Курсовая с практикой на тему Организация социальной защиты выпускников детских домов ( на примере Амурской области)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 5
1. Выпускники
детских домов как объект социальной защиты.. 7
1.1
Выпускники детских домов как особая категория населения. 7
1.2
Социальные проблемы выпускников детских домов. 11
2
Организационные основы социальной защиты выпускников детских домов. 19
2.1 Формы и
методы организации социальной защиты выпускников детских домов 19
2.2
Результаты исследования организации социальной защиты выпускников детских домов
в Амурской области. 26
Заключение. 32
Библиографический
список. 34
Приложение. 38
Введение:
О проблемах детей-сирот в
целом, и проблемах адаптации выпускников интернатных учреждений в частности,
сегодня говорится много и на разных уровнях.
В силу своих
индивидуальных особенностей выпускники детских домов, даже окончив
профессиональное училище, не могут самостоятельно устроиться и удержаться на
работе, теряют жилье, становясь жертвами махинаций, не могут создать
полноценную семью. Так же предоставляемые выпускникам государственные права и
льготы оказываются недостаточными, чтобы выпускники чувствовали себя
эмоционально и психологически защищёнными.
Вступление выпускника
интернатного учреждения в социум — это переход от пассивного пребывания на
государственном обеспечении и привычки полагаться на помощь окружающих к
самостоятельному обеспечению себя за счет своего труда; от жизни в среде
«своих» к самостоятельному проживанию в обществе с ориентацией на закон,
гражданские права и обязанности; определенной заданности жизни в учреждении к необходимости
делать выбор и нести за него персональную ответственность.
Этот переход – сильнейший
стресс для молодого человека, выросшего в условиях довольно замкнутого
образования, каким является детский дом. Если переход к взрослой
самостоятельной жизни будет осуществляться плавно, то он будет менее
болезненным для воспитанников.
Проблемы и особенности
выпускников детских домов рассматриваются в работах И.Б. Дермановой, Р.А.
Зобова, В.Н. Келасьева, З.А. Даниловой, Ю.Н. Саввы. Кандидат социологических
наук В.А. Абельбейсов отметил в своих научных работах, что, не смотря на
оказываемую поддержку государства, сохраняется низкий уровень социальной
адаптации, социальной и трудовой интеграции выпускников детских домов.
Правильная организация социальной защиты позволит выпускникам быстрее
адаптироваться в социум.
Заключение:
В заключении можно
отметить, что выпускники учреждений государственного попечения испытывают
проблемы с обучением, у них слабо выявляются и развиваются индивидуальные
способности. Специфика жизни в детских домах приводит к повышению уровня
заболеваемости, влияет на умственное и физическое развитие воспитанников.
Подготовка детей-сирот к
самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Федеральные
законы гарантируют права сирот на материальное обеспечение, на образование, на
профессиональную подготовку. Сложилась система содержания, воспитания и
обучения сирот в детских учреждениях интернатного типа, в частности, в детском
доме. Разработаны механизмы выявления детей, нуждающихся в попечении
государства, механизмы защиты их прав и законных интересов. Даже в нынешнее
сложное время на нужды детей-сирот выделяются необходимые средства. Система
государственного попечения охватывает практически всех детей, нуждающихся в опеке,
и создаёт материальные предпосылки для их полноценного развития и подготовки к
самостоятельной жизни. Однако трудности перехода воспитанников государственного
учреждения из специфического полуизолированного мира в самостоятельную жизнь
существовали всегда, во всех странах, где преобладала интернатная система
содержания детей-сирот.
Выпускники детских домов
чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, чаще
теряют работу или жильё, с трудом создают семью, легче становятся жертвами
суицида. То есть, вхождение в самостоятельную жизнь сопряжено с большими
сложностями и не всегда проходит успешно.
Настораживает тот факт,
что выпускники данных учреждений зачастую не имеют элементарных бытовых
навыков, не умеют строить отношения друг с другом и окружающим миром. Это лишь
часть проблемы социальной адаптации, выражающейся в неподготовленности
выпускников детских домов к дальнейшей самостоятельной жизни. Государственное
финансирование детских домов, спонсорская помощь, наличие современного
оборудования и опытный персонал в детских домах в меньшей степени влияют на
мотивацию подростков к личностному росту, приобретение ими навыков, так
необходимых в современном мире. Может поэтому, выпускники детских домов,
получив отдельное жилье, не стремятся начать самостоятельную жизнь, а,
объединившись в группы со своими товарищами, продолжают совместное проживание и
ведение общего хозяйства, получая доход от сдаваемого жилья.
Возможно, наличие
специализированных мастерских для старшеклассников в детских домах,
профориентация, приобретение таких специальностей, как секретарь, водитель, т.
е. востребованных на рынке труда, позволили бы подросткам, по окончании школы,
иметь не только образование, но и профессию. А практика на различных
предприятиях города с 16 до 18 лет способствовала бы социальной адаптации ребят
в коллективах, на рабочих местах. Мы думаем, что реальное общение со
сверстниками из обычных школ на спортивных соревнованиях, в трудовых лагерях,
на выездных мастерских помогло бы подросткам из детских домов не просто найти
новых друзей, но и дало бы возможность реализовать себя, увидеть «другой мир»,
понять огромные перспективы, открывающиеся (при желании) перед молодыми людьми.
Мы понимаем, насколько
важна тема социальной защиты выпускников детских домов, поскольку на
сегодняшний день, к сожалению, еще очень большое количество детей остается на
попечении государства, т. е. не имеет семьи. Мы надеемся что, сможем и в
дальнейшем продолжить работу над этой темой, на практике подтвердить различные
способы и методы социальной защиты в детских домах Амурской области.
Фрагмент текста работы:
1. Выпускники детских домов как объект
социальной защиты 1.1 Выпускники детских
домов как особая категория населения На сегодняшний
день адаптация к социальной среде выпускников детских домов является очень
актуальным вопросом общества. Ведь выпускники детских домов рассматриваются не
только как объекты социальной защиты населения, но и как категория в обществе,
которая представляет собой проблемную группу. Выпуск из детского дома — очень
ответственное и сложное время для молодого человека. Это некий экзамен на его
способность адаптироваться к новой обстановке, привыкать к новому укладу жизни,
устанавливать контакты с социальным окружением [7]. Социальная среда
представляет собой различные социальные группы общества, такие как семья,
учебные учреждения, друзья, учебный и производственный коллектив. Для нашей
исследовательской группы такой социальной средой становится детский дом.
Выпускники
детских домов – достаточно абстрактная формулировка. Для многих людей она
ничего не означает и не привлекает особого внимания. Ну, молодежь, как
молодежь, пусть себе живут, учатся, работают. А таких ребят выходит из стен
учреждений около 400 человек ежегодно. Они выходят и растворяются где-то среди
более 5 млн. граждан нашей страны. Выходят в большой мир. Выходят из стен,
которые были надежным укрытием, пусть не всегда идеальным, но обеспечивали
крышу над головой, питание, обучение, минимальную заботу, общение, поддержку. И
вот вокруг – только просторы взрослой жизни. А им по 14-18 лет. Кому-то из них
помогут устроиться в ПТУ и даже обосноваться в общежитии. А кому-то – нет.
Кто-то из них сможет устроиться на подработки, потому что питания в общежитии
не хватает, надо покупать одежду и реализовывать другие свои важные нужды. А
кто-то не сможет. Кто-то сможет найти родственников, а у других не получится. А
еще они влюбляются, дружат, порой доверяются случайным людям, в поисках защиты
и опоры. А также они привыкли ждать помощи извне.