Курсовая с практикой на тему «Организация рефлексивной деятельности младших школьников в процессе формировании вычислительных умений и навыков».
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы
организации рефлексивной деятельности младших школьников в процессе
формировании вычислительных умений и навыков. 6
1.1. Понятие вычислительного навыка. 6
1.2. Содержание рефлексивной
деятельности и рефлексивных умений. 14
Глава 2. Методические основы
организации рефлексивной деятельности младших школьников в процессе
формировании вычислительных умений и навыков. 19
2.1. Возможности уроков математики для развития рефлексивных умений 19
2.2. Рекомендации по организации
рефлексивной деятельности младших школьников в процессе формировании
вычислительных умений и навыков 28
Заключение. 35
Список литературы 37
Введение:
Актуальность исследования. Особое место среди учебных
предметов в начальной школе принадлежит математике. Актуальность темы
исследования связана с тем, что математические знания, умения и навыки счетной
деятельности, включенные в содержание общественного опыта, которым овладевают
подрастающие поколения, являются одними из самых сложных.
В
соответствии с требованиями ФГОС НОО, при изучении математики в начальных
классах у детей необходимо сформировать прочные осознанные вычислительные
навыки, в некоторых случаях они должны быть доведены до автоматизма.
Именно
математика является той школьной дисциплиной, при преподавании которой имеются
широкие возможности связать обучение с жизнью. Значительная роль в этом
отношении принадлежит устному счету. Устный счет совершенствует восприятие,
мышление, речь, память. Устные вычисления требуют активного участия внимания,
удерживать в памяти числовые данные, возникает необходимость в правильном и
рациональном выборе действия, приема вычисления. Устный счет необходим для
успешного изучения математики. Так без овладения устными вычислительными
операциями нельзя овладеть письменными, которые несут в себе элементы устных
вычислений.
Процесс
овладения устными вычислительными навыками довольно сложен: сначала обучающиеся
должны усвоить тот или иной вычислительный прием, а затем в результате
тренировки научиться, достаточно быстро выполнять вычисления, а в отношении
табличных случаев сложения – запомнить результаты наизусть. Прием вычислений
складывается из ряда последовательных операций, а число операций определяется
прежде выбором теоретической основы вычислительного приема.
Значение
вычислительных навыков состоит в том, что без них учащиеся не в состоянии
овладеть содержанием всех последующих разделов школьного курса математики. Без
них они не в состоянии овладеть содержанием других учебных дисциплин, в которых
систематически используются различные вычисления.
Проблема
формирования у обучающихся вычислительных умений и навыков всегда привлекала
особое внимание психологов, педагогов, методистов, учителей. Методологическую
основу исследования составили труды отечественных педагогов-практиков М.А.
Байтовой, Т.Г. Зайцева, М.И. Моро, С.В. Сидорова, М.Ф. Шабаевой.
Вместе с тем,
практика показывает, что уровень сформированности умений и навыков устного
счета у младших школьников невысок, учащиеся часто допускают ошибки в
вычислениях, что негативно сказывается на дальнейшей учебе. У младших
школьников часто возникают трудности рефлексивного характера при осуществлении
учебной деятельности. Отсутствие самопознания, умений анализировать свои мысли,
беспристрастно оценивать свои возможности негативно влияют на процесс обучения.
Рефлексивная деятельность – одна из
актуальных проблем современной педагогики и психологии. Начиная со второй
половины XX века, учёными изучаются и разрабатываются механизмы и методы,
связанные с исследованием рефлексивных процессов (Н.Г. Алексеев, Н.И. Гуткина,
Ю.Н. Кулюткин, И.С. Ладенко, И.Н. Семенов, В.И. Слободчиков, С.Ю. Степанов и
др.).
В основе развития рефлексивных умений
лежит психологическая теория учебной деятельности и субъектный подход к
процессу становления навыков учебной деятельности (А.В. Брушлинский, В.В.
Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин), а
также педагогические исследования по проблеме рефлексии Н.Г. Алексеева, С.В.
Кондратьева, И.Н. Семёнова, Т.Ф. Ушевой, Г.П. Щедровицкого.
Цель исследования – выявить возможности организации рефлексивной деятельности
младших школьников в процессе формировании вычислительных умений и навыков.
Объект исследования – организация рефлексивной деятельности младших школьников.
Предмет исследования – организация рефлексивной деятельности младших школьников
в процессе формировании вычислительных умений и навыков.
Задачи исследования: 1. Изучить понятие вычислительного навыка.
2. Рассмотреть содержание рефлексивной деятельности и
рефлексивных умений.
3. Проанализировать возможности уроков математики для
развития рефлексивных умений.
4. Представить рекомендации по организации рефлексивной
деятельности младших школьников в процессе формировании вычислительных умений и
навыков.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и
методической литературы; изучение учебно-методических пособий, материалов и
публикаций по исследуемой теме; метод систематизации теоретического и
практического опыта использования рефлексивной деятельности в обучении
математики.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Формируя вычислительные навыки, педагог помогает школьникам
активно работать с учебным материалом, пробуждает у них стремление
совершенствовать методы вычислений и решения задач, менее оптимальные заменять
более рациональными и экономными. Овладение вычислительными навыками несет
большое образовательное, воспитательное и практическое значение для учеников
младших классов. Сформировать вычислительный навык – это значит, что для каждой
ситуации учащийся знает в каком порядке требуется исполнить то или иное действие
и каким образом это можно сделать гораздо быстрее. Процесс формирования
вычислительного навыка является длительным, его результативность находится в
зависимости от индивидуальной особенности каждого из учащихся, уровня их
подготовленности и в целом от организации вычислительной работы.
В соответствии с ФГОС НОО при получении начального общего
образования развивая регулятивные умения у учащихся осуществляется:
формирование основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности – умение применять, сохранять цели и следовать им в учебной
деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку,
взаимодействовать с педагогами и сверстниками в учебной деятельности.
С помощью рефлексивной деятельности осуществляется осознание
приобретаемых умений. Она является связующим звеном между приобретаемым знанием
и личным опытом ребёнка. Рефлексия позволяет обеспечить размышление над ходом и
результатом учебной деятельности, что способствует приобретению новых знаний и
умений.
Сформированные рефлексивные умения учащихся позволяют им
самостоятельно формулировать цели и результаты своей дальнейшей работы,
корректировать свой образовательный путь, а это в свою очередь делает их
ответственными и успешными в учебной деятельности.
Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный
путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт,
сравнить свои успехи с успехами других учеников. Процесс рефлексии должен быть
многогранным. Оценка деятельности должна проводиться не только самой личностью,
но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная
деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс,
ориентируясь на личность каждого ученика.
При правильной организации самоконтроля реализуется не только
его обучающая функция, но и стимулирующая, поскольку он побуждает ученика к
активной деятельности по преодолению собственных затруднений в обучении с целью
продвижения к намеченной цели, достижение которой соотносится с наиболее
высокой оценкой деятельности. Этап самопроверки позволяет ученику первому
определить ценность своей работы. При сравнении с оценкой ее учителем учеником
осуществляется рассмотрение подхода учителя к его деятельности, выяснение
оснований для такой оценки, а также при адекватной оценке учителем
корректировка самооценки в сторону более строгого и внимательного отношения к
самому себе и своим знаниям.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы организации
рефлексивной деятельности младших школьников в процессе формировании
вычислительных умений и навыков
1.1. Понятие вычислительного навыка
К числу
условий успешного формирования вычислительной культуры школьников относится
целенаправленная деятельность по развитию вычислительных навыков. О наличии у
школьников вычислительной культуры можно судить по их умениям осуществлять
устное и письменное вычисление, рационально организовывать ход вычислений,
следить за правильностью полученных результатов [10, c.121].
В
соответствии с мнением О.А. Ивашовой под вычислительной культурой понимается
образовательная вычислительная деятельность, направленная на личностное
развитие школьника в процессе осознанного овладения ее содержанием (знанием,
умением, навыками математического и общекультурного характера), планируемая с
учетом социальных условий и особенностей необходимой обществу культуры [11,
c.160].
Формирование
основательных вычислительных навыков у учащихся начальной школы является
основной задачей в начальном курсе математики, так как вычислительные навыки
нужны и при изучении школьных предметов (таких как химия, физика, информатика,
алгебра и геометрия), и в практической жизни. Этот процесс сложен и длителен,
его эффективность зависит от учета индивидуальных и возрастных особенностей
младшего школьника, степени его подготовки к усвоению новых навыков, а также
уровня организации преподавателем вычислительной деятельности на уроке
математики [5, c. 34].
Некоторые
авторы, такие как Е.Н. Кабанова-Меллер, Н.А. Менчинская, относят вычислительные
навыки к числу учебных навыков и указывают на то, что они функционируют и
формируются в процессе обучения [19, c.48]. Вычислительные навыки – это
часть познавательной деятельности, и они проявляются в виде учебных действий,
выполняющихся посредством определённо построенной системы операций. В
зависимости от того, как школьник овладел учебными действиями, оно может
трактоваться как вычислительное умение или вычислительный навык и
характеризуется правильностью, осознанностью, рациональностью, обобщённостью,
автоматизмом и прочностью (П. Я. Гальперин, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и
др.) [8, 23].
Как отмечает
И.И. Аргинская, вычислительный навык – это доведенный до автоматизма
вычислительный прием (другими словами система операций, последовательное
исполнение которых служит причиной появления результата действия) [1, c.12].
Автор М. А.
Бантова в своей работе охарактеризовала вычислительный навык следующим образом:
«вычислительный навык является высокой степенью овладения вычислительными
приёмами [2, c.38]. Приобрести вычислительный навык – значит, для каждого случая знать,
какие операции и в каком порядке требуется выполнить, чтобы прийти к результату
арифметического действия, и исполнить данные операции довольно быстро» [3, с.
39]. Остановимся в данной работе именно на этом определении.
Сформировать
вычислительный навык означает, что для любого случая школьник знает в каком
порядке требуется исполнить то или иное действие и каким образом это можно
сделать намного быстрее.
Нормы освоения
вычислительных навыков в начальной школе закреплены в учебных программах,
разрабатываемых на основании Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования [25, c.21].
Далее
приведём описание качеств вычислительного навыка по автору М. А. Бантовой [2,
с. 40]. Полноценный вычислительный навык обладает рядом признаков:
правильностью, осознанностью, рациональностью, обобщенностью, автоматизмом и
прочностью. Каждый критерий сформированности вычислительного навыка может быть
развит на высоком, среднем или низком уровне [4, c.18].
Правильность
– верное нахождение обучающимся результата арифметического действия над
заданными числами, т.е. правильность выбора и исполнения операций, которые
составляют приём. Правильность как показатель вычислительного навыка
характеризуется тем, что учащийся верно выбирает и исполняет операции в
предложенном задании, верно находит итог арифметического действия с
представленными числами.
Второй
показатель вычислительного навыка – осознанность. Это знание обучающимся основ
выбора операции и установление порядка их выполнения. Служит доказательством
правильности выбранной системы операций. Осознанность проявляется в том, что
обучающийся при каждом случае сможет объяснить, каким образом он решил пример и
почему именно так нужно его вычислять [27, c. 18].
Рациональность
является одним из обязательных показателей вычислительных навыков. Данный
показатель характеризуется тем, что ученик выбирает для конкретного задания
более оптимальные приемы, другими словами подбирает из возможных операций,
которыми он владеет, лишь те, исполнение которых проще остальных и быстрее
приводит к результату арифметического действия.
Несомненно,
рациональность может проявляться тогда, когда для конкретного задания
существуют разные приемы определения результата, и учащийся, применяя разные
знания, может сконструировать несколько приемов и подобрать более оптимальный.
Например,
требуется найти значение выражения 52 + 287 + 48 + 13. Сделать это можно
несколькими способами:
— выполнить действия по порядку, порой даже в столбик;
— применить переместительное свойство сложения.
Рациональность
выполнения в данном задании будет в том, что найти ответ можно устно, не
прибегая к сложным вычисления.
Обобщенность
– способность применения обучающимся приёма вычисления к большому количеству
случаев, другими словами возможность переноса этого приёма вычисления на вновь
изученные случаи. Обобщённость так же, как и рациональность, находится в тесной
связи с осознанностью вычислительных навыков, потому как общим для разных
случаев вычисления является приём, базой которого являются одни и те же
теоретические положения.
При этом,
необходимо отметить, что обобщенность и рациональность тесно связаны с
осознанностью вычислительных навыков, так как только осознав теоретические
положения при формировании навыка, ученик сможет рационально применять его в
различных случаях [26, c. 437].
Автоматизм
(свёрнутость) – выделение и выполнение операций быстро и в свёрнутом виде, но
при этом обучающийся всегда может объяснить выбора системы операций. Высокая
степень автоматизации должна присутствовать в табличных случаях решения.
Прочность –
сохранение сформированных вычислительных навыков обучающимся на долгое время. В
противном случае он никогда не сможет достигнуть высокого уровня умений и
навыков в большинстве изученных тем, так как с возрастом их количество
увеличивается. Чтобы в памяти были сохранены сформированные вычислительные
навыки, необходимо создать условия, при которых учащиеся постоянно закрепляли,
повторяли ранее усвоенные приемы вычислений и устанавливали новые связи с
изучаемым материалом [28, c. 52].
Далее
представлены уровни сформированности вычислительных навыков у учащихся
начальной школы в соответствии с каждым критерием [22, c.56].
1.
Правильность. При наличии высокого уровня сформированности учащийся верно
определяет результат арифметического действия с представленными числами. При
наличии среднего уровня учащийся иногда допускает ошибки в промежуточных
операциях.