Курсовая с практикой на тему Организация спортивных праздников в школе как условие воспитания у школьников групповой сплочённости
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения организации спортивных праздников в школе как условия воспитания у школьников групповой сплоченности 5
1.1. Понятие о малой группе и ее характеристиках 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика межличностных отношений младших школьников 10
1.3. Вопросы организации спортивных праздников с использованием подвижных игр в начальной школе 14
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по повышению групповой сплоченности у младших школьников средствами подвижных игр в рамках спортивных праздников 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Анализ результатов первоначальной диагностики 24
2.3. Методическая программа организации спортивных праздников с использованием подвижных игр 27
2.4. Анализ результатов повторной диагностики 33
Заключение 36
Список литературы 37
Приложение 39
Введение:
Введение
Проблема формирования навыков взаимодействия младших школьников и повышения их групповой сплоченности всегда была одной из актуальных проблем педагогики, а в современных условиях она приобретает особое значение. На основании теоретического анализа психолого-педагогической литературы мы можем утверждать, что данной проблеме было уделено большое внимание среди исследователей [2; 4; 11; 16; 21].
Нужно также заметить, что в последние десятилетия психолого-педагогические исследования были направлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов (Т.Е. Конникова, Л.И. Новикова,
М.Д. Виноградова, А.В. Мудрик, О.С. Богданова, И.Б. Первин и др.), на разработку принци¬пов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю. Гор¬дин, М.П. Шульц и др.), развитие воспитательных функций кол¬лектива и самоуправления в нём (В.М. Коротов и др.), разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива
(Э.С. Кузнецова, Н.Е. Щуркова и др.) [1; 3; 5; 16; 18].
Однако многие исследования процесса формирования навыков взаимодействия у младших школьников и их групповой сплоченности в значительной мере устарели и не отвечают актуальной ситуации развития науки и практики [3; 7; 13; 17; 19]. Тем не менее до сих пор в науке недостаточно изученным остается вопрос о применении спортивных праздников как условия воспитания у школьников групповой сплоченности. Именно изучению данного вопроса и посвящена тема данной курсовой работы.
Объект исследования – групповая сплоченность.
Предмет исследования – организация спортивных праздников в школе как условие воспитания у школьников групповой сплоченности.
Цель исследования – изучение организации спортивных праздников в школе как условия воспитания у школьников групповой сплоченности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ по проблеме исследования.
2. Сформировать выборку испытуемых и подобрать методику констатирующего эксперимента.
3. Составить и апробировать методическую программу по организации спортивных праздников в школе для младших школьников.
4. Оценить эффективность апробации методической программы в плане улучшения групповой сплоченности среди младших школьников.
Гипотеза исследования: уровень групповой сплоченности детей в классе после апробации с ними методической программы по организации спортивных праздников повысится.
Методы исследования были определены в соответствии с целью и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; ко вторым – наблюдение; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. В исследовании применялись методы количественной и качественной обработки и интерпретации результатов исследования.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем основного текста работы без приложения составил 35 страниц.
Текст работы:
Мы провели исследование проблемы формирования навыков взаимодействия младших школьников на основе технологии группового сотрудничества на уроках окружающего мира.
В результате теоретического анализа проблемы нам удалось выяснить, что малая группа есть особое социально-психологическое образование, которое представляет собой небольшое объединение людей, связанных между собой непосредственным взаимодействием. Существуют различные классификации малых групп – по механизму образования и характеру взаимоотношений членов группы, по времени функционирования группы, по целям группы и т.д. Также было выявлено, что в младшем школьном возрасте мы имеем следующие центральные новообразования в психике ребенка, которые развиваются благодаря ведущей деятельности (учению) и социальной ситуации развития: качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности; рефлексия, анализ, внутренний план действий; новое познавательное отношение к окружающему миру; ориентация на группу сверстников. Кроме того, в настоящее время условия начальной школы позволяют организовывать и проводить подвижные игры с младшими школьниками, в том числе и в рамках организации спортивных праздников.
В результате проведенного экспериментального исследования была доказана выдвинутая гипотеза и можно утверждать, что уровень групповой сплоченности детей в классе после апробации с ними методической программы по организации спортивных праздников повысился.
