206 00 000 суммы дебиторской задолженности и др.);
• достоверности и законности совершения расчетно-платежных операций;
• соответствия первичных учетных документов, приложенных к журналам операций, требованиям законодательства РФ;
• соответствия расчетов, отраженных на счетах бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности, фактам хозяйственной жизни проверяемого учреждения;
• правового основания возникновения дебиторской, кредиторской задолженности у учреждения;
• списания сумм дебиторской и кредиторской задолженности;
• мер, принимаемых для взыскания дебиторской и погашения кредиторской задолженности, а также наличия актов сверки расчетов с дебиторами и кредиторами.
Четкий порядок действий, которым контролер может руководствоваться при проверке финансово-хозяйственной деятельности учреждения, прописать достаточно сложно; это связано с особенностями организации деятельности каждого учреждения и личностными характеристиками проверяющего. Поэтому программой проверки обычно устанавливается перечень вопросов, обязательных для изучения, но не порядок действий работника, проводящего проверку. Тем не менее среди всех контрольных процедур можно выделить несколько основных блоков:
1. Приходя на проверку (если говорить о проверке, проводимой в рамках реализации мероприятий внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля), конторолеры изучают особенности организации деятельности учреждения (специфики отрасли, в которой осуществляет свою деятельность учреждение, источники поступления денежных средств и др.). Для получения необходимой в дальнейшей работе информации ревизоры знакомятся с уставом учреждения, учетной политикой и внутренними локальными актами, имеющими отношение к вопросам проводимой проверки. До начала проверки ревизоры на своем рабочем месте готовятся к проверке, изучая законодательные акты, регулирующие деятельность проверяемого учреждения.
2. Проводится анализ контрактов (договоров), заключенных, исполненных в проверяемом периоде. Если предметом проверки является проверка только расчетов с поставщиками и подрядчиками, то проверка соблюдения учреждением норм законов о контрактной системе и о закупках товаров, работ, услуг не осуществляется. Контролеры изучают контракты (договоры) на предмет правильности расчетов, то есть смотрят, на какую сумму был заключен контракт (договор), каков размер авансового платежа по нему, был или нет перечислен авансовый платеж по контракту (договору), исполнен ли контракт (договор), завершены ли расчеты по контракту (договору) и др.
3. Далее проводится проверка уже непосредственно совершенных в проверяемом периоде расчетов с поставщиками и подрядчиками. Для этого изучаются журналы операции и непосредственно первичные учетные документы, приложенные к ним. Осуществляется проверка соответствия фактов хозяйственной жизни учреждения и правильности их отражения на счетах бухгалтерского учета и в отчетности. Например, по заключенному контракту (договору), в рамках которого осуществлялись расчеты, изучаются своевременность, полнота и правильность отражения их на счетах бухгалтерского учета и в отчетности. При этом обращается внимание:
• на соблюдение учреждением методологии учета при отражении бухгалтерских записей (при принятии к учету первичных учетных документов, представленных контрагентом, бухгалтерских справок, счетов на оплату);
• на наличие в принятых к бухгалтерскому учету первичных учетных документах, приложенных к журналу операций, всех обязательных реквизитов (перечень обязательных реквизитов первичных учетных документов приведен в п. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 7 Инструкции № 157н, ФСБУ «Концептуальные основы» (применяется с 1 января 2018 года));
• на правильность оформления журналов операций (наличие всех первичных учетных документов, операции по совершению которых отражены в журнале операций;
• на полноту и точность регистрации документа в учетных регистрах;
• на своевременность принятия к учету первичных учетных документов;
• на достоверность (полноту и точность) фактов оприходования товарно-материальных ценностей (ТМЦ), принятия к учету работ, услуг;
• на своевременность отражения в учете расчетных обязательств. Ревизоры сверяют данные первичных приходных документов с контрактами (договорами) на поставку, заключенными с тем или иным поставщиком, анализируют наличие счетов-фактур от поставщиков по каждой конкретной сделке по журналу регистрации счетов-фактур или отражение операций в журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками либо карточке учета средств и расчетов.
