Курсовая с практикой на тему Организация работы с природными материалами на уроках технологии в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ 5
1.1. Методика обучения технологии в начальной школе 5
1.2. Природные материалы на уроках технологии 16
1.3. Значение обучения школьников работе с природным материалом 19
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 22
2.1. Подготовительный период к урокам технологии в начальной школе с использованием природных материалов 22
2.2. Экспериментальное изучение влияния применения природных материалов на развитие пространственного мышления школьников 27
2.3. Методические рекомендации по работе с природным материалом 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 48
Введение:
Подготовка подрастающего поколения к трудовой деятельности, нравственное и социальное становление личности является одной из главных задач всего общества, в частности, системы образования. Как указывал П. Подлясий, «до сих пор не существует научной теории, позволяющей анализировать все причины обучения, в то же время нет иного пути, кроме как медленно и поэтапно подходить к созданию непротиворечивой картины всех причин, влияющих на ход дидактических процессов» [19].
Потребность общества в творчески активной, свободно мыслящей личности, умеющая решать различные задачи и создавать нечто новое, продолжая развитие науки и техники – несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа, где особое место может занять предмет «Технология». Лежащая в его основе предметно-практическая деятельность по своему психолого-педагогическому механизму обладает наиболее заметным развивающим потенциалом, особенно по отношению к детям младшего школьного возраста.
С введением ФГОС меняются требования к современному уроку. Ученик становится главным деятелем на уроке, который сам формулирует тему и цели урока, осуществляет учебные действия, контроль, коррекцию и даже дает оценку своему труду. Дифференцированный подход к учащимся на уроках технологии открывает большие возможности для более качественного усвоения программного материала. Он осуществляется на всех этапах урока технологии [20].
В последнее время в современном обществе появилась тенденция к увеличению интереса к природным процессам, материалам и к природе вообще. Это направление захватило практически все сферы жизни и деятельности общества, включая систему образования. И применение данного материала хорошо реализуется на уроках технологии. Работа с природным материалом включает в себя большие возможности сближения ребенка с родной природой. Помогает воспитывать и развивать заботливое и бережное отношение к ней, а также, формирует первые трудовые навыки [17].
Цель исследования – изучение организации работы с природными материалами на уроках технологии в начальной школе.
Объект исследования: природные материалы.
Предмет исследования: применение природных материалов на уроках технологии в начальной школе.
Гипотеза исследования – использование природных материалов на уроках технологии в начальной школе будет способствовать развитию мелкой моторики рук, пространственному мышлению и пробуждению у учащихся интереса к творчеству и в трудовой деятельности.
Задачи исследования:
• изучить теоретические аспекты организации работы с природными материалами на уроках технологии;
• рассмотреть подготовительный период к урокам технологии в начальной школе с использованием природных материалов;
• провести экспериментальное изучение влияния применения природных материалов на развитие пространственного мышления школьников;
• подготовить методические рекомендации по работе с природными материалами на уроках технологии в начальной школе.
Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались теоретические и эмпирические методы: системный анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, эксперимент, обработка данных, полученных в ходе эксперимента.
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Важную роль в развитии детей играет начальная школа. В ней формируются умения наблюдать и анализировать, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, критически оценивать деятельность свою и одноклассников. В ней же закладывается психологическая основа, которая способствует развитию воображения, фантазии, творческого мышления; воспитывается любознательность, самостоятельность, активность, инициативность. Включение младших школьников в посильную трудовую деятельность на уроках технологии создает благоприятные условия для развития учащихся. Основная задача уроков технологии с использованием природных материалов – развитие мелкой моторики рук и пробуждение у учащихся интереса к творчеству и в трудовой деятельности.
Работа с природными материалами на уроках «Технологии» позволяет развивать и воспитывать активную личность, проявляющую интерес к художественному творчеству и желание трудиться; помогает: активизировать наблюдательность, внимание и воображение ребёнка, развивать чувство формы, глазомер и цветоощущение, развивать мелкую моторику рук, а также сформировать целостное представление об окружающем мире. Работа с природным материалом – это полезное занятие, в процессе которого развивается пространственное воображение, внимание, память, сообразительность, творческое мышление, сенсомоторика рук, любознательность. На примере рассматриваемых объектов учит детей творческому подходу к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать свою деятельность, разбивать задачи на подзадачи.
Следует отметить, что изготовление проектов на уроках технологии с использованием природных материалов способствует раскрытию тех сторон индивидуальности ребенка, которые слабо прослеживаются на уроках по другим учебным предметам.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
1.1. Методика обучения технологии в начальной школе
Начальная школа – совершенно особая ступень в системе школьного образования, заслуживающая более высокого статуса и внимания к себе со стороны специалистов и политиков в силу возложенной на нее миссии в интеллектуальном, умственном, социальном, физическом и нравственном развитии детей и роли при определении их дальнейшего образовательного пути [16]. Именно в начальной школе закладываются основы знаний и умений, которые ребенок будет преумножать и развивать в дальнейшем.
Основными линиями развития ребенка в начальной школе являются:
• линия формирования учебно-познавательной деятельности ребенка;
• линия овладения учебным материалом, формирования умений свободного перехода от учебной к неучебной деятельности;
• линия социальной и социально-психологической ориентации в действительности.
Отсюда вытекают целевые ориентиры, которые определяют содержание и направленность всего процесса обучения и воспитания:
• целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
• работоспособность и готовность к самостоятельным решениям в ситуации выбора [26].
В настоящее время общество выдвигает новые требования к трудовой подготовке школьников. Основной целью школьного обучения становится формирование творческой, продуктивно мыслящей личности, владеющей универсальными учебными действиями, взаимосвязанными способами преобразующей деятельности [9].
Уроки практического труда в школе традиционно считаются специфическими. В соответствии с многолетней традицией их особенность