Заключение:
Введение
Проблема формирования навыков взаимодействия младших школьников и повышения их групповой сплоченности всегда была одной из актуальных проблем педагогики, а в современных условиях она приобретает особое значение. На основании теоретического анализа психолого-педагогической литературы мы можем утверждать, что данной проблеме было уделено большое внимание среди исследователей [2; 4; 11; 16; 21].
Нужно также заметить, что в последние десятилетия психолого-педагогические исследования были направлены на выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов (Т.Е. Конникова, Л.И. Новикова,
М.Д. Виноградова, А.В. Мудрик, О.С. Богданова, И.Б. Первин и др.), на разработку принци¬пов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю. Гор¬дин, М.П. Шульц и др.), развитие воспитательных функций кол¬лектива и самоуправления в нём (В.М. Коротов и др.), разработку педагогической инструментовки деятельности коллектива
(Э.С. Кузнецова, Н.Е. Щуркова и др.) [1; 3; 5; 16; 18].
Однако многие исследования процесса формирования навыков взаимодействия у младших школьников и их групповой сплоченности в значительной мере устарели и не отвечают актуальной ситуации развития науки и практики [3; 7; 13; 17; 19]. Тем не менее до сих пор в науке недостаточно изученным остается вопрос о применении спортивных праздников как условия воспитания у школьников групповой сплоченности. Именно изучению данного вопроса и посвящена тема данной курсовой работы.
Объект исследования – групповая сплоченность.
Предмет исследования – организация спортивных праздников в школе как условие воспитания у школьников групповой сплоченности.
Цель исследования – изучение организации спортивных праздников в школе как условия воспитания у школьников групповой сплоченности.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ по проблеме исследования.
2. Сформировать выборку испытуемых и подобрать методику констатирующего эксперимента.
3. Составить и апробировать методическую программу по организации спортивных праздников в школе для младших школьников.
4. Оценить эффективность апробации методической программы в плане улучшения групповой сплоченности среди младших школьников.
Гипотеза исследования: уровень групповой сплоченности детей в классе после апробации с ними методической программы по организации спортивных праздников повысится.
Методы исследования были определены в соответствии с целью и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; ко вторым – наблюдение; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. В исследовании применялись методы количественной и качественной обработки и интерпретации результатов исследования.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем основного текста работы без приложения составил 35 страниц.
Список литературы:
Глава 1. Теоретические аспекты изучения организации спортивных праздников в школе как условия воспитания у школьников групповой сплоченности
1.1. Понятие о малой группе и ее характеристиках
Начнем с того, что малую группу можно охарактеризовать как небольшое по размеру объединение людей, которые связаны непосредственным взаимодействием [2].
Также необходимо отметить, что большинство эмпирических исследований в социальной психологии выполнены на малых группах, и этому есть несколько причин. Большая часть жизни человека протекает в малых группах: в семье, игровых компаниях сверстников, учебных и трудовых коллективах, соседских, приятельских и дружеских общностях. Именно в малых группах происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа. Статус социальной психологии как науки, ее специфика во многом определяются тем, что малая группа и возникающие в ней психологические феномены являются центральными признаками в определении ее предмета. Также нужно отметить, что малые группы на протяжении всей истории социальной психологии являлись основным объектом эмпирических исследований, в том числе лабораторных экспериментов. Наконец, проблемы формирования и развития малых групп, групповых методов обучения, тренинга и психокоррекционного воздействия, совместной трудовой деятельности и руководства деятельностью малых групп традиционно являются одним из главных направлений приложения теории и методов социальной психологии в практике [2; 3].
Нужно подчеркнуть, что малые группы выступают объектами исследования не только социальной психологии, но и социологии и общей психологии. Основное различие в выделении предмета научного исследования здесь состоит в том, что социология изучает малые группы прежде всего с точки зрения их объективных социальных признаков, обезличенных и депсихологизированных. В обшей психологии группа рассматривается как фактор, влияющий на поведение индивида и особенности его психических процессов и состояний. Социальная психология изучает психологические явления, которые возникают в процессе общения и взаимодействия между людьми в малых группах и характеризуют не отдельных индивидов, а взаимосвязи и взаимоотношения между этими индивидами, между индивидами и группой и саму малую группу как
целое [2].
Выделение малых групп как специфических человеческих общностей (в отличие от больших групп и от выделяемых в последнее время средних по величине общностей) предполагает решение вопроса о количественных границах малой группы.
Количественные признаки малой группы — ее нижние и верхние границы определяются качественными признаками малой группы, основными из которых являются: контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями и целостность – социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.
За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает три человека, поскольку в группе из двух человек – диаде – групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5-12 человек. В меньших по размеру группах скорее возникает феномен социального пресыщения, группы большего размера легче распадаются на более мелкие микрогруппы, в рамках которых индивиды связаны более тесными контактами. В этой связи принято выделять группы первичные, то есть наименьшие по размеру и далее не делимые общности, и вторичные группы, формально представляющие собой единые общности, но включающие в себя несколько первичных групп
[13; 16].
Малые группы являются основным объектом лабораторных экспериментов в социальной психологии. Поэтому необходимо различать группы искусственные (или лабораторные), специально создаваемые для решения научных задач, и естественные группы, существующие независимо от воли исследователя.
Существуют различные классификации малых групп. Так, например, среди естественных малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных, предложенное Э. Мэйо. Формальные группы — группы, членство и взаимоотношения в которых, носят преимущественно формальный характер, то есть определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются, прежде всего, первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов. Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных, малых групп является совместная деятельность [2; 8].
В свою очередь неформальные группы — это объединения людей, которые возникают на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями [3; 5].
Нужно также отметить, что в формальной группе четко заданы все позиции ее членов, положение человека в группе строго регламентировано правилами, есть иерархия. В свою очередь Г.Г. Лигинчук пишет: «Неформальные представляют собой выборку людей, ставшую группой посредством развития взаимоотношений, влияния на поведение друг друга, взаимоудовлетворение каких-либо потребностей. Неформальная группа может возникать сама по себе» [цит. по 10, с. 123].
Следовательно, формальные и неформальные группы различаются, прежде всего, по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая классификация, деление групп на формальные и неформальные является достаточно условным. Неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать признаки формальных групп.
Также по времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (например, участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы) [13].
В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на открытые и закрытые.
С практической точки прения особый интерес представляют группы социально-психологического тренинга и психокоррекционные группы — временные группы, специально создаваемые для формирования навыков эффективного общения, взаимопонимания и решения психологических проблем под руководством практического психолога-тренера.
Системный подход в исследовании психологии малых групп и коллективов предполагает анализ многообразия связей и отношений в малых группах, которые должны рассматриваться одновременно и как субъекты совместной деятельности, и как субъекты общения и межличностных отношений [8; 15].
Основными параметрами малой группы, необходимыми для ее качественной характеристики в социально-психологическом исследовании, являются композиция и структура группы. Композиция группы — это совокупность индивидуальных особенностей членов группы, значимых для ее характеристики как целого. Выбор параметров, характеризующих композицию группы, во многом определяется конкретными задачами исследования. Наиболее часто выделяются и указываются соотношения членов группы по таким особенностям как пол, возраст, образование, национальная принадлежность, социальное положение. Все перечисленные признаки чрезвычайно важны сточки зрения социально-психологических особенностей группы, например, группы, различающиеся по возрасту входящих в них индивидов (детские, юношеские и взрослые), имеют существенные особенности по всем психологическим
характеристикам [2; 14].
Ч. Кули подразделил группы на:
Первичные – это контактные группы, в которых взаимодействие осуществляется «лицом к лицу» и их члены объединены эмоциональной близостью (семья, группа сверстников, группа товарищей в классе и т.п.).
Вторичные – характеризуются безличным взаимодействием их членов, которые обусловлены теми или иными официальными отношениями. В такие группы люди объединяются для получения каких-либо экономических, политических и иных выгод (организация, профсоюз, политическая партия).
Некоторая общность может называться группой, только если там присутствует такой признак как «взаимодействие». Взаимодействие и совместная детальность – это разные явления.
Взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Выступает как интегрирующий фактор образования структур [9; 15].
Взаимодействие – это действия направленные друг на друга в контакте. Оно может быть и без совместной деятельности. Для этого необходимо пространственное или временное соприсутствие участников, создающие возможность личного (непосредственного) контакта между ними, в том числе интеракции как обмена действиями, коммуникации как обмена информацией, а также взаимной перцепции [2; 6; 10].
Таким образом, можно заключить, что малая группа есть особое социально-психологическое образование, которое представляет собой небольшое объединение людей, связанных между собой непосредственным взаимодействием. Существуют различные классификации малых групп — по механизму образования и характеру взаимоотношений членов группы, по времени функционирования группы, по целям группы и т.д.