4. Особое внимание уделяется наличию у учреждения дебиторской и кредиторской задолженности, сформированной на отчетные даты. Обязательно устанавливаются причины возникновения такой задолженности. В ходе деятельности учреждения дебиторская, кредиторская задолженность возникает постоянно, однако ее наличие всегда должно быть обоснованным. Со стороны учредителя (органа исполнительной власти, выполняющего функции учредителя) ведется особый контроль за наличием в учреждении кредиторской и (или) дебиторской задолженности на отчетную дату. Размер задолженности, причины ее возникновения, принятые меры по погашению такой задолженности отражаются в отчетных бухгалтерских формах. В ходе проверки устанавливается соответствие сведений, отраженных в отчетности, фактическим данным.
5. Проверка устранения учреждением нарушений, отраженных в акте предыдущей проверки. Ошибки, которые совершаются учреждением, часто бывают типовыми. Они нередко повторяются. Выявленные в ходе проверки нарушения должны быть устранены, однако некоторые учреждения данный факт игнорируют. Поэтому, приходя на проверку, контролеры иногда замечают те же нарушения норм законодательства РФ, которые были выявлены ранее (в ходе предыдущей проверки).
6. Проверка результатов инвентаризации расчетов. Перед составлением годовых отчетных форм проведение инвентаризации обязательно. Это требование установлено п. 7 Инструкции № 191н, п. 9 Инструкции № 33н, п. 20 Инструкции № 157н, п. 81 ФСБУ «Концептуальные основы». Инвентаризация проводится в порядке, установленном учетной политикой учреждения. Инвентаризация расчетов с поставщиками и подрядчиками заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна установить правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
Чтобы проверить, проводилась ли в учреждении инвентаризация, ревизоры запрашивают инвентаризационные описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089) (с приложением к ним актов сверок расчетов, актов о результатах инвентаризации (ф. 0504835)). На основании представленных документов контролеры выясняют, проводилась ли инвентаризация перед составлением годовых отчетных форм, каковы ее результаты, приведены ли в соответствие друг другу фактические данные и показатели бухгалтерского (бюджетного) учета (в случае выявленного по итогам проведенной инвентаризации несоответствия данных учета и сведений, представленных контрагентом, подтвержденных документально).
Далее более подробно рассмотрим отдельные вопросы проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками.
При проверке расчетов по выданным авансам ревизор:
1. Изучает информацию о наличии ограничений по выплате авансовых платежей при оплате договоров (государственных контрактов) на поставку товаров, выполнение работ (оказание услуг), полноту отражения в учете отражения в бухгалтерском учете дебиторской задолженности по расчетам по принятым обязательствам (с поставщиками, подрядчиками, а также по расчетам с бюджетом).
2. Изучает карточку учета средств и расчетов (ф. 0504051) по счетам 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» и определяет, соответствует ли итоговая сумма данным оборотной ведомости и показателям, отраженным в бухгалтерской отчетности. При этом следует учитывать, что кредитовый остаток по счету 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» не допускается, отражение показателя в активе баланса со знаком минус не допускается.
3. Проводит проверку валюты баланса. Для этого он анализирует дебиторскую и кредиторскую задолженность для выявления сумм, требующих обоснованного зачета (например, зачета выплаченного аванса и кредиторской задолженности перед поставщиком (заказчиком) в рамках одного договора (контракта, заказа) по поставленной продукции, работам, услугам). В случае выявления нарушения ревизор уточняет наличие корректирующих записей по зачету сумм взаимных задолженностей в финансовом периоде, следующим за проверяемым). В случае необходимости корректирующие записи необходимо произвести датой выявления ошибки.
4. Проводит анализ сроков погашения дебиторской задолженности, связанной с операциями по приобретению товаров, работ, услуг, сопоставив сроки поставки (выполнения работ, оказания услуг), предусмотренные договорами (государственными контрактами). Контролер также запрашивает причину необычно больших (по его мнению) или других необычных обстоятельств, а также информацию о работе, проводимой по погашению дебиторской задолженности (наличие претензионной работы, передача на взыскание в судебном порядке).
5. Проводит анализ данных по долгосрочной задолженности, задолженности по сделкам с заинтересованными лицами, а также задолженности руководителя и его заместителей, членов совета (наблюдательного совета) и других аффилированных лиц. При проверке казенных учреждений (получателей бюджетных средств) ревизор дополнительно анализирует показатели дополнительной бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета.
6. Проводит анализ операций по списанию дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам, устанавливает наличие (отсутствие) случаев необоснованного списания дебиторской задолженности.
7. Убеждается, что по расчетам по выданным авансам проведена инвентаризация.
8. Убеждается, что выявленные в результате инвентаризации расчеты по выданным авансам отклонения своевременно отражены в бухгалтерском (бюджетном) учете и отчетности.
9. Убеждается, что все записи в регистрах бухгалтерского (бюджетного) учета по расчетам по выданным авансам произведены на основании первичных учетных (оправдательных) документов, оформленных в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, своевременно и в правильной оценке.
При выявлении у учреждения на отчетную дату сумм дебиторской задолженности ревизор:
1. Проводит анализ учетной политики в отношении порядка отражения (признания) в бухгалтерском учете дебиторской задолженности по расчетам, в том числе по отражению обеспечительных платежей, залоговых операций.
2. Проводит проверку всех записей в регистрах бухгалтерского (бюджетного) учета по расчетам с дебиторами, произведенных на основании первичных учетных (оправдательных) документов, оформленных в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, на предмет их своевременного отражения в учете и правильной оценки.
3. Проводит анализ операции по списанию дебиторской задолженности по расчетам с дебиторами, устанавливает наличие (отсутствие) случаев необоснованного списания дебиторской задолженности.
4. Проводит проверку осуществления учреждением инвентаризации расчетов с дебиторами. При этом обращается внимание на то, что выявленные в результате инвентаризации отклонения своевременно и в полном объеме отражены в бухгалтерском (бюджетном) учете и отчетности.
Если в ходе проверки у учреждения на отчетную дату будет выявлена сумма кредиторской задолженности, то ревизор:
1. Запрашивает у руководителя, главного бухгалтера экономического субъекта разъяснения по поводу расхождений остатков по счетам учета кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками с аналогичными показателями предыдущих периодов (в частности, по поводу необоснованного роста показателей).
2. Запрашивает реестр кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками и определяет, соответствует ли итоговая сумма данным оборотной ведомости.
3. Запрашивает информацию о проведении учреждением сверки остатков, числящихся на соответствующих счетах, с данными кредиторов, сравнивает их с аналогичными показателями предыдущих периодов (сравнивает оборот кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками с аналогичными показателями предыдущих периодов).
4. Определяет, могут ли иметь место существенные неучтенные обязательства.
5. Запрашивает, раскрыты ли раздельно в бухгалтерской (бюджетной) отчетности данные по кредиторской задолженности перед руководителями, членами совещательных органов (наблюдательного совета) и прочими аффилированными лицами экономического субъекта (при наличии).
На данных счетах бухгалтерского учета отражаются расчеты с поставщиками (проводки ниже) в разрезе организаций, индивидуальных предпринимателей или физических лиц. Рекомендуется осуществлять учет по каждому контрагенту в разрезе договоров и контрактов. Такой подход к организации бухгалтерского учета позволит сократить количество нарушений действующего законодательства в сфере закупок. Перед составлением бухгалтерской отчетности и отражением расчетов с поставщиками и подрядчиками в балансе в учреждении необходимо провести специальную инвентаризацию. Процедура является обязательной при составлении годового отчета. Также провести инвентаризацию в обязательном порядке придется перед реорганизацией или ликвидацией госучреждения. Однако организация вправе самостоятельно инициировать инвентаризацию расчетов с поставщиками и подрядчиками. Например, когда возникают споры.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками всегда являлся основной составляющей системы учета любого предприятия. В процессе деятельности постоянно появляются расходы на аренду помещения, коммунальные услуги, материалы (а в случае производства сырье), услуги и т.д. [11, с. 115-116]