Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Организация проектной деятельности на уроках русского языка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 6
1.1. Специфика технологии проектов 6
1.2. Виды проектов на уроках русского языка 10
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ПЯТОМ КЛАССЕ 13
2.1. Методические основы использования технологии проектов на уроках русского языка 13
2.2. Структура учебного проекта 16
2.3. Дидактические материалы к организации проектной деятельности на уроках русского языка в пятом классе 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования заключается в том, что по данным современных исследований, в век доступной визуальной информации у детей недостаточно развит интерес и привычка к чтению. Современные дети очень мало читают, предпочитая книге компьютерные игры, просмотр видеофильмов.
Книга играет огромную роль в духовном развитии человека, особенно в школьном возрасте, когда происходит процесс интенсивного становления личности.
Когда человек мало читает или перестает вообще читать – это приводит к снижению уровня грамотности. В настоящее время в нашем обществе идет процесс падения уровня читательской культуры, что особенно наблюдается у детей и подростков.
В то же время в средней школе существует противоречие между необходимостью развития познавательного интереса к русскому языку и количеством времени, отведенного на уроки русского языка. Поэтому одна из задач учителя – научить ребенка пользоваться книгой как источником знания и информации, тем самым способствовать развитию познавательного интереса к русскому языку. И очень важно привить ребенку желание читать и не только читать учебную литературу, которую задают по программе в школе, а еще и дополнительную, которая будет связана с интересами ребенка.
Такой вид деятельности в средней школе, как проектная деятельность, позволяет решить целый ряд чрезвычайно важных задач, таких, как:
1. Обеспечить средних школьников благоприятными условиями в школе;
2. Улучшить условия для развития ребенка;
3. Учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Общепринято, что современного человека должны отличать ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к динамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам, новый тип функциональной грамотности. Формирование этих социально значимых качеств и призвана решить проектная деятельность.
Сегодня проектная деятельность учащихся всех классов — неотъемлемый атрибут их школьной жизни. Но почему-то считается, что учащиеся средней школы еще не готовы заниматься проектной деятельностью, что у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Возможно, такое мнение сложилось из-за того, что с средними школьниками заниматься проектной деятельностью достаточно сложно (и физически и морально) для самих педагогов.
Уже в средней школе дети вовлекаются в разработку, выполнение, презентацию проектов. Конечно, чем младше дети, тем более «облегченный» вариант проектной деятельности им предлагается. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и потому возбуждение сил ученика и его желание работать над другим проектом. Силы ребенка невелики — пусть невелики будут и его дела, но пусть это будут все-таки полезные дела.
Также проектная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (не считая учебной деятельности на уроке), в которых реализуются задачи воспитания и социализации учащихся. В зависимости от этого само мероприятие используется как форма воспитательной деятельности, в которой объединены способы организации, включающие задачи, цели, содержание, методы и приемы. Совокупность данных факторов обусловливает актуальность темы исследования.
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса средних школьников на уроках русского языка.
Предмет исследования: формы организации проектной деятельности, способствующие развитию познавательного интереса на уроках русского языка.
Цель исследования: выявить условия реализации форм проектной деятельности детей среднего школьного возраста на уроках русского языка.
Поставленная цель обусловила такие задачи исследования:
1. Рассмотреть содержание основных понятий исследования: «проектная деятельность», «интерес».
2. Определить ключевые проблемы формирования интереса средних школьников на уроках русского языка.
3. Подобрать диагностические методики для выявления уровня развития познавательного интереса средних школьников.
4. Осуществить отбор и практическую реализацию проектных методов.
5. Охарактеризовать результаты использования проектов на уроках русского языка в средних классах.
Гипотеза исследования состоит в том, что использование проектных методов обучения будет способствовать формированию интереса к русскому языку у средних школьников.
Методы исследования: анализ педагогической литературы, разработка рекомендаций.
Практическая значимость: результаты исследования могут использоваться для создания оптимальных психолого-педагогических условий, стимулирующих проведение проектной деятельности средних школьников.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Использование проектных форм обучения в школьной образовательной практике является мощным дополнительным фактором, способствующим активизации мотиваций у обучаемых подопечных. Средний этап школьного обучения является одним из тех экспериментальных площадок, где данная образовательная технология может быть внедрена с максимальной успешностью и минимальными шансами на неудачу. Как правило, для детей, лишь недавно окончивших дошкольный этап своего обучения, одной из важнейших сфер любой продуктивной деятельности является игра и различные её формы. Этот фактор является неотъемлемой составляющей частью общей карнавализации как одной из ключевых характеристик, формирующих культурный срез человеческой жизнедеятельности. Через игровые элементы занятия формируется желание постигать текстовые умения и навыки в дальнейшем, на основе полученных знаний сформулировать собственные высказывания. Такая работа очень важна и оказывает непременное влияние на будущее всестороннее развитие школьника, в частности, в сфере гуманитарного знания.
В средней школе, на наш взгляд, эффективнее использовать не индивидуальные, а групповые проекты. Преимущества групповых проектов: у участников проектной группы формируются навыки сотрудничества; проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне; каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы; в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Целью практического этапа является качественное и правильное выполнение поисково-исследовательских операций, контроль и самооценка работ. Работа обсуждается и выполняется, делаются замечания, добавления, корректировки. На этом этапе дети защищают свои проекты. Все учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы одноклассников, производят самооценку проекта. Одной из особенностей применения метода в средней школе является то, что учащиеся только приступают к поисково-исследовательской работе. Они не всегда правильно работают с литературой (не могут выделить главное, сделать обобщения). Учитель может давать список дополнительных источников информации, в которых данная проблема рассматривается коротко, доступно. На первых порах обучения список может составлять 3—4 источника.
Начинать вовлекать средних школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Ведь именно в среднем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся. Для проекта требуется личностно значимая и социально значимая проблема, знакомая средним школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики средней школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, одноплановы. Темы детских проектных работ эффективнее выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

1.1. Специфика технологии проектов
Проектная деятельность упоминается в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения и рассматривается как один из главных видов деятельности в средних классах, которая так же, как и учебная деятельность, направлена на достижение учащимися образовательных результатов.
В настоящее время в учебной деятельности существует огромное количество различных мероприятий, которые педагог может использовать для достижения определенных воспитательных целей [8, с.25].
Проектная деятельность, как правило, дополняет обычный урок, предоставляет возможность расширять кругозор, развивать творческую деятельность и воображение ребенка.
Существуют различные виды проектной деятельности. При этом многие виды и направления учебной деятельности тесно связаны между собой.
Например, некоторые виды деятельности могут совпадать со многими направлениями (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).
Это позволяет сделать вывод, что все направления проектной деятельности являются частью содержания, которое необходимо использовать при разработке соответствующих образовательных программ, а реализацию конкретных форм проектной деятельности основывать на видах деятельности [7,с.5].
Важным качеством педагога является умение организовать взаимодействие с детьми, а также между детьми, и способность, в тоже время, управлять их деятельностью.
Проектная деятельность организуется как непосредственное взаимодействие педагога и учащихся. Поэтому педагог должен уметь не только решать теоретические педагогические задачи, но и воплощать их в непосредственном взаимодействии с детьми.
Учеными отмечается, что деятельность человека всегда связана с деятельностью другого человека, при этом выделяются такие типы этого взаимодействия: деятельность
а) коллективная;
б) обслуживание;
в) управление;
г) игра, конфликт.
Любопытно, что во взаимодействии педагога с детьми проявляются практически все эти формы [12, с. 125].
Сотрудничество – это не просто взаимодействие учителя и учащихся, но это еще и способность организовать совместную творческую деятельность с помощью определенных принципов, которые выстроены в систему.
К ним можно отнести увлеченность ребят перспективой совместной деятельности; определение общих подходов к будущей деятельности; поиск оптимальных вариантов решений; коллективное обсуждение плана предстоящей деятельности; обсуждение точки зрения каждого учащегося; диалогичность процесса обсуждения и результатов совместного творческого процесса; обеспечение возможности самовыражения каждого из участников творческого процесса [9, с. 127].
Также, при организации проектной деятельности средних школьников педагогу необходимо учитывать то, что дети особенно восприимчивы к новому знанию и новой информации. Педагог должен поддержать этот замысел, обеспечив используемыми формами учебной деятельности достижение результата.
Например, в программно-методических документах ФГОС среднего общего образования различными учёными (Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов, П.В. Степанов и другие) описываются требования к организации учебной деятельности. Одним из главных является положение о классификации результатов учебной деятельности трёх уровней, а также положение о взаимосвязи результатов и форм учебной деятельности, в которых раскрываются формы организации различных видов деятельности учащегося.
В свою очередь, самыми ценными для учителей средних классов являются положения, в которых раскрываются особенности организации проектной деятельности в средних классах.
Необходимо обратить пристальное внимание на некоторые организационные вопросы, которые касаются непосредственного проведения проектов в средних классах.
На нестандартных занятиях учащиеся не только закрепляют материал, который уже изучили на предыдущих уроках, но и узнают много нового и интересного, что до этого они еще не знали. Средний школьный возраст предполагает, что вся новая информация будет дана по частям. Поэтому в средних классах необходимо одной и той же теме посвящать не меньше двух занятий.
Средним школьным возрастом учеников можно объяснить многие другие особенности. Между занятиями, например, не желательно делать большой перерыв (рекомендуется не более недели), так как домашние задания учащиеся, как правило, выполняют впервые дни после учебного занятия. Учащиеся с нетерпением ждут следующей встречи, так как им не терпится поделиться с учителем и друг с другом своими впечатлениями и мыслями о прочитанном произведении. Благодаря этому создается благоприятный настрой для проведения нового занятия, и откладывать следующее занятие на долгое время не рекомендуется, так как это нецелесообразно, с точки зрения возрастных особенностей школьника.
Исходя из этого, учитель должен выстроить план своей работы по одной и той же теме как систему связанных между собой занятий, следующих друг за другом без большого перерыва. На проведение «минуток поэзии», различных викторин и т.п. необходимо отводить не более 10-15 минут, а на другие формы отводить большее время, но не более 45 минут [20, с.206].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы