Курсовая с практикой Педагогика/Психология Методика преподавания английского языка

Курсовая с практикой на тему Организация учебного процесса в соответствии с деятельностной теорией в обучении иностранным языкам

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы деятельностного подхода в методике обучения иностранным языкам 6

1.1 Деятельностный подход в обучении иностранному языку 6

1.2 Сущность и реализация личностно-деятельностного подхода в обучении английского языка 12

Глава 2. Практическая часть 15

2.1 Технологии реализации личностно-деятельностного подхода в обучении английскому языку 15

2.2. Проектная деятельность 20

Заключение 27

Список использованной литературы 29

  

Введение:

 

Актуальность. Современный этап развития теории и практики, педагогики и школьного образования в целом, так и вариативных методик преподавания иностранного языка, в частности, характеризуется повышенным интересом к деятельностному подходу в обучении.

В отличие от систематичного, когнитивно-коммуникативного, личностно-ориентированного, компетентностного и других подходов, деятельностный ставит ориентиром формирование различных видов речевой деятельности. В центре внимания данного подхода лежат механизмы, обеспечивающие процесс формирования и развития социокультурных навыков с последующей реализацией их в процессе коммуникации, т. е. «процесс передачи речемыслительных высказываний от одного участника к другому в результате первичной коммуникативной деятельности (продуцирование речи) и вторичной коммуникативной деятельности (восприятие речи)».

Современное образование требует, чтобы обучение отвечало запросам общества. В рамках ФГОС главное требование, предъявляемое уровню владения иностранными языками, заключается в том, чтобы индивид мог решать при помощи иностранного языка свои жизненные и профессиональные проблемы. Общение – ключ деятельностного подхода в обучении. Иностранный язык перестал быть самоцелью. В современных условиях, он стал рассматриваться как способ познания окружающего мира, самопознания и саморазвития.

Степень изученности. Изучение деятельностного подхода в обучении были описаны в трудах И.И. Бецкого, П.Ф. Капорсова, Н.И. Пирогова, В.Я. Стоюпипа и др.

В соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов одним из современных подходов к обучению иностранному языку является системно-деятельностный подход. Об организации процесса обучения на основе деятельности говорили в своих работах известные психологи Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев и др., методисты А.А. Миролюбов, И.Л.

Этот подход разработан на основе исследований психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.Г. Асмолова.

Объект исследования – организация обучения иноязычной речевой деятельности в современных отечественных методиках, используемых в практике обучения иностранным языкам

Предмет исследования – модель деятельностной стратегии обучения английскому языку.

Цель исследования – выявить содержания умений иноязычной речевой деятельности и разработать способы иноязычной речевой деятельности на основе личностно-деятельностного подхода.

Новизна исследования заключается в том, что на основе лингво-психологического подхода И. А. Зимней впервые выявлено содержание иноязычной речевой деятельности и разработаны методы управляемого формирования умений иноязычной речевой деятельности, эффективных по показателям смыслового содержания и объема.

Задачи исследования:

1. Изучить деятельностный подход в обучении иностранному языку;

2. Рассмотреть сущность и реализация личностно-деятельностного подхода в обучении английского языка;

3. Ознакомиться с технологиями реализации личностно-деятельностного подхода в обучении английскому языку;

4. Изучить проектную деятельность как технологию личностно-деятельностного подхода в обучении английскому языку.

Методы исследования:

— теоретические: анализ научной литературы по теме исследования для сбора необходимой информации, теоретическое моделирование для определения качества выбранных практических методов;

— практические: опытное обучение, наблюдение с целью подтверждения или опровержения нашего исследования .

Практическая значимость исследования заключается в том, что система принципов личностно-деятельностного подхода представлена моделью поэтапной организации учебной деятельности как учебного сотрудничества субъектов обучения в форме речевого взаимодействия средствами иностранного языка.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Несмотря на появление все большего количества нетрадиционных форм обучения, современная школа отдает предпочтение традиционному уроку. Также можно сказать, что это создает определенные трудности в овладении учащимися иностранным языком. Основные недостатки традиционных методов обучения заключаются в следующем:

• Низкий авторитет предмета из-за несовершенства существующих методов обучения; Низкая интенсивность речевой деятельности учащихся; Поверхностность в формировании основных навыков и поспешность перехода от репродуктивных к производительным видам труда; Высокая степень забывания учебного материала во время каникул; Отсутствие хороших практических рекомендаций по устранению и предупреждению пробелов в знаниях и умениях учащихся; Слабость существующей системы оценивания студенческих работ; Спонтанность выбора и использования наглядных опор, их низкая дидактическая эффективность. Следует также отметить, что в результате существующих недостатков классно-урочной системы обучения не прекращаются попытки совершенствования урока.

Главной задачей современного учителя, на наш взгляд, является выбор методов и форм организации учебной деятельности учащихся, оптимально соответствующих целям развития личности.

Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и правильно выбрать ту или иную форму урока.

Как было сказано ранее, целью обучения иностранному языку в школе является формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к вербальному общению. Залогом успешной речевой деятельности учащихся, на наш взгляд, являются нетрадиционные формы занятий английским языком, в ходе которых учащиеся знакомятся с культурой стран изучаемого языка, а также расширяют свои знания о культурном наследии своего родной страны, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.

Нетрадиционные формы проведения уроков позволяют не только повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развить их творческую самостоятельность, научить работать с различными источниками знаний.

Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако следует отметить, что слишком частое обращение к таким формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что в конечном итоге приведет к падению интереса учащихся к предмету.

МЫ достигли поставленной в работе цели – выявить содержания умений иноязычной речевой деятельности и разработать способы иноязычной речевой деятельности на основе личностно-деятельностного подхода.

Анализ литературы показал, что как традиционные, так и инновационные формы обучения имеют ряд преимуществ и недостатков. Опираясь также на свой опыт и мнение коллег, могу сделать вывод, что каждый современный педагог должен грамотно сочетать в своей работе все доступные формы обучения, постоянно пополнять свои знания, стараться не работать по шаблону, стремиться к индивидуальному подходу к ученикам.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы деятельностного подхода в методике обучения иностранным языкам

1.1 Деятельностный подход в обучении иностранному языку

На протяжении многих лет традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, лежащей в основе наук. Память студентов была загружена многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактологических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты международных сравнительных исследований, проведенных за последние два десятилетия, вызывают беспокойство. Российские школьники лучше, чем учащиеся многих стран, выполняют задания репродуктивного характера, что отражает усвоение предметных знаний и умений. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется анализ данных или их интерпретация, формулирование вывод или название последствий тех или иных изменений [3].

Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Но еще важнее знать, как извлекать, интерпретировать или создавать новую информацию. И то, и другое, и третье являются результатами деятельности, а деятельность есть решение задач. Таким образом, желая сместить акценты в образовании с усвоения фактов (результат — знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат — умения), мы приходим к осознанию необходимости изменения характера образовательный процесс и действия учащихся [10].

При таком подходе к обучению основным элементом работы учащихся будет проблемное решение, т. е. развитие деятельности, особенно новых видов деятельности: учебно-исследовательской, поисково-проектной, творческой и т. д. При этом актуальные знания будет результатом работы над задачами, организованными в эффективную и действенную систему. Параллельно с развитием деятельности учащийся сможет сформировать собственную систему ценностей, поддерживаемую обществом. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом учебной деятельности [17].

Деятельностный аспект содержания обучения в деятельностной модели обучения выражается в том, что содержанием обучения является деятельность в связи с решением задачи и деятельность общения как овладение социальной нормой, речевая деятельность и виды невербального самовыражения, т.е. процесс обучения это [11]:

1. взаимодействие,

2. решение коммуникативных (проблемных) задач.

Взаимодействие в данном случае — это способ бытия — общение и способ действия — решение проблем.

«Учебная среда – деятельность разнообразная по содержанию, мотивированная для обучающегося, проблемная по способам освоения деятельности, необходимым условием этого являются отношения в образовательной среде, которые строятся на основе доверия, сотрудничество, равноправное партнерство, общение. Решение коммуникативной задачи требует сначала сформировать потребность (например, в виде вопросов), затем как реализовать эту потребность. Ученик может осознать это сам, он может обратиться к другому. И в том, и в другом случае он вступает в общение: с самим собой или с другим. Ответы на вопросы решают проблему или ведут к новой проблеме. Для организации учебной деятельности наибольший интерес представляют задачи интеллектуально-познавательного плана, которые реализуются самим учащимся как тяга к знаниям, потребность в овладении этими знаниями, как стремление расширить кругозор, углубить, систематизировать знания. Это такая деятельность, которая, соотносясь с конкретной познавательной, интеллектуальной потребностью человека, характеризуется положительным эмоциональным фоном, способствующим мотивации учащегося к настойчивой и увлеченной работе над учебной задачей, сопротивляясь другим раздражителям и отвлекающим факторам.

Наивысшая степень проблематичности присуща такой учебной задаче, в которой обучающийся [8]:

1. сам формулирует проблему,

2. сам находит ее решение,

3. решает проблему,

4. самостоятельно контролирует правильность этого решения.

Таким образом, постоянное решение таких учебных задач приводит к планомерной самостоятельной поисковой деятельности, а само обучение превращается в проблемно-развивающее (по М.И. Махмутову), в котором деятельностный принцип соотносится с направленностью этой деятельности на личность, которая должна как-то развиваться в результате осуществления ею этой деятельности.

Личностно-деятельностный подход означает, что центром познания является личность, ее мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность, формирующая опыт и обеспечивающая личностный рост. Как пишет Л. С. Выготский, «в основу процесса должна быть положена личная активность учащегося. С точки зрения содержания учебная деятельность является интегративной частью жизни студента. Содержание учебной деятельности, определяемое как решение учебных задач посредством учебной деятельности, относится к замыслу учителя. План учащегося – это жизнедеятельность, т.е. мотивы, возможности, ситуации выбора, делания для себя и открытия для себя» [2]. Личностно-деятельностная модель обучения интенсифицирует реализацию возможностей за счет активизации учащегося, его самостоятельности и активности. основе обучения.

Когда человек занимается, он осваивает что-то новое и движется по пути своего развития. Он расширяет поле своих возможностей, он устанавливает отношения, складывающиеся в результате этой деятельности. Он пробует различные инструменты, которые он может впоследствии использования, расширяет свою познавательную сферу, приобретает новую пищу для размышлений, осваивает некоторые социальные действия, утверждающие его в социуме.

Для учащегося его деятельность является не просто и не столько учебной, сколько реальной, что находит отражение и в подходе, называемом личностным -деятельностный, где деятельность представляет собой динамичную саморазвивающуюся иерархическую систему взаимодействий человека (в данном случае учащегося) с миром Личностно-деятельностный подход ориентирует учащихся не на т только на усвоение знаний, но и на способы усвоения, на закономерности и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала учащегося [4].

Итак, технология обучения в деятельностной модели обучения, ориентированной на личность учащегося, с позиции самого учащегося, заключается в реализации различных видов деятельности по решению проблемных задач, имеющих личностно-смысловой характер для У школьника учебные задачи становятся интегративной частью деятельности, которая для самого учащегося становится интегративной частью деятельности, которая для самого учащегося становится жизненной деятельностью.

Деятельность адекватна приобретаемым знаниям, если она аналогична деятельности обучаемого ему человека. В общем контексте теории учебной деятельности с точки зрения ее предмета выделяются действия целеполагания, программирования, планирования, контроля и оценки. А с точки зрения самой деятельности — преобразовательной, исполнительской, контрольной. Большое внимание в общей структуре учебной деятельности уделяется действиям контроля (самоконтроля) и оценивания (самооценки). Самоконтроль и оценка учителя способствуют формированию самооценки.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы