Методика преподавания Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Организация познавательной деятельности младших школьников на занятиях экологического кружка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации познавательной деятельности учащихся начальной школы на занятиях экологического кружка 6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательной деятельности 6
1.2. Кружок как средство развития познавательной деятельности 17
Глава 2. Практические аспекты организации познавательной деятельности младших школьников на занятиях экологического кружка 21
2.1. Диагностика умений познавательной деятельности у младших школьников 21
2.2. Особенности организации занятий экологического кружка, как средство развития познавательной деятельности 26
Заключение 32
Список литературы 34
Приложение 1 38
Приложение 2 45
Приложение 3 51

 

  

Введение:

 

Познание начинается с момента рождения человека. Всю жизнь он чему-то учится. Однако в большинстве случаев систематическое познание заканчивается после получения профессии и выхода на работу. Познавательная деятельность как желание узнавать новое или углублять известное действует как спасательный круг в самосовершенствовании личности. Он гарантирует легкую приспосабливаемость и адаптацию в новых условиях, поэтому так важно его формировать с детства.
В результате изучения учебных предметов на ступени начального общего образования у младших школьников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, познавательные учебные действия включают в себя следующее:
— широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
— основы смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).
Актуальность выбранной темы подтверждают не только цитаты из ФГОС — «любознательный, активно и заинтересованно познающий мир» (личностные характеристики выпускника начальной школы), но и отсутствие в школах математических кружков, а значит низкой заинтересованностью предметом, а любое знание начинается с интереса к его области или к учебному предмету. Кружок как нельзя лучше не только выявляет познавательный интерес, но и стимулирует к дальнейшей работе в выбранном направлении.
Совместная учебная и внеучебная работа дают двойную пользу обучающемуся, так как появляются время и возможности для выявления интереса к предмету, углубления знаний, их практического применения. Познавательная деятельность младших школьников может быть организована в рамках изучения организации кружков по различным предметам, в том числе на занятиях экологического кружка.
Психологические основы организации учебно-познавательной деятельности детей разного возраста описаны Л.А. Казанцевой, А.В. Леонтовича, Г.В. Макотровой, А.Н. Поддьяковым, А.И. Савенковым и др. Вопросы организации исследовательской деятельности младших школьников при экологическом обучении разрабатывались З.А. Клепининой, Е.Ф. Козиной, А.А. Плешаковым и др.
Объектом исследования является познавательная деятельность младших школьников.
Предметом исследования – экологический кружок как средство развития познавательной деятельности.
Цель исследования — теоретическое обоснование и эмпирическое подтверждение эффективности занятий экологического кружка для развития познавательной деятельности младших школьников.
Гипотеза: если проводить занятия экологического кружка, то это позитивно скажется на развитии познавательной деятельности младших школьников.
Задачи:
1. изучить сущность понятия «познавательная деятельность», выявить средства ее развития у младших школьников;
2. изучить особенности внеклассной работы в начальной школе, в особенной степени кружка как её формы;
3. разработать содержание и методику работы экологического кружка по развитию познавательной деятельности младших школьников;
6. проверить результативность использования разработанных материалов по экологического кружковой работе младших школьников.
В ходе исследования были применены такие методы исследования, как:
1. теоретический анализ методической и научной литературы
2. эмпирические методы: эксперимент, наблюдение, тестирование.
3. количественная обработка результатов исследования.
Теоретическое значение исследования состоит в том, что определены возможности кружковой работы по организации познавательной деятельности младших школьников.
Практическое значение: материалы исследования, а также представленные разработки занятий экологического кружка могут быть использованы учителями начальных классов в их профессиональной деятельности
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В рамках данной работы нами была рассмотрена проблема организации познавательной деятельности младших школьников в процессе занятий экологического кружка.
Под познавательной деятельностью понимают систему интеллектуальных и практических умений учебного труда, способность самостоятельных наблюдений, опытов, приобретаемых в процессе решения познавательных задач задач. Познавательная деятельность в начальной школе способствует общему развития школьников, а также имеет непосредственное влияние на такие показатели умственной деятельности, как: умения классифицировать, обобщать, отбирать все возможные варианты решения; составлять программу действий своей работы; рассматривать объект с разных точек зрения; сравнивать различные объекты; составлять задачи по предложенной теме; осуществлять самоконтроль.
Познавательная деятельность детей младшего школьного возраста определяются как интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приемов и методов исследования на доступном детям материале и соответствующие этапам учебного исследования. Можно выделить пять групп познавательных умений младших школьников: умения организовать свою работу (организационные); умения и знания, связанные с осуществлением исследования (поисковые); умения работать с информацией, текстом (информационные); умения оформить и представить результат своей работы. умения, связанные с анализом своей деятельности и с оценочной деятельностью (оценочные). В процессе формирования и развития познавательной деятельности младших школьников возможно использование разнообразных методов, средств и приемов. Основными методами здесь выступают организация игровой деятельности, использование проблемного метода обучения, проектной деятельности и эвристического метода обучения. Также, при развитии познавательной деятельности младших школьников, огромное значение приобретает использование внеурочных занятий, а именно занятий экологического кружка.
Использование занятий экологического кружка в начальных классах помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в законе «Об образовании», в новых федеральных государственных образовательных стандартах.
Включение занятий экологического кружка в структуру образовательного процесса стимулирует воображение, наблюдательность, