Курсовая с практикой на тему Организация проектной деятельности на уроках окружающего мира
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 6
1.1. Характеристика понятия «проектная деятельность» 6
1.2. Особенности организации проектной деятельности в начальной школе 10
1.3. Педагогические условия организации проектной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО – ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 19
2.1. Оценка уровня сформированности умений осуществлять проектную деятельность у учащихся 2 класса 19
2.2. Организация проектной деятельности учеников второго класса 25
2.3. Оценка уровня сформированности умений осуществлять проектную деятельность у учащихся 2 класса 27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 43
Введение:
Согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в системе образования необходимо организовать освоение обучающимися опыта проектной деятельности [30].
В практике современной российской массовой школы формирование опыта осуществления проектной деятельности школьников происходит либо при выполнении проектов, осуществляемых на специальных внеурочных занятиях, либо на уроках в рамках освоения предметного содержания. При этом учитель, как правило, не ставит цели сформировать проектные компетенции школьников и результатом такого обучения является только предметный продукт, а также освоение информационного материала предмета [12].
Содержание интегративного курса «Окружающий мир» дает детям широкую панораму природных и социальных явлений как компонентов единого мира. В процессе усвоения знаний о природе, человеке, обществе младшие школьники учатся постигать многообразие мира, причинно-следственные связи в системах «Природа — Человек» и «Человек — Общество». В то же время они включены в различные виды деятельности (аналитическая и синтетическая деятельность, наблюдения, постановка экспериментов, исследования, творческие и проектные мероприятия, моделирование, работа с различными источниками информации, практическая работа, мероприятия по оценке достигнутых результатов, работа в группах и индивидуально и т. д.), что в конечном итоге способствует формированию УУД и достижению метапредметных результатов [30].
Сущность и содержание проектной деятельности раскрывают в своих трудах такие ученые, как Дж.Дьюи, Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В. Моисеева, А. Е.Петров, М.Г.Лапердина, М.М.Морозова, И.И.Петрова, и другие.
Интересны также работы, раскрывающие особенности использования метода проектов в работе с младшими школьниками (И.И.Баннов. Е.Ф.Бахтенова, О.А.Гребенникова, Н.А.Гордеева, Н.В.Гузенко, Н.М.Конышева, Р.П.Корсун, Н.В.Матяш, С.В.Попова, Н.А.Романова, B.Д. Симоненко, О.Н.Хижнякова, Н.В.Черненко и др.). Однако в данных исследованиях недостаточно изучены все потенциальные возможности проектной деятельности на уроках окружающего мира.
На основании вышесказанного можно обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия организации метода проекта на уроках окружающего мира?
Цель исследования – оценить влияние проектной деятельности на развитие интереса к предмету у младших школьников на уроках окружающего мира.
Объект исследования – проектная деятельность в образовательном процессе
Предмет исследования – использование проектной деятельности на уроках окружающего мира
Гипотеза исследования. Выдвинуто предположение о том, что использование проектной деятельности на уроках окружающего мира может эффективно развивать у младших школьников интерес к изучению окружающего мира и умения осуществлять проектную деятельность самостоятельно, при соблюдении следующих условий:
1. соблюдение цепочки последовательных действий; обеспечение стимулирования самодеятельности детей и реализации ими активной созидательной позиции,
2. в процессе обучения целенаправленно и систематически использовать проектную деятельность, которая ставит младшего школьника в позицию активного субъекта познавательной деятельности.
Задачи исследования:
1. изучить сущность проектной деятельности и особенности ее использования в образовательной деятельности младших школьников,
3. определить педагогические условия организации проектной деятельности на уроках окружающего мира,
4. экспериментальным путем определить влияние проектной деятельности на формирование у младших школьников знаний об окружающем мире.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
— теоретические: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучение материалов и публикаций по поставленной проблеме;
— эмпирические: наблюдение, тестирование, моделирование педагогических ситуаций, педагогический эксперимент по определению эффективности использования метода проектов, качественная и количественная обработка результатов экспериментальной работы.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что предлагаемые условия использования проектной деятельности в образовательном процессе на уроках окружающего мира могут применяться педагогами. Это расширит сферу применения накопленного практического опыта.
Исследование проходило на базе МБОУ города Иркутска СОШ № 7, в котором принимали участие 40 учеников 2 «А» и 2 «В» классов.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Заключение:
Проектная деятельность обучающихся представляет собой совместную учебную и познавательную, и при этом одновременно — творческую дельность, у которой должна быть цель, определенные методы и способы деятельности, направленные на получение конечного продукта.
Использование проектной деятельности на уроках окружающего мира предполагает: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов; корректировка; выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта, пр.). Типология проектов самая различная: исследовательский, творческий, игровой, практико-ориентированный.
Основная цель проведенного исследования заключается в оценке влияния проектной деятельности на развитие интереса младших школьников к изучению окружающего мира. Согласно данным задачам, эксперимент осуществлялся в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На основе анализа соответствующей литературы, оценка уровня сформированности умений осуществлять проектную деятельность у младших школьников проводилась по следующим критериям:
1. Практическая готовность является основным критерием оценки уровня формирования умений.
2. Мотивация в отношении научно-исследовательской деятельности.
3. Проявление творческого потенциала при осуществлении проектной деятельности.
4. Проявление самостоятельности при осуществлении проектной деятельности.
С помощью созданных педагогических условий был разработан формирующий этап исследования.
Итак, если рассматривать в целом результаты экспериментального класса, то можно отметить, что все дети в основном имеют базовый уровень ЧЕГО?. То есть такие показатели, как самостоятельность, творческий потенциал, мотивация к осуществлению проектной деятельности и практическая готовность осуществлять проектную деятельность у детей находятся на достаточно низком уровне. В целом критерии сформированности проектной деятельности младших школьников контрольного класса так же находятся в основном на базовом уровне, как и в экспериментальном классе.
С детьми из экспериментального класса, были реализованы проекты, после чего проведена повторная диагностика уровня сформированности умений осуществлять проектную деятельность младшими школьниками.
Результаты повторной диагностики экспериментального класса на контрольном этапе показали, что все дети в основном стали иметь продуктивный и креативный уровень сформированности умений осуществлять проектную деятельность. Такие критерии как самостоятельность, творческий потенциал, мотивация к осуществлению проектной деятельности и практическая готовность ее осуществлять у детей находились на высоком уровне.
В тоже время уровень сформированности проектной деятельности младших школьников контрольного класса по-прежнему у половины класса находился в основном на базовом уровне. Вторая половина класса получили начальный и продуктивный уровни. Тогда, как креативный уровень так и остался не доступен младшим школьникам контрольного класса.
Итак, обобщая показатели по наблюдению, следует отметить, что дети экспериментального класса показали положительную динамику развития умений осуществлять проектную деятельность.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
1.1. Характеристика понятия «проектная деятельность»
Согласно ФГОС НОО, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. Всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность, через которую формируются универсальные учебные действия, прописанные в Стандартах [30].
В соответствии со ФГОС НОО проектная деятельность является одним из обязательных компонентов системы образования. В Примерной основной образовательной программе среднего общего образования делается акцент на «освоении проектной работы как типа деятельности, где материалом являются, прежде всего, учебные предметы» [30].
Проектная деятельность рассматривается с нескольких сторон: продукт как материализованный результат, процесс как работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация образовательного достижения обучающегося и ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся, а специфика проектной деятельности обучающихся в значительной степени связана с ориентацией на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное выражение.
Н.В. Матяш под проектной деятельностью понимает «форму учебно- познавательной активности школьников, заключающуюся в мотивированном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта, обеспечивающую единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющуюся средством развития личности субъекта учения» [15, с. 18].
Таким образом, проектная деятельность является важной составляющей обучения школьников, предусмотренной ФГОС НОО и примерной основной