Курсовая с практикой на тему Организация работы современных сетевых изданий на примере Утро.ру
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАГМАТИКА НОВОСТНОГО ДИСКУРСА 6
1.1. Коммуникативно-прагматические интенции создателей медиа-текстов 6
1.2. Прагматика композиционной структуры новостного текста 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНТЕНТА ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЯ «УТРО.РУ» 14
2.1. Психолингвистика речевого воздействия: типы и способы 14
2.2. Особенности представления новостей в интернет-издании «Утро.ру» 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Введение:
Сегодня интернет-пространство является популярной площадкой для деятелей разных профессий. Это касается и журналистики. Многие профессиональные журналисты используют онлайн-площадки социальных сетей для выражения собственного альтернативного мнения. Интернет выступает основной площадкой среди профессионального сообщества. Зачастую материалы одной той же тематики могут отличаться степенью оценочности, свободой выражения мнения и особенностью подачи контента. Интернет-пространство на сегодняшний день одно из мест, где нет жёсткой цензуры. У каждого человека с выходом в интернет есть возможность узнать, что думает автор на заданную тему без учёта рамок издания, в котором он работает. Российский сегмент интернета в данном случае выступает площадкой для выражения мнений. Таким образом, интернет-издания в какой-то мере решают проблему свободы журналистики в России.
Актуальность исследования заключается в изучении новостного контента интернет-изданий в контексте многовариантной повестки дня, где мнение автора играет первостепенную роль и чаще всего отличается от общей информации по теме, которая публикуется в СМИ.
Объектом исследования является новостной контент интернет-медиа как альтернативная повестка дня. Зачастую журналист может позволить себе написать о личных наблюдениях в рамках рассматриваемой темы, высказаться по поводу актуальных проблем или раскрыть инфоповод через призму своего восприятия.
Предметом работы является процесс и результат формирования и представления новостного контента журналистами интернет-издания «Утро.ру».
Цель исследования: особенности функционирования интернет-издания «Утро.ру» в современном медиапространстве.
Задачи работы:
исследовать процесс зарождения интернет-журналистики России и выявить предпосылки возникновения социальных сетей;
выявить особенности представления новостного дискурса в традиционных и интернет-медиа;
провести анализ деятельности СМИ «Утро.ру» в предоставлении новостного материала;
выявить своеобразие подачи новостного материала журналистами интернет-издания «Утро.ру»;
определить и проанализировать особенности формирования и представления новостного контента журналистами интернет-издания «Утро.ру».
Теоретическую базу исследования составили работы в области массовых коммуникаций, журналистики, средств массовой информации таких авторов как И.Д. Фомичева, С.М. Виноградова, Г.С. Мельник, Е.Л. Вартанова, А.А. Калмыкова, Л.А. Коханова и др.
Говоря о степени научной разработанности темы, стоит сказать, что все работы посвященные интернет-журналистике, коммуникациям и современным технологиям только косвенно связаны с исследованием. Полностью проблема свободы журналистики в интернете и предмет социальных сетей как способ выражения, не раскрыта. Но теоретические работы по истории интернет-журналистики, массовых коммуникаций, могут помочь в анализе предмета исследования данной работы.
Научная новизна исследования обусловлена отсутствием обращений к указанной проблеме в современных научных исследованиях.
Эмпирическую базу составили материалы официальной интернет-страницы издания «Утро.ру».
Основными методами исследования были: анализ, сравнение, систематизация, обобщение теоретических данных.
Практическое значение работы состоит в том, что ее материалы и результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях, посвященных заявленной проблематике.
Структура исследования обусловлена его целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В системе жанров, используемых информагентствами, видное место занимают информационные материалы. Это обусловлено тем, что главная задача информагентств — создавать поток информации, из которого потребители будут выбирать материалы не по направленности журналистского представления, а прежде всего по теме и дате поданного факта. Поэтому главные информационные ленты агентств формируются преимущественно текстами информационного жанрового воплощения.
Информагентства для своих сообщений используют традиционные информационные жанры, в определенной степени видоизмененные с учетом особенностей деятельности информагентств. Увеличение количества способов распространения информации, что связано, прежде всего, с выходом информационных агентств во всемирную сеть Интернет, активным использованием новейших информационно-коммуникационных технологий, создало возможность расширить жанровую палитру. Художественные жанры для сообщений информагентств сегодня не характерны.
К основным жанрам информационных материалов принадлежат заметка во всех ее разновидностях (заметка-сообщение, заметка-комментарий, заметка-изложение, расширенная заметка, анонс), молния, срочная новость, расширенная информация, информационное интервью, жанры статистической информации. Главной формой представления информации в работе информагентств является заметка.
В основе качественно подготовленной заметки или любого другого сообщения информагентства лежит социально значимая информация.
Основными требованиями к материалам информационных жанров являются: информационность, оперативность, актуальность, общественная значимость, правдивость, фактологическая точность, краткость, лаконизм, выразительность, простота, ясность, декодированность, релевантность.
Система жанров материалов информационных агентств не является статичной.
Ярким примером освоения журналистами новых форм представления материалов можно считать сегодня активное применение социальных сетей, что является одним из новейших способов коммуникации и приобретает популярность с развитием компьютерных технологий.
Мастерское использование потенциала социальных сетей, удачное наполнение информационных продуктов, а также способность постоянно их расширять, обновлять и инновационно совершенствовать, реагируя на потребности потребителей, являются предпосылками успешной деятельности каждого современного журналиста, залогом его конкурентоспособности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПРАГМАТИКА НОВОСТНОГО ДИСКУРСА
1.1. Коммуникативно-прагматические интенции создателей медиа-текстов
Отражая действительность, журналистика сталкивается с основополагающими проблемами наблюдения. Как пишет немецкий исследователь З. Вайшенберг в работе «Новостная журналистика», «наблюдение опирается на различия, которое направляет взгляд на одну сторону явления, оставляя без внимания другой. Даже если и были выслушаны обе стороны (audiatur et altera pars), как этого требуют профессиональные правила, новостная журналистика по определению остается «односторонней» . И эта «односторонность» обусловлена несколькими факторами.
Прежде всего речь идет о «повестке дня» информационной журналистики, то есть о выборе тем, событий, которые станут или не станут новостями, объеме их освещения. Методы изображения событий, признает З. Вайшенберг, имеют унифицированные формы. «Очевидно, что новостная журналистика в своем выборе руководствуется стереотипно определенными критериями релевантности события. Среди них можно назвать, например, продолжительность какого-то конфликта, степень известности участников и ее пространственную удаленность» .
Исследователь, с одной стороны, согласен, что эти критерии являются относительными и, что они находятся в очевидном конфликте с абсолютными критериями качества новостей: реальностью (привязка к конкретному событию), объективностью (средство) и истиной (цель журналистского сообщения), ссылаясь на Уолтера Липмана, что «новости и истина не то же самое». С другой стороны, З. Вайшенберг информационную журналистику оставляет в рамках инструментальной сферы, деликатно и бегло замечая, что журналистику обвиняют в «якобы искажении действительности». «Суть обвинений заключается в том, что журналисты вроде односторонне сосредотачиваются на освещении драматических событий и насилия, предпочитают одним странам или регионам и забывают о других, уделяют слишком много внимания общественной элите, создают стереотипы об общественных меньшинствах и маргинальных группах и продуцируют мифы об общественной реальности и поведении людей. Таким образом, утверждается, что «медийная реальность» — это одно, а общественная действительность — это другое, потому журналистика не является объективной » . Возникает вопрос: почему журналистика искажает и редуцирует информационную картину мира?
Специалисты в области масс-медиа признают, что новостная журналистика имеет достаточный инструментарий как для конструирования действительности, так и для манипуляции, в частности методами фильтрации и фрейминга . Так, контроль-фильтрация информации является сознательным препятствием со стороны медиаструктурах в доступе к информации. Приведем пример контроля новостей со стороны корпорации ВВС. Директор Института медийных исследований Стерлингского университета (Шотландия) профессор Филипп Шлезингер, рассказывая о своем изучения службы новостей ВВС «изнутри», пока собирал материалы для книги «Сводя реальность вместе: новости ВВС» (1978), констатировал, «что уровень принятия решений выше, чем от головы новостной службы ВВС, был недосягаем для его анализа. То есть, исследователю не удалось отследить роль руководства корпорации в этом процессе. Почти совсем исследована и предыдущая стадия – определение, какие мировые новости будут в распоряжении новостных служб телевизионных сетей для дальнейшей их обработки » . Этот процесс фильтрации информации, как утверждает Дж. Мак-Нелли, происходит и на макро-, так и на микроуровне, то есть как внутри самих СМИ (корреспонденты, редакторы информационных агентств, редакторы конкретных СМИ) так и вне их, как на глобальном уровне, так и на региональном.
Другой британский журналист Ник Дейвис, автор книги «Новости плоской Земли», на примере работы ряда ведущих мировых СМИ аргументировано доказывает, что информационная журналистика, избегая анализа, не проверяя фактов, фрагментаризируя действительность, искажает представление человека об окружающем мире и о том , что действительно в нем происходит. Кроме того, он опровергает абсолютность базового элемента новостной журналистики – идею объективности. «Грандиозным мифом-блокбастером современной журналистики является объективность, идея, хорошая газета, телеканал или радиостанция просто собирает и воспроизводит объективную правду. Это классическая сказка о плоской Земле, в которую все верят и которая полностью лишена реальности. — говорит Ник Дэйвис. – Этого никогда не было и никогда не будет, потому что этого быть не может. Реальность существует объективно, однако каждая попытка зарегистрировать правду о ней всегда и везде включает в себя выбор» . Выбор темы, фактов, стиля, языка, заголоВК, фотографии – все это или самостоятельный выбор журналиста, или выбор редакции определенного СМИ.
Очевидно, что специалисты в области масс-медиа вполне осознают относительность критерия объективности, предлагая вести дискуссию «о функции объективности в контексте техники медиа» , которую понимают как метод. «Это не имеет ничего общего с отражением действительности; — пишет З. Вайшенберг – речь идет о журналистских приемах в наблюдении за событиями и их описанием. Среди них сопоставление двух источников и привязка высказываний к конкретному лицу» . Поэтому структурирование сообщения по модели перевернутой пирамиды, где журналист сам определяет, что считать главным фактом, а что второстепенным; цитирование, выбор жанра — все это лишь методологические средства объективности. «При этом речь идет не столько о нахождении истины, сколько о применении определенных профессиональных и институциональных приемов, которые ориентируются на формальные признаки, организационные структуры и стереотипы поведения действующих лиц» . Поэтому можно только попробовать договориться о «приемлемом освещении событий». «Если понимать объективность как интерсубьективную договоренность о типе устройства действительности, на который опирается журналистика, то в основе такой объективности лежат не критерии истины или приближенности к реальности, а такие относительные понятия, как убедительность, надежность и полезность» .
По моделированию медийной реальности специалисты сходятся во мнении, что «производство новостей» происходит согласно критерию информационной «ценности новостей», вида СМИ, его редакционной политики и позиции на медиарынке, что позволяет ответить на вопрос, почему СМИ освещают либо не освещают те или иные события. Поэтому «медиа, как и люди, создают определенную картину мира, причем конструирование действительности происходит, очевидно, в соответствии с теми же механизмами, которые составляют основу мировосприятия человека» . А это такие факторы, как селективное наблюдение за внешним миром (на что-то мы обращаем внимание на то — нет); абстрактное уступает конкретному (лицу, или персонализированным событиям) на драматические, эмоционально окрашенные объекты и события психика реагирует быстрее, чем на нейтральные; географическая или психологическая близость в том, что затрагивает личную рецепцию человека. Собственно по такой схеме и работает фабрика производства новостей, согласно которой «если собака покусала человека» — это новость низкой информационной ценности, а «человек покусала собаку – новость с высокой информационной ценностью».
На селекцию информации, кроме указанных выше факторов, влияющих прежде всего, «значение» новостей (то есть их важность, масштабность, последствия) и «интерес публики». Как пишет З. Вайшенберг, для «жестких новостей» на первом месте стоит значение информации, для «мягких» — интерес публики. С последними, по нашему мнению, в отечественном медиапространстве существует значительный дисбаланс, когда общественная актуальность, значимость информации уступает атракционности новостей. «Интерес публики» или «человеческий / эмоциональный аспект события» составляют: трагедия; напряжение / ощущение неуверенности; курьезность / необычность; борьба / конфликт; юмор / шутка; романтика; симпатия; возраст; секс / любовь; наука / прогресс; приключения / риск; животные . Поэтому новости информационного жанра переходят в развлекательный формат, точнее в гибридный жанр «инфотейнмент» (information + entertainment, информация + развлечение), который моделирует не вполне адекватную реальность. Более того, спекуляция аттракционными средствами упрощает восприятие событий, когда, например, об авариях, катастрофах рассказывают в форме «мягких» новостей, разрушает адекватное восприятие мира; размывает матрицу ценностных ориентаций, релятивизирует экзистенциальные аспекты бытия человека. И аргументы поклонников жанра инфотейнмент, что, мол, количество читателей газет в мире сокращается, поэтому необходимо искать новые способы привлечения их внимания, неубедительны. Ведь основная цель такого типа новостей – увеличить долю аудитории и доходы от рекламы, поднять рейтинги СМИ.