Курсовая с практикой на тему Организация социально-педагогической деятельности в специальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5
1.1 Междисциплинарный анализ проблем социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья 5
1.2 Основные направления социально-педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья 12
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 24
№ 8 Г. МУРОМА 24
2.1 Ход и результаты диагностического исследования уровня адаптированности воспитанников специальной (коррекционной) школы 24
2.2 Опыт социально-педагогической деятельности по социальной адаптации учащихся 28
2.3 Результаты опытно-педагогической работы в условиях коррекционной школы 32
2.4 Рекомендации педагогам по организации социально-педагогической деятельности в коррекционной школе 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Введение:
В условиях современной реальности в нашем обществе одним из наиболее актуальных общественных вопросов представляется социальное развитие и поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Проблема состоит в том, что в настоящее время в научных исследованиях последних лет обращается пристальное внимание на тот факт, что число детей и подростков, которые относятся к категории людей с ограниченными возможностями и, как следствие, которые нуждаются в специальном образовании и психолого-педагогическом системном сопровождении, неуклонно растет.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья – это ребенок, который имеет определенные нарушения психического либо физического формата, детерминирующие в свою очередь нарушения его социально-личностного развития, а также не позволяющие в полной мере таким детям вести полноценную жизнь в окружающем социуме. Их состояние здоровья в определенной степени является препятствием для усвоения образовательных программ вне специально сформированных условиях процессов обучения и воспитания.
Таким образом, указанными выше положениями определяется актуальность и практическая значимость настоящего исследования.
Цель исследования – анализ организации социально-педагогической деятельности в специализированной школе-интернате.
В связи с поставленной целью были определены и конкретизированы следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ особенностей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе междисциплинарного подхода.
2. Изучить опыт организации социально-педагогической деятельности при работе с воспитанниками школы-интерната.
3. Сформулировать практические рекомендации для социальных педагогов при работе с воспитанниками с ОВЗ для их оптимальной адаптации в обществе.
Объект исследования – аспекты социально-педагогической деятельности в специализированной школе-интернате. Предмет исследования – особенности социальной адаптации воспитанников школы-интерната.
Методы исследования:
1) анализ научно-методической и педагогической литературы по проблеме исследования;
2) включенное наблюдение;
3) сравнение.
Основные методологические подходы к осуществлению настоящего исследования включают в себя следующие направления:
1. Основные постулаты культурно-исторической концепции Л.С. Выготского;
2. Идеи об активности и единстве сознания и деятельности, сформулированные в концепции А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна;
3. Основы системного строения человеческой психики (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко) и развития системы умственных действий П.Я. Гальперина;
4. Идеи и принципы о специфических чертах психического и умственного развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (В. И. Лубовский, Л. И. Переслени, Л.Б. Баряева и др.);
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности построения программ по совершенствованию социальной адаптации учащихся при организации социально-педагогической работы с данной категорией воспитанников.
Заключение:
Социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями развития представляет собой целостную многоаспектную систему государственных, медицинских, психологических, социально-экономических, педагогических и иных мероприятий. Социально-психологическая реабилитация детей с ограниченными возможностями развития базируется на понимании того, что сложности и ограничения, которые возникают у человека с отклонениями в развитии, прежде всего связаны с недостаточностью либо отсутствием необходимых условий для его нормальной и полноценной жизни, а не с нарушениями функций организма. При этом основную часть ответственности за создание условий, которые обеспечивают равные права и равные возможности, начинают брать на себя социум и государство в целом.
Деятельность социального педагога по направлению «Образование» имеет своей основной целью продолжить практику внедрения коррекционно-развивающей работы в учебно-воспитательный процесс при помощи использования специфических технологий обучения и воспитания школьников с особыми образовательными потребностями в условиях модернизации системы современного образования.
Профессиональная деятельность социального педагога по направлению «Воспитание» предполагает осуществление целого комплекса мероприятий по практической коррекции недостатков межличностного общения, развитию морально-нравственного потенциала учащихся, формированию правомерного поведения воспитанников.
Работа социального педагога по направлению «Досуг и отдых» состоит в помощи педагогическому коллективу, организатору культурно-досуговой деятельности в организации и осуществлении комплекса мероприятий развлекательного характера.
Деятельность социального педагога по направлению «Труд» предполагает помощь воспитанникам в формировании и совершенствовании навыков коллективной трудовой деятельности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Междисциплинарный анализ проблем социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время социальная политика в нашей стране, ориентированная на детей с ограниченными возможностями здоровья, в основном базируется на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из данной модели, инвалидность трактуется как заболевание и патология. Подобная модель вольно либо невольно порой в значительной степени усугубляет социально-психологическую позицию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, понижает его социальную значимость, а также обособляет от детского сообщества. Все это закономерно приводит к тому, что у ребенка с ОВЗ нарушаются процессы его социализации, и в данном аспекте существенное значение приобретает семья и семейное окружение такого ребенка [12, с. 8].
В связи с этим фактом аргументом «за» Д.В. Зайцев предлагает считать необходимым на прикладном уровне анализировать особенности социализации такой категории детей для формирования оптимальных программ их включения в общество. Кроме этого, еще одним аргументом «за», который предлагает Л.Е. Данилюк представляется то, что современное отечественное законодательство, вырабатывающее определенный уровень толерантности к детям и подросткам с ОВЗ, соответствует стандартам и имеет гуманистическую направленность [5, с. 41].
Аргументом «против» может служить мнение Л.И. Акатова, который обращает внимание на то, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья – это ребенок, который имеет определенные нарушения психического либо физического формата, детерминирующие в свою очередь нарушения его социально-личностного развития, а также не позволяющие в полной мере таким детям вести полноценную жизнь в окружающем социуме [3, с. 112].