Курсовая с практикой на тему Организация предметно- развивающей среды в дошкольном возрасте.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Предметно-развивающая среда как составная часть
педагогического процесса в дошкольном учреждении. 6
1.1 Теоретические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном
учреждении. 6
1.2 Понятие «развивающая» среда. Ее функции. 11
1.3 Значение для развития ребенка дошкольного возраста. 15
1.4 Принципы ее построения в условиях дошкольного учреждения. 21
1.5 Требования к организации в разных возрастных группах. 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 29
Введение:
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая
страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс
социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром
людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к
общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное
детство – время первоначального становления личности, формирования основ
самосознания и индивидуальности ребенка.
Задача данного воспитания состоит не в
максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов
перевода его на “рельсы” школьного возраста, а, прежде всего, в создании
каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных
возможностей и способностей
В дошкольном возрасте процесс познания у
ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник –
маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя
окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать
этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Вопрос организации предметно-развивающей
среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением
нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Понятие предметно-развивающая среда
определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка,
функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С.
Л. Новоселова). Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой
среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
Требования ФГОС к предметно — развивающей
среде:
1. Предметно-развивающая среда
обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
2. Доступность среды, что предполагает:
3. Доступность для воспитанников всех
помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.
4. Свободный доступ воспитанников к играм,
игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.
Методологическая основа исследования
состоит из философских, социологических, психолого-педагогических концепций
реформирования образовательной системы, основанных на гуманистических
принципах, теоретических положений о развитии личности в зависимости от влияния
окружающей среды, фундаментальных исследований, раскрывающих целостность и
системность характера педагогического процесса. Ведущими теоретиками основ в
определении исследования были труды Л.С. Выготского, У. Бронфенбреннера, В.В.
Зеньковского, Р.С. Немова, Г.А. Ковалева, в которых среда определяется как
совокупность внешних условий, факторов и объектов, находящихся в установленных
взаимоотношениях и непосредственно включенных в контекст развития ребенка. За
основу научного поиска взяты идеи именитых ученых по методологии
педагогического исследования (В.В. Краевского, В.П. Беспалько, Т.И. Шамовой и
др.); по вопросам организации развивающей среды ДОУ в условиях
личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей (Л.А. Смывиной, С.Л.
Новоселовой, Л.М. Клариной, В.А. Петровского, Р.Б. Стеркиной, Л.П. Стрелковой и
др.).
Цель исследования: сконструировать
многоуровневую многофункциональную предметно – развивающую среду для
осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из
этапов его развития в дошкольном учреждении.
Объектом курсовой работы является
организация предметно-развивающей среды
в дошкольном возрасте.
Гипотеза: Предметно-развивающая среда
оказывает влияние на воспитание и обучение ребенка дошкольного возраста. Методы: теоретические — анализ, сравнение,
обобщение.
Задачи курсовой работы:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу
2. Дать
понятие предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении
3. Описать
функции, выявить роль для воспитания и образования ребенка дошкольного возраста
4. Проанализировать
принципы построения и требования к ее организации в дошкольном учреждении.
Заключение:
Целью данной курсовой работы было изучение особенностей целостного педагогического
процесса в группах среднего возраста.
Для осуществления данной цели изучены теоретические
основы развития детей среднего возраста.
Вопросами развития особенностей детей среднего
дошкольного возраста занимались известные психологи и педагоги — А. В. Запорожец, З. М. Истомина, З.В.
Мануйленко, Л.С. Выготский, А. А. Люблинская и другие.
Проанализированы примерные общеобразовательные
программы дошкольного образования «Истоки», «От рождения до школы», в которых
определено содержание дошкольного уровня образования, обеспечивающее разностороннее
и целостное формирование физических, интеллектуальных и личностных качеств
ребенка. Успехи в развитии и воспитании детей среднего
дошкольного возраста осуществляются в процессе развития образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Предметно-игровая
среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным
требованиям: это, прежде всего, свобода достижения ребенком темы, сюжета игры,
тех или иных игрушек, места и времени игры.
Педагог
должен обеспечить свободу действий в условиях групповой комнаты, предусмотреть
ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий
стиль игрового интерьера и оборудования.
В данной работе рассмотрены особенности и педагогические условия развития детей
среднего возраста в дошкольном учреждении и семье.
Фрагмент текста работы:
1.
Предметно-развивающая среда как составная часть педагогического процесса в
дошкольном учреждении
1.1 Теоретические
основы организации предметно-развивающей
среды в дошкольном учреждении Одним
из важнейших вопросов педагогики и психологии в настоящее время является вопрос
формирования творческой личности.
Психолого-педагогические исследования показывают, что развитие
творческих способностей детей берет свое начало в дошкольных годах, когда
изменится характер деятельности ребенка (Б. Б. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко, А.
Валлон, Л. Выготский, М. И. Лисин, С. Л. Рубинштейн , А. Н. Леонтьев, Н. Н. Поляков, Д. В.
Менджерицкая, А. П. Усов, Д. Б. Эльконин).
Эту деятельность Л. С. Выготский описывает как
переход к творческой деятельности и формирование творческой личности с помощью
детской игры.
Творчество и игра появляются здесь как
родственные понятия, потому что у ребенка нет другого пути личностного
развития, кроме творческого, связанного с развитием воображения
(Выготский). Психологи (Л. С. Выготский,
А. Н. Леонтьев), его работы по проблеме творчества, рассматривающие отношение
воображения к реальности. По их мнению,
эти отношения имеют первостепенное значение для понимания того, как создать
детскую предметно-развивающую среду.
Согласно Выготскому, субъектно-развивающая среда имеет особую форму,
часто не внешнюю, а вымышленную, воображаемую, т. е. внутреннюю [3,c.90].
Психологи
и педагоги обратились к проблеме субъектно-развивающей среды (Г. Фейн, Р. И.
Жуковский, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усов, Запорожец). Однако предметно-развивающая среда чаще всего
связана с предметным пространством, отождествляемым с игровой средой.