Курсовая с практикой Педагогика/Психология Социально-педагогическая диагностика семей группы риска и поддержка детей, находящихся в ТЖС".

Курсовая с практикой на тему Организация социально-педагогического сопровождения семей «группы риска» (диагностический этап).

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Семья как социальный институт 6
1.1 Семьи «группы риска» как объект социальной работы 6
1.2 Социально-психологические проблемы детей из семей «группы риска» 9
Глава 2. Исследование особенностей социально-педагогических проблем детей семей «группы риска» 20
2.1. Методики и организация исследования 20
2.2 Результаты исследования и их обсуждение 24
2.3 Особенности социально-педагогического сопровождения семей «группы риска» 36
Заключение 38
Список использованных источников и литературы 39

  

Введение:

 

Актуальность исследования. На сегодняшний день в России проблема неблагополучных семей является очень актуальной. Это объясняется тем, что семья является первоосновой в развитии и социальном становлении лично-сти. В течение всего жизненного пути личности семья является тем ближай-шим микросоциальным окружением, которое опосредует и определяет свое-образие ее жизнедеятельности, поэтому семья выступает ведущим микрофак-тором социализации личности. Основные социализирующие функции семьи, прежде всего, заключаются в обеспечении физического и эмоционального развития индивида; формировании половой идентификации ребенка; его ум-ственном развитии и развитии способностей и потенциальных возможностей; обеспечении ребенку чувства защищенности; формировании ценностных ориентаций личности; овладении ребенком основными социальными норма-ми. И от того как добросовестно семья выполняет эти задачи, реализуется личностный рост ребенка.
Но, к сожалению, современная семья поставлена в довольно жесткие условия выживания. Резкое ухудшение материального положения семьи, не-стабильность социально-экономической сферы являются причинами роста количества неблагополучных семей в социуме. Социальные трансформации последнего десятилетия привели к обеднению подавляющей части семей, увеличению рабочей и бытовой занятости взрослых членов семьи. Рост без-работицы объективно ограничивает материальные возможности семьи. След-ствием всего этого является падение уровня жизни семей, тревожная атмо-сфера в доме, рост конфликтности во взаимоотношениях, жестокость по от-ношению к детям.
Данной проблемой занимаются многие ученые как В.В. Бодров, В.Е. Каган, Н.И. Козлов Г.И. Крайнев, М.С. Мацковского, Г.М. Миньковского, A.M. Полеева, Ю.П. Прокопенко, М.И. Рахмановой, М.Я. Устиновой, Л.В. Чуйко, Б.Ю. Шапиро, З.А. Янковой и др.
Анализом проблем и трудностей, которые переживаются российской се-мьей на фоне наличия общих социально-экономических процессов, социаль-но-демографической ситуации современности, занимались такие исследова-тели как А.И. Антонова, В.А. Борисова, А.Г. Волкова, В.А. Сысенко и др.
В последнее время наблюдается активное развитие исследований теории, методики и методологии социальной работы. Среди них мы можем выделить публикации С.И. Григорьева, И.А. Зимней, П.Д. Павленка, М.В. Фирсова, Ю.Б. Шапиро, Н.П. Щукиной и др. Работы этих авторов поднимают акту-альные вопросы взаимосвязи социальной работы и социальных проблем, раскрывают историю и технологию социальной работы в системе социально-го обслуживания населения в нашей стране.
Однако, несмотря на большое количество теоретического материала, статистические данные свидетельствуют о неорганизованной работе социаль-но-педагогического сопровождения с семьями «группы риска» в России и, что важно, отсутствии детско-родительской совместной социальной про-граммы развития.
Объект работы – процесс организации социально-педагогического со-провождения семей «группы риска».
Предмет работы – исследование социально-психологических проблем детей из семей «группы риска» и пути их решения.
Цель работы – изучить и проанализировать особенности организации социально-педагогического сопровождения семей «группы риска».
Поставленная цель исследования предполагает решение следующих за-дач:
1. Определить понятие семьи «группы риска» и ее основные характери-стики как объекта социальной работы.
2. Описать социально-психологические проблемы детей из семей «груп-пы риска».
3. Организовать исследование социально-психологических проблем де-тей из семей «группы риска».
4. Указать особенности социально-педагогического сопровождения се-мей «группы риска».
Методы, использованные в работе:
— теоретические методы: проанализирована педагогическая, психологи-ческая, социологическая, экономическая, методическая литература, посвя-щенная проблемам работы с детьми из семей «группы риска» на базе обра-зовательных учреждений;
— эмпирические методы: определение цели, задач и методов исследова-ния, выбор методик для исследования;
— количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования:
В исследовании приняли участие дошкольник, в возрасте 5-6 лет, в ко-личестве 30 человек, среди которых 15 мальчиков и 15 девочек.
Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка использованных источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, семья, социальное функционирование которой при наличии субъективной или объективной причины затруднено или нарушено считается семьей «группы риска».
Оказание негативного воздействия на семью приводит к снижению уровня их жизни и нахождение их в положении социальной уязвимости. В связи с этим социальная работа с семьей предполагает особую организован-ную деятельность, направленную на малую группу людей, которые нужда-ются в социальной защите и поддержке.
Основными направлениями реализации социально-педагогического со-провождения выступает создание системы социальной и психологической службы для семей, женщин и детей, улучшение материальных условий жиз-недеятельности семьи, поддержка малообеспеченной семьи и др.
Социально-педагогическое сопровождение семьи имеет многоаспект-ный характер. Можно отметить, что сегодня нет единых подходов к практике социальной работы с семьей.
Социальные службы помощи семье ведут работу по выявлению семей риска, оказанию помощи и поддержки этим семьям. Службы помощи семье проводят семейные консультации, организуют службы знакомств, сексологи-ческие кабинеты, организуют семейные туристические походы, экскурсии, создают центры семейного досуга, клубы молодой семьи.
Социальный педагог в учебном учреждении проводит постоянные кон-сультации с детьми и их родителями, посещает семьи на дому, организует необходимую социальную и консультативную помощь.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Семья как социальный институт

1.1 Семьи «группы риска» как объект социальной работы
Согласно исследованиям российских социологов (В.М. Медкова, Л.В. Карцева) для начала ХХІ века характерной тенденцией социального разви-тия является значительный рост семейного неблагополучия. Существенные изменения экономических, социально-политических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали влияние на преобразова-ние современной семьи. В настоящее время семья как социальный институт испытывает тяжелый кризис. В этих кризисных условиях семья не готова взять на себя абсолютную ответственность за воспитание своих детей, так как меняющиеся экономические условия вынуждают родителей большую часть своего времени искать средства к существованию в ущерб воспитания детей. Как отмечает Л.В. Карцева, пристальный интерес к семье объясняется и ря-дом других обстоятельств: ухудшением демографической ситуации в стране; усложнением воспитательных задач и увеличением числа детей с девиантным поведением; усложнением психологического, эмоционального, духовного мира современного человека, ростом его потребностей, которые также во много формируются в семье [15. С. 64].
Все чаще и чаще говорят о семьях «риска». «Группа риска» – это кате-гория семей, которая в силу определенных условий своей жизни более дру-гих подвержена отрицательным влияниям со стороны общества. К данной категории часто относят неблагополучные семьи с безнравственной и асоци-альной направленностью. Тем не менее проблема семейного риска, рассмат-риваемая в научной и специальной литературе значительно шире.
Вместе с понятием семья «группы риска» употребляются такие катего-рии как: «неблагополучная семья», «проблемная семья», «негармоничная семья», «семья опасного положения» и др. Трудности, с которыми сталки-ваются подобные семьи, затрагивают, прежде всего, социальной, материаль-ной, правовой, психологической, медицинской, педагогической аспектов ее жизни.
Для более подробного понимания проблемы раскроем содержание не-которых понятий: неблагополучные – это семьи, в которых изменена струк-тура, обесцениваются и пренебрегаются основные семейные функции, имеют-ся явные или скрытые дефекты воспитания, затруднено удовлетворение ос-новных потребностей членов семьи [4]. Семья, опасного положения – семья, где родители не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию своих детей, а также негативно влияют на их поведение либо же-стоко обращаются с ними [3. С. 17]. Таким образом, семья опасного положе-ния – это крайняя степень семейного неблагополучия. Можно говорить, что неблагополучные семьи и семьи опасного положения являются крайними ва-риантами проявления семейных дисфункций.
Ситуацию семейного неблагополучия можно рассматривать как ситуа-цию затруднения либо невыполнимости семьей в полной мере ее главных функций и удовлетворения необходимых потребностей членов семьи. В зави-симости от глубины нарушений в исполнении внутрисемейных функций можно говорить о риске перехода семьи в социально опасное положение, по-скольку особенностью семей, испытывающих те или иные трудности является отрицательное, разрушительное влияние на формирование личности ребен-ка.
Основной же причиной отнесения семьи к категории «группы риска», являются сложные жизненные обстоятельства. Такие жизненные обстоятель-ства разнообразны и достаточно подробно описаны в литературе Т.И. Зубковой. Рассматривая их с позиции благополучия ребенка, мы выде-ляем основные из них [14]:
— алкоголизм родителей, их безнравственное поведение;
— отсутствие родителей или одного из них;
— агрессивное поведение родителей;
— низкий материальный доход семьи, отсутствие работы у одного или обоих родителей.
В целом же ученые обобщают неблагоприятные жизненные обстоятель-ства в виде факторов (Е.В. Бурлакова, О.А. Валуевич и др.).
Наиболее удачным является подход Е.В. Бурлаковой, которая выделяет следующие факторы риска:
1) медико-социальные (плохая наследственность, хронические заболева-ния, инвалидность, антисанитария);
2) социально-экономические (низкий материальный уровень семьи, не-благоприятные жилищные условия);
3) социально-демографические (многодетные; неполные; повторный брак);
4) социально-психологические (негативный характер взаимоотношений, отсутствие общих интересов, халатность родителей в воспитании детей, же-стокость);
5) криминальные факторы (безнравственный образ жизни родителей, алкоголизм, наркомания, семейные дебоши, наличие судимости у членов се-мьи) [5. С. 110].
Характеризуя семьи группы риска, исследователи (К.А. Великжанина, М.В. Дорохова, И.И. Осинский и др.) отмечают: слабую способность членов этих семей к анализу того, что происходит в их семье, неспособностью по этой причине самостоятельно ставить цели по улучшению жизни своей семьи и добиваться эффективных результатов; слабую способностью обсуждать проблемы семьи со специалистами, отказываются понять причины семейного неблагополучия; присутствием в семье эмоций, связанных с агрессией в про-тивовес таким эмоциям, как любовь, забота, понимание, взаимопомощь; наличие высокой степени риска по отношению к проблеме приема алкоголя и наркотиков.
На основании вышеизложенного представим наше понимание семьи «группы риска». Итак, семья «группы риска» – это семья, которая находится в трудной жизненной ситуации, и эта ситуация объективно нарушает жизне-деятельность семьи. В результате затруднено, либо невозможно выполнение семьей в полном объеме ее основных функций. Данную ситуацию семья не может преодолеть самостоятельно. В этом случае социальному работнику необходимо оказать своевременную помощь и грамотно организовать меж-ведомственное взаимодействие.
1.2 Социально-психологические проблемы детей из семей «группы риска»
С момента рождения ребенок попадает в определенное общество, в ко-тором растет и развивается. При этом на развитие индивида влияет множе-ство разных факторов, среди которых биологические и социальные. Среди главных социальных факторов, которые оказывают влияние на становление личности, выделяют в первую очередь семью.
Семейное воспитание представляет собой управляемую систему взаимо-отношений родителей и детей, ведущая роль в которой принадлежит родите-лям. Поэтому родителям необходимо знать формы построения взаимоотно-шений с детьми, которые будут способствовать гармоничному развитию психики ребенка и его личностных качеств, принимая во внимание так же те формы, которые оказывают препятствие формированию у детей нормально-го поведения, и зачастую приводящие к деформации личности [13. С. 93].
Важной особенностью семейного воспитания считается постоянное наличие перед глазами детей образца поведения своих родителей. Так, дети копируют положительные и отрицательные поведенческие особенности, при-нимают модель построения взаимоотношений, которые не всегда могут соот-ветствовать общественно одобряемой норме. В итоге это приводит к форми-рованию у них склонности к асоциальным и противоправным формам пове-дения.
Так, среди неблагоприятных факторов семейного воспитания в первую очередь выделяются такие как неполная семья и аморальный образ жизни родителей. Помимо этого, к ним принято относить асоциальные и антиобще-ственные взгляды и ориентацию родителей, их низкий общеобразовательный уровень, педагогическую несостоятельность, эмоционально-конфликтные от-ношения в семье [16].
Следует заметить, что общеобразовательный уровень родителей, а так-же отсутствие полной семьи говорят о том, что условия воспитания создают условия для общекультурного уровня семьи, показывая ее способности к развитию духовных потребностей и познавательных интересов детей, проще говоря – выполнение функции института социализации. Однако сами по себе эти факторы не являются достоверной характеристикой неблагополучия се-мьи, поскольку на него указывает скорее совокупность многих факторов ма-териальных и духовных свойств семьи и ценностных ориентаций родителей, построение взаимоотношений с детьми и психологический климат в семье [17. С. 95].
Семья – это важнейший институт социализации. Она являет собой пер-сональную среду жизни и развития детей и взрослых, качество которое определяется рядом параметров конкретной семьи. Уклад отношений в семье в современных условиях за последние 60 лет разительно изменился. Если раньше неработающая мать могла заниматься воспитанием детей, то сегодня с изменением общественной жизни изменились и отношения внутри семьи [9. С.141].
Таким образом, стрессовое состояние в обществе, экономическое небла-гополучие отражается, негативно на выполнении важнейшей функции семьи как института социализации ребенка.
Необходимо отметить, что социально-психологические особенности де-тей семей «группы риска», занимают важное место в социальной и психоло-гической науке. Среди таких особенностей зачастую принято выделять сле-дующие.
1. Ребенок, воспитывающийся в семье «группы риска», отделяет себя от остального общества и окружающего мира. Зачастую он сравнивает себя с хорошо обеспеченными индивидами и по этой причине отделяет себя от них и не идет на контакт с другими. Все это сказывается на психологическом здоровье ребенка, иногда приводя к легкой форме аутизма, а зачастую к сниженной самооценке, влияющей на способы борьбы человека со своим со-стоянием.
2. Родители, которые заняты проблемами своего личного или матери-ального характера, отдаляются от своих детей. Существует тенденция, что человек, который желает своими силами преодолеть возникающие трудности и проблемы, тем самым самоустраняется от семьи и не занимается воспита-нием своих детей. Последние, в свою очередь, ощущают нехватку внимания, любви, ласки и заботы. Все это приводит к появлению у детей чувства поки-нутости, ненужности, осознание ими своей невозможности помочь [12. С. 94].
Для современного этапа развития общества характерно сочетание нега-тивных изменений в отрасли жизнеобеспечения молодежи с преодолением негативных изменений, сложных противоречий в сферах нравственного и духовного развития. Общественное мнение находится в поисках обществен-но-мировоззренческих альтернатив в связи с идеологическим и политическим кризисом в обществе, духовным вакуумом, нарушением моральных ценно-стей [7].
Процесс демократизации общества и перехода к рыночным отношениям отразился на жизнедеятельности современной семьи, ее материально-экономическом положении, жилищно-бытовых условиях, морально-бытовых условиях, морально-психологическом климате, особенностях организации свободного времени и на социализации детей.
Семья функционирует на основе совместного быта, экономического, мо-рально-психологического уклада, воспитания детей, взаимной ответственно-сти. Она обеспечивает социализацию человека, самореализацию личности, защиту от проблем, способствует формированию личности с установленным поведением [6. С. 40].
Роль семьи в обществе очень важна, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение социальными роля-ми, необходимыми для адаптации ребенка в обществе.
Семья выступает как первый социализирующий институт, связь с ним человек чувствует всю свою жизнь. В семье закладываются основы морали, раскрывается внутренний мир человека и индивидуальные качества лично-сти, формируются нормы поведения.
Современные семьи разнообразны, и от того, в какой именно живет ре-бенок, зависит, каким содержанием наполняется процесс формирования его личности. В основном, семьи делятся на: благополучные и неблагополучные [10. С. 83].
Благополучная семья определяется не материальной обеспеченностью семьи и бытовыми удобствами, хотя, конечно, они имеют большое значение для нормальной жизнедеятельности членов семьи. Они характеризуются благоприятным микроклиматом. В таких семьях существуют общность жиз-ненной цели и интересов во многих сферах духовной жизни, понимание ду-шевных переживаний другого, стремление помочь друг другу в решении тех или иных семейных и личных проблем, доброта и чуткость, понимание.
Важную роль в общении родителей с детьми играет заинтересованность в делах друг друга, совместное обсуждение различных жизненных проблем, взаимное доверительное отношение [8. С. 302].
В каждой семье на социализацию ребенка влияют по-разному. При этом не следует, как недооценивать, так и переоценивать роль родительского вли-яния, поскольку существуют факторы, ограничивающие эффективность этого воздействия [11. С. 83]. По мнению И. Кона, такими факторами являются:
1) возраст ребенка (в раннем детстве ключевой фигурой является мать, позже влияние отца приравнивается материнском, позже на смену им приходят ровесники и общественные институты социализации);
2) пол ребенка (степень родительского влияния и успех в воспитании детей зависят от пола ребенка. Внесемейное окружение является более важ-ным для парня, чем для девушки);
3) существование других агентов социализации (в пределах семьи и вне ее);
4) степень различия в условиях жизни, ценностных ориентациях между поколением отцов и поколением детей;
5) амбивалентность родительских чувств и их социально-психологических последствий (усиление родительской заботы и, вместе с тем, ограничение внутренней свободы детей способствует формированию соци-альной безответственности);
6) компенсационные механизмы социализации, уравновешивающих или сводят на нет воспитательные усилия родителей.
Кроме того, отсутствие одного из родителей создает предпосылки к нарушению гармоничного развития личности и, соответственно, к усложне-нию механизмов социализации личности. Наибольшую пользу родительская и материнская любовь приносит в единстве [18. С. 15].
По нашему мнению, для успешной социализации личности значительно важнее не столько структурный состав семьи, сколько ее морально-психологический климат. Морально-психологический климат – это условия, способствующие или мешающие успешной взаимодействия членов семьи и их личностному развитию, возникают вследствие совокупности настроений и отношений членов семьи. В основу благоприятного климата положено су-пружескую совместимость. Благоприятный климат имеет следующие призна-ки:
• единство взглядов, мнений, ценностных ориентаций, сплоченность чле-нов семьи, возможность всестороннего развития личности;
• доброжелательная требовательность между членами семьи;
• чувство защищенности;
• взаимодоверие и взаимоуважение;
• тяга к совместному проведению досуга и выполнение домашних обя-занностей;
• открытость семьи, полноценные внешние контакты [20. С. 183].
Нарушение эмоциональных отношений в семье негативно влияет на формирование личности. Отношения между матерью и отцом оказывают решающее влияние на социализацию детей, поскольку холодность матери в отношении мужа и перенос всех чувств на детей приводит к гиперопеке, что тормозит становление социальной компетентности последних. В случае не-прерывной критики со стороны отца по отношению к жене формируется не-уважение к двум родителям. Если у отца с матерью проблемы между собой, дети рано или поздно начинают объединяться в коалиции с одним из родите-лей против другого. Как считает А. Адлер, если мать демонстрирует уваже-ние и чувства только к мужу, а между детьми и матерью существует эмоцио-нальная вакуум, то такая ситуация приводит к формированию у детей чув-ства ненужности, неуверенности в себе, потенциальные возможности которых останутся нереализованными [21. С. 40].
Дисгармоничные отношения в семье, особенно между родителями, кор-релируют с возникновением психических нарушений и формированием де-линквентности у детей. Отсутствие эмоционального контакта между родите-лями и детьми побуждает последних на поиск авторитетов и эмоционально значимых людей вне семьи. Семья с нездоровой морально-духовной атмо-сферой прививает аморальный образ жизни. Неблагоприятный психологиче-ский климат семьи способствует большей вероятностью заболеванием детей, чем инфекции; отрицательное эмоциональное состояние мешает гармонич-ному, полноценному и свободному развитию личности. Семейное неблаго-получие (конфликты и бедность) влияет на формирование детской депрес-сивности, асоциальных проявлений. В таких случаях семья является источ-ником травматизации личности. Открытые конфликты между родителями в присутствии ребенка увеличивают риск возникновения проблем у ребенка, конфликты являются своеобразным медиатором развития детской психопа-тологии. Стратегии воспитания конфликтующих родителей отличаются непо-следовательностью и иррациональностью, чем большую вербальную и фи-зическую агрессию родители проявляют между собой, тем больше вероят-ность проявления агрессии в отношении ребенка. Родительские конфликты имеют на ребят разное влияние. Девушки, болезненно реагируют на роди-тельские проблемы, интернализуют конфликт и чувствуют свою вину и от-ветственность. Мальчики под влиянием родительских ссор становятся более агрессивными [19. С. 5].
Следовательно, следующим фактором, влияющим на процессы социали-зации личности, является психологический климат семьи, который мы опре-делили главным критерием определения благополучия семьи. Неполная бла-гополучная семья создает лучшие условия для социализации личности, чем полная неблагополучная семья. Структурная деформация семьи обусловли-вает риск неудачной социализации через высокие протекционистские тенден-ции материнской заботы, высокий риск эмоционального отчуждения, также не лучше влияет на развитие личности и порождает неуверенность и низкую самооценку. Поэтому целесообразно предоставление компенсационного вли-яния в материнских семьях в виде увеличения требований, предоставлении большей свободы и самостоятельности, а в родительских – дополнительного эмоционального тепла и заботы. Таким образом, можем констатировать, что следующим фактором, который влияет на психосоциальную сферу становле-ния ребенка является стиль материнской / отцовской любви, указывающий на уровень педагогической компетентности родителей и влияет на качество ро-дительско-детских отношений. Настройка положительных родительско-детских отношений и авторитетное влияние матери / отца будут способство-вать формированию качеств, необходимых для успешной социализации лич-ности [22. С. 93].
Учеными обнаружено большое количество деформированных стилей родительской заботы, наличие которых является результатом бессознатель-ного копирования моделей родительской любви от своих родителей, Е. Ейдемилер, В. Юстицкис и Л. Берг Кросс отмечают, что такие деформации в семье наблюдаются из поколения в поколение. Вероятность деформации дет-ско-родительских отношений высока как в полных семьях, так и в неполных [4].
Полностью избежать противоречий в семье невозможно. Потому что в браке сходятся разные люди, с разным видением мира, со своими психоло-гическими и биоритмическими характеристиками, различными опытом вос-питания.
Все это приводит к недоразумениям, волнениям, раздражительности, конфликтам. К этому можно добавить и то, что для каждого человека харак-терны кратковременные перепады настроения, депрессии и стрессовые со-стояния.
Конфликт «родители-дети» закономерный, как чисто человеческое явле-ние. Если исходить из исторических реальностей сосуществования поколе-ний, то возникает утверждение о том, что конфликт между ними – неотъем-лемая естественная составляющая человеческого бытия. Существенную роль в конфликте играет личная культура членов семьи. В случае ее отсутствия конфликт приобретает форму унижения, разрушения отношений: резкие слова, долговременные распри, ссоры.
Подавляющее большинство психологов, сходятся на том, что на данном этапе развития общества, семья явно не обладает той важной ролью, на ко-торую она претендовала в грядущую эпоху. К этому привели уменьшение стабильности семьи, малодетность, ослабление традиционной роли отца, сверхзанятость женщин и другие проблемы [24. С. 92].
Что все-таки сформировывает социально-психологический портрет ре-бенка из неблагополучных семей? Вначале разумно бы было рассмотреть, все-таки какие семьи являются неблагополучными. Стандартом большинства будет то, что когда мы слышим сочетание слов «неблагополучная семья», для начала прибывает нам на ум – это недостаток наличных средств, осталь-ное мы видим довольно размыто. По-настоящему, все обстоит вовсе не так. В психологии неблагополучные семьи кроме того называют дисгармонически-ми, в чем и сущность понятия – это семьи, в каких нарушены гармоничные отношения между родителями и детьми. Иными словами – нерациональное образование, недостаток удовлетворения главных эмоциональных и нрав-ственных необходимостей ребенка, ошибочное отношение и образование. Это все не проходит безнаказанно и оказывает большое влияние на малыша наихудшим образом [25. С. 50].
Таким образом, применение в неблагополучной семье одного из пред-ставленных стилей воспитания может привести к формированию у ребенка своей «искаженной» базы ценностей, взглядов и взаимоотношений, по сред-ствам которых происходит интерпретация всего окружения. Как следствие, ребенок становится бесконтрольным, запущенным и заброшенным, а роди-тели становятся образцами девиантного поведения.
Видом дисгармоничных взаимоотношений в семье кроме того нередко считается эмоциональное отвержение. Было бы неправильным считать, что об этом ребенке абсолютно не беспокоятся, как в первом случае гипоопеки, осматриваемого нами. Тут родители могут снабжать ребенка всем важным, презентовать ему подарки и беспокоиться о нем. Хотя, когда заявить точнее – сделать вид. Так как при случае эмоционального отвержения ребенок чув-ствует собственную ненадобность, недоступность эмоций в его сторону, так необходимых ему для становления. Родители имеют все шансы выдавать ре-бенку еду, игрушки, одежду, все нужное ему материально, хотя не показы-вать к нему любви и ласки, особенно, в этой ситуации дитя – поклажа, тя-гость для своих родителей. Чувственная отверженность считается спрятан-ной, порой в том числе и сами опекуны выгораживают ее перед собой. Эти дисгармоничные отношения наиболее часто встречаются порой не желаемой беременности [23. С. 92].
Наихудшим и, наверное, наиболее тяжким типом дисгармоничных взаи-моотношений считается силовое давление в открываемое родители показы-вают к ребенку физическое и психологическое силовое давление, несомненно, что у такового малыша встанут психологические трудности, проблемы, но и в одних вариантах – психологические отличия. Дети могут перенимать таким образом поведение собственных родителей, либо бить ребенка вследствие ожесточения за личные неудачи. Систематическое физическое силовое давле-ние за мелкие проступки говорит о психическом отклонении родителя, как и разумное психологическое насилие.
В ином случае в семье могут находиться апатия и жестокость. Младенец при таком раскладе увеличивается в гордом одиночестве, изолирован от иного мира, в такой семье всем «наплевать» на необходимости друг друга [15. С. 63].
Традиционно в семье с определенной формой неблагополучия ребенок претерпевает физическую и психологическую отверженность со стороны ро-дителей (недостающая забота о нем, неправильный уход и кормление, раз-ные формы домашнего насилия, игнорирование его душевного мира пере-живаний). Вследствие данных неблагоприятных внутрисемейных причин у ребенка возникают чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее. Среди внешне не-благополучных семей более распространенными считаются те, в которых один либо несколько членов зависимы от потребления психоактивных пре-паратов, прежде всего алкогольных напитков и наркотиков. Человек, испы-тывающий страдания от алкоголизма и наркотиков, привлекает в свое забо-левание всех близких людей. Вследствие этого неслучайно эксперты стали реагировать не только на самого больного, но и на его семью, признав этим, что зависимость от спиртного и наркотиков – домашняя болезнь, домашняя проблема [13. С. 84].
Жизнь детей в аналогичной семейной атмосфере становится несносной, превращает их в социальных сирот при живых родителях.
Главнейшие особенности процесса взросления детей из «алкогольных» семей заключаются в том, что дети растут с убеждением, что мир – это опас-ное место и доверять людям нельзя.
Дети вынуждены скрывать собственные истинные чувства и пережива-ния, дабы быть принятыми взрослыми; не понимают своих чувств, не пред-ставляют, в чем их причина и как поступить с этим, хотя непосредственно со-гласно с ними они строят собственную жизнь, отношения с иными людьми, со спиртным и наркотиками. Ребята переносят собственные душевные раны и опыт во взрослую жизнь, часто становясь химически зависимыми. И опять возникают те же трудности, что были в доме их пьющих родителей.
Ребята чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по не-осторожности допускают оплошности, когда не оправдывают надежды взрослых, когда открыто, показывают собственные чувства и говорят о лич-ных нуждах.
Среди явно неблагополучных семей большую группу составляют семьи с нарушением детско-родительских взаимоотношений. В них десоциализи-руются действие на детей появляются не прямо через образцы аморального поведения родителей, как это бывает в «алкогольных» семьях, а косвенно, вследствие хронических осложненных, практически нездоровых отношений между супругами, которые характеризуются отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием психологического отчуждения и господ-ством конфликтного взаимодействия [10. С. 58].
Вне зависимости от того считается ли конфликтная семья шумной, вздорными, где повышенные тона, раздраженность становятся нормой от-ношений супругов, либо тихая, где брачные отношения отмечены полным отчуждение, желание избегать любого взаимодействия, она негативно влияет на составление личности ребенка и может стать причиной разных асоциаль-ных проявлений в виде отклоняющегося поведения.
Специфическим указателем семейного благополучия либо неблагополу-чия оказывается поведение малыша. Корни неблагополучия в поведении ре-бят разглядеть просто, когда ребята растут в семьях очевидно неблагопо-лучных. Значительно сложнее сделать это применительно к тем «трудным» ребятам и школьникам, которые воспитывались в семьях абсолютно благо-приятных. И лишь пристальное внимание к анализу домашней атмосферы, в которой проходила жизнь ребенка, попавшего в «группу риска», позволяет проверить, что благосостояние было условным. На вид урегулированные отношения в семьях нередко считаются своего рода прикрытием царящего в них психологического отчуждения как на уровне брачных, так и детско-родительских взаимоотношений. Дети зачастую претерпевают острый недо-статок родительской любви, ласки и внимания из-за служебной или же инди-видуальной занятости супругов [5. С. 93].
Следствием этого семейного воспитания ребят часто становится ярко во-площенный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, проблемы общения со сверстниками и взрослыми.
Отрицательные отношения между взрослыми и ребенком формируются при неблагоприятном климате в семье, и ребенок, в знак протеста против та-ковых взаимоотношений, имеет возможность до конца, не осознавая соб-ственные действия идет на жесткие действия, порой в виде девиантного пове-дения [7].
На базе данных выводов, возможно сделать заключение о том, что наша догадка о роли родительского отношения к детям получила свое доказатель-ство. В юношеском возрасте ребенок избавляется от детской зависимости и переходит к взаимоотношениям, которые основаны на обоюдном доверии, уважении и условном, хотя непреклонно подрастающем равноправии. Во множестве семей процесс проходит негативно и принимается как вызываю-щее поведение.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы