Курсовая с практикой на тему Организация проектной деятельности младших школьников на уроках технологии.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ организации ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в
начальной школе. 8
1.1 Организация проектной деятельности, ее достоинства и
недостатки. 8
1.2. Характеристика УМК «Школа России» по предмету
«Технология»17
Выводы по 1 главе. 24
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО организации ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА уроках ТЕХНОЛОГИИ.. 25
2.1. Диагностика проектных умений у младших школьников. 25
2.2. Технология организации проектной деятельности младших
школьников на уроках технологии в 4
классе. 27
2.3. Сравнительный анализ результатов сформированности
проектных умений младших школьников на
уроках технологии. 32
Выводы по 2 главе. 35
ГЛАВА III. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО организации ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ младших школьников.. 37
Выводы по 3 главе. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 45
ГЛОССАРИЙ ПО КАТЕГОРИАЛЬНОМУ
АППАРАТУ.. 47
ГЛОССАРИЙ ПО ПЕРСОНАЛИЯМ.. 48
ЛИТЕРАТУРА.. 49
ПРИЛОЖЕНИЕ. 53
Введение:
Актуальность исследования заключается в том, что образовательный
процесс в современной школе должен быть направлен на достижение уровня
образования учащихся, который был бы достаточен для их самостоятельного решения
прикладных или теоретических задач. Достижение этой цели связано с организацией
образовательной деятельности исследовательской и творческой направленности.
Опираясь на Федеральный
закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», необходимо
акцентировать внимание на том, что образовательный процесс является непрерывным
процессом. Именно поэтому в данный момент времени существует необходимость реализации
тех методов, которые способны в большей степени развивать у детей умения в
проектной деятельности и творческие способности, при этом используя
инновационные методы работы для поиска информации, ее переработки, анализа и
дальнейшего усвоения уже в рамках обучения школе.
Эффективным средством
является проектная деятельность. В соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов (ФГОС) в системе образования,
необходимо организовать развитие опыта учащихся в проектной деятельности. В
практике современной российской массовой школы формирование опыта реализации
проектной деятельности школьников происходит либо тогда, когда проекты
выполняются в специальных внеклассных мероприятиях, либо на уроках в рамках
освоения конкретной темы. В этом случае учитель, как правило, не ставит цель
формирования проектных компетенций у школьников, а результатом такого обучения
является только предметный продукт, а также усвоение материала по предмету. Это
связано с тем, что сами преподаватели не имеют достаточного опыта в проектной
деятельности и, как следствие, не способны организовать формирование такого
опыта у своих учеников. Проектная деятельность — это совместная
образовательная, познавательная, творческая или игровая деятельность, которая
имеет общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение
результата — создание проекта.
Реализация
образовательных проектов школьниками закладывает основу для формирования
творческих способностей, создает условия для проявления у детей
любознательности, познавательной активности, дает возможность реализовывать и
оценивать собственные результаты в проектной деятельности.
Предмет «Технология»
знакомит обучающихся с широким кругом современных технологических знаний и
умений, способствует формированию трудовой и технологической культуры,
воспитанию трудовых, гражданских и патриотических качеств, профессиональному самоопределению в условиях
рынка, формированию гуманистически и прагматически ориентированного
мировоззрения, причем упор в данной предметной области сделан на формирование
интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Что подтверждено во ФГОС
НОО в предметной области «Технология». В данном документе сказано, что изучение
технологии должно обеспечить: развитие интеллектуальной творческой деятельности
обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач; активное использование
знаний из других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных
действий; совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и
проектной деятельности; формирование представлений о социальных и этических
аспектах научно-технического прогресса;
овладение методами решения творческих задач, моделирования,
конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности
продуктов труда.
Таким образом, становится актуальным
использование проектной деятельности младших школьников на занятиях по
технологии.
На основании
вышесказанного, можно обозначить противоречие между необходимостью
применения проектной деятельности и отсутствием массовой практики ее
использования на уроках Технологии в начальной школе.
Цель исследования — проанализировать эффективность использования проектной деятельности
младших школьников на уроках по технологии.
Объект исследования — проектная деятельность.
Предмет исследования — проектная деятельность младших школьников на уроках по технологии.
Гипотеза исследования — предполагается, что
систематическое использование проектной деятельности на уроках технологии, сможет повысить уровень
проектных умений младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты проектной деятельности в учебном процессе.
2. Определить особенности использования проектной деятельности младших
школьников на занятиях.
3. Выявить эффективность использования проектной деятельности младших
школьников на занятиях по технологии.
Методологической
основой исследования являются системный подход (И.В. Блауберг,
С.И. Архангельский и др.); деятельностный подход (Л.С.
Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов).
Теоретической
основой исследования стали: педагогическая концепция развития практических умений учащихся в
образовательном процессе находит решение в фундаментальных исследованиях
ведущих учёных: А.Г. Асмолова, Д.В. Григорьева, В.И. Звягинского, О.Д.
Калачихина, А.В. Леонтович и др.; концепция проектной деятельности: Е.С. Полат,
Т.М. Матвеева, Е.А. Мищенко, Г.К. Селевко, В.В. Гузеев и другие.
Методы
исследования:
— теоретические:
анализ научной литературы по теме исследования, описательный и аналитический
методы,
— практические:
обобщение передового педагогического опыта, наблюдение, беседа, тестирование проектной деятельности младших
школьников на занятиях по технологии,
— методы
качественной и количественной обработки данных.
Этапы исследования:
Исследование
проводилось с ….. по ……в три этапа:
1 этап: проводился
комплексный анализ научно-методической литературы по проектным технологиям в
обучении, определялся круг методов и средств использования
проектной
деятельности младших школьников на занятиях по технологии.
2 этап:
разрабатывались диагностические критерии по выявлении уровня развития знаний по
предмету.
3 этап: были
апробированы проекты как средство развития знаний по предмету.
База исследования: МБОУ СОШ им. Хуснутдинова А.Г. с. Учалы Учалинского района,4 класс.
Теоретическая
значимость: уточнена сущность понятия «проектная
деятельность» и специфика организации проектной деятельности младших школьников
на уроках технологии.
Практическая
значимость
полученных результатов заключается в том, что разработанные критерии и
предложенные проекты могут быть использованы в практической деятельности
педагогов.
Апробация:
Структура исследования. Исследование состоит из
введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Заключение:
Общий обзор и анализ
основных исследований ученых, позволяет сделать выводы:
Проектная деятельность — это совокупность современных педагогических приемов, ориентированных на
получение конечного продукта учащимися в результате самостоятельной
деятельности, а так же ее планирования, организации и контроля. Проектная
деятельность позволяет индивидуализировать учебный процесс, сделать его более
интересным и интенсивным, дает возможность обучающимся выбирать свой темп
продвижения к результату обучения, учебная деятельность становится
разнообразной и приобретает исследовательски-поисковый, творческий характер. Проектная
деятельность на уроках технологии — исключительное по своей эффективности
средство формирования универсальных учебных действий: управление своей
деятельностью, самооценка, навыки сотрудничества, выполнение социальных ролей,
развитие познавательных способностей, чувства самоуважения, мотивации к творческой
деятельности, а также формирование опыта предметной деятельности по
преобразованию и применению новых знаний и умений.
Нами был организован и проведен
эксперимент среди учеников 4 класса. На констатирующем этапе цель
— провести первичное исследование проектных
умений у младших школьников. Формирующий этап был направлен на
организацию и проведение проектной деятельности на уроках технологии. На
контрольном этапе цель была решена — провести вторичное изучение проектных умений младших школьников.
Подводя итоги констатирующего этапа,
следует отметить, что дети в целом готовы к проектной деятельности, однако их
самостоятельность, мотивация и творческий потенциал находятся на довольно
низком уровне. Существует явное отсутствие организации и реализации проектной
деятельности на уроках технологии в обоих классах.
Высокий уровень проектных умений не
был продемонстрирован ни одним учеником из двух классов. Дети не умеют:
работать с первоисточником, наблюдать, определять проблему, формулировать
гипотезу, разрабатывать и проводить эксперимент, обобщать результаты,
использовать достижения смежных наук.
Подводя итоги контрольного этапа,
следует отметить, что в целом все дети обоих классов находятся на базовом
уровне проектных умений.
На контрольном этапе ни один ученик
из контрольного класса не продемонстрировал высокий уровень. Дети до сих пор не
умеют: работать с первоисточником, наблюдать, определять проблему,
формулировать гипотезы, разрабатывать и проводить эксперимент, обобщать
результаты, использовать достижения смежных наук. Дети экспериментального
класса обладают достаточно высоким уровнем проектных умений: умением работать с
различными источниками информации; умением правильно разработать методологию
исследования; умением критически понимать материал, представленный в конкретном
источнике информации; умением анализировать различные ситуации, выделять
наиболее важные и надежные в данной ситуации; умением выражать свои мысли, умением
обосновывать свои суждения; умением конструктивно подходить к решению проблемы;
умением планировать свою деятельность, проверять и оценивать ее результаты;
умение использовать возможности ИКТ для представления результатов проектной
деятельности.
Итак, были решены все поставленные
задачи и доказана гипотеза исследования. Действительно, использование проектной
деятельности на уроках технологии, сможет повысить уровень проектных умений
младших школьников.
По окончании проведенного исследования были разработаны практические
рекомендации по организации проектной деятельности на уроках технологии.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ организации
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в начальной школе 1.1
Организация проектной деятельности, ее достоинства и недостатки Согласно ФГОС НОО,
основным подходом в современном образовании является деятельностный подход.
Всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность, через
которую формируются все универсальные учебные действия, прописанные в
Стандартах.
В соответствии со
ФГОС НОО проектная деятельность является одним из обязательных компонентов
системы образования. В Примерной основной образовательной программе среднего общего
образования делается акцент на «освоении проектной работы как типа
деятельности, где материалом являются, прежде всего, учебные предметы» [34].
В Примерной
основной образовательной программе начального общего образования [26] проектная
деятельность рассматривается с нескольких сторон: продукт как материализованный
результат, процесс как работа по выполнению проекта, защита проекта как
иллюстрация образовательного достижения обучающегося и ориентирована на
формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся, а
специфика проектной деятельности обучающихся в значительной степени связана с
ориентацией на получение проектного результата, обеспечивающего решение
прикладной задачи и имеющего конкретное выражение.
С.Е. Шишов под проектной
деятельностью понимает «идею, образ, план работы, комплекс мероприятий,
направленных на создание какого-либо уникального продукта» [36].
Н.В. Матяш под
проектной деятельностью понимает «форму учебно- познавательной активности
школьников, заключающуюся в мотивированном достижении сознательно поставленной
цели по созданию творческого проекта, обеспечивающую единство и преемственность
различных сторон процесса обучения и являющуюся средством развития личности
субъекта учения» [15, с. 18].
Таким образом,
проектная деятельность является важной составляющей обучения школьников,
предусмотренной ФГОС НОО и примерной основной образовательной программой.
Основные этапы проектной деятельности — это проблематизация, целеполагание,
планирование, реализация, рефлексия, подготовка к защите и собственно защита.
Значение проектной деятельности состоит в приобретении обучающимися практически
полезных умений, востребованных в реальной жизни школьников [34].
Проектная
деятельность представляет собой совместную учебную и познавательную, и при этом
одновременно — творческую дельность, у которой должна быть цель, определенные
методы и способы деятельности, направленные на получение конечного продукта. В
результате — проектная деятельность учащихся в современной педагогике становится
все более актуальной.
Проектная
деятельность, как педагогическая технология, предполагает «совокупность
поисковых, исследовательских, методов и как следствие развитие личности,
способной к творчеству, разнообразным формам мышления, сотрудничеству с другими
людьми» [4, с. 45-49].
Проектная деятельность характеризуется
высокой степенью «коммуникативных навыков, позволяющих учащимся выражать свое
мнение, чувства, активно участвовать в практической деятельности и нести личную
ответственность за ход обучения» [2, с. 17].
Педагоги из разных стран используют проектное обучение или «методы
проекта». Теория и практика проектной деятельности и проектного обучения начали
развиваться с конца девятнадцатого века до начала двадцатого века. Метод
проекта появился во второй американской школе 19 века. Первоначально он
назывался «проблемным методом».
В России проектное обучение начало возрождаться в 1980-х и
1990-х годах. Это связано с реформированием школьного образования и поиском