Курсовая с практикой на тему Организация семейного досуга в КДУ: от традиционных подходов к инновациям
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы
организации семейного досуга в культурно-досуговых учреждениях. 7
1.1. Понятие семейного досуга
и роль его организации. 7
1.2. Культурно-досуговые
учреждения как центры организации семейного досуга 9
1.3. Опыт использования
традиционных и инновационных подходов к организации семейного досуга в
культурно-досуговых учреждениях. 15
Глава 2. Особенности
организации семейного досуга в Муниципальном бюджетном учреждении культуры
«Централизованная библиотечная система» Уссурийского городского округа. 19
2.1. Программа маркетингового
исследования. 19
2.2. Анализ направлений и
эффективности организации семейного досуга в МБУК «ЦБС» Уссурийского городского
округа. 21
Заключение. 29
Список использованной
литературы.. 31
Приложения. 33
Введение:
Актуальность темы
исследования. Развитие каждого государства и отдельной местности возможно
только при условии создания оптимальных условий культурного развития населения,
формирования и сохранения семейных ценностей. Это является важной предпосылкой
исторического развития любой нации или народности. Именно народно-культурные
корни и семейные традиции дают возможность формировать ответственное отношение
населения к своему населенному пункту, региону, стране, препятствуют выезду
граждан из государства, способствуют возрождению нации, формируют патриотизм и
т.д.
К сожалению, как подчеркивается в научной литературе,
сегодня продолжается процесс потери народно-культурных и семейных традиций,
создается критическая ситуация, в результате которой население России может
утратить ценнейшие достояния культуры и тем самым окончательно разрушить
духовную связь современников с культурными традициями. Кроме того, для
современного общества характерны и другие негативные тенденции, в частности,
разрушение семейных связей, духовное отдаление между поколениями. Все чаще
родители не имеют достаточно времени и желания проводить свободное время с
детьми, что не способствует эффективности воспитательного процесса.
Поскольку эти проблемы особенно актуальны сегодня для РФ, то
вопросам эффективной организации семейного досуга граждан должно уделяться
особенное внимание. Решение этих проблем должно быть основной задачей системы
управления культурой, как на государственном, региональном, так и на местном
уровне, а также на уровне отдельных культурно-досуговых учреждений. В
частности, эти цели являются важными задачами в рамках государственной
программы Российской Федерации «Развитие культуры», а также национального
проекта «Культура».
Для эффективной реализации семейного досуга культурно-досуговые
учреждения должны использовать современные подходы к управлению, основанные на
маркетинговых принципах, технологических инновациях. Но, к сожалению, зачастую эти
подходы не используются на практике, как по причине недостаточной компетенции
управленцев, так и по причине нехватки финансовых ресурсов и технических
возможностей. Эта проблема особенно обострилась в условиях пандемии
коронавируса и карантинных ограничений, когда работа культурно-досуговых учреждений
по организации культурного досуга населения была практически парализована. Многие
учреждения культуры оказались неготовыми к работе в новых условиях, причиной
чего стали неэффективные методы управления и недостаточное внедрение
информационно-технических инноваций.
Заключение:
Проведенное исследование показало, что учреждения культуры
на современном этапе становятся важным элементом системы семейного воспитания.
Поэтому организации семейного досуга уделяется все больше внимания при
разработке направлений деятельности различных учреждений культуры.
Традиционно семейный досуг
организовывается в рамках показа театральных представлений, при посещении
кинотеатров. Но на современном этапе реализуются и новые направления
организации семейного досуга на базе библиотек, музеев. Основными формами
организации семейно-досуговой деятельности в таких учреждениях культуры
является массовые мероприятия (в т.ч. семейные праздники), а также различные
игровые мероприятия. Их организация основана на использовании различных
методов: интерактивных, игровых, поисковых, исследовательских, проектных.
Практическое исследование в работе также проведено на
примере МБУК «ЦБС» Уссурийского городского округа. Анализ отчетов о работе МБУК
«ЦБС» показал, что работа в сфере организации семейного досуга организовывается
преимущественно в рамках общегородских праздников, тогда как в клубных
формированиях и в самой библиотеке семейные мероприятия организовываются редко.
Анкетирование пользователей библиотек МБУК «ЦБС»
Уссурийского городского округа показало, что организация семейного досуга
проводится учреждением недостаточно эффективно. Несмотря на высокую
заинтересованность пользователей в мероприятиях для семейного отдыха, их
количество 75% опрошенных считает недостаточным, а 14% респондентов вообще о
них ничего не знает. Также многие такие
мероприятия являются неинтересными для пользователей. Для значительной части
опрошенных неудобным является график работы учреждения, что ограничивает
возможности участия в мероприятиях для всей семьи.
Поэтому для совершенствования семейно-досуговой деятельности
учреждения рекомендовано: повысить информационную наполненность сайта
учреждения; оптимизировать график работы учреждения культуры (с обязательной
работой в выходные дни и вечернее время); использовато новые формы организации
семейного досуга: КВИЗы, Краеведческие среды, Квартирники, Мобильный театр,
Библионяня, Библиопродленка, проведение семейных игр между библиотеками разных
округов и т.д.
Фрагмент текста работы:
Понятие семейного досуга и роль его организации Понятие досуга на современном этапе развития социальных наук
подвергается углублению и детализации, более полному и социально
ориентированному осмыслению. Так, еще в 60-70 гг. ХХ века научная трактовка
досуга определяла его как свободное время отдыха, рекреации, периоды внерабочей
деятельности. Но сегодня досуг становится одной из важных сфер
социально-культурной деятельности, в которой происходит самореализация
творческого и духовного потенциала общества.
Исходя из этого, сегодня понимание досуга включает несколько
подходов. Основными среди них являются:
1) понятие
досуга как части внерабочего времени человека;
2) понятие
досуга как элемента образа жизни человека, как деятельности по реализации
свободного времени [1,
с. 3].
В рамках второго подхода речь идет о досуговой деятельности,
сущность которой также можно рассматривать с нескольких позиций:
1) субъективный
(личностный) подход, в рамках которого человек выступает субъектом,
организующим свой досуг (осуществляет выбор варианта времяпровождения, поиск
возможных мест для проведения досуга и т.д.);
2) объективный
(профессиональный) подход, в рамках которого досуг человека выступает объектом
управления. В данном случае идет речь о досуговой деятельности ряда
социально-культурных и других учреждений, направленных на организацию чужого
досуга. Для эффективной организации досуга важно понимать
специфические особенности досуговой деятельности:
1) действенный
мотив, то есть основным мотивом к проведению досуга в том или ином виде
является потребность в соответствующем
процессе деятельности;
2) разнообразие
досуговой деятельности по своему предмету. Так, досуговая деятельность всегда
включает несколько направлений деятельности, хотя в ней может быть четко
выделены приоритетные для человека занятия;
3) цели
и виды досуговой деятельности выбираются индивидом в зависимости от его
культурно-нравственного развития. Так, некоторые выбирают чтение книги, другие
– занятие определенным видом творчества, а третьи – компьютерные игры и т.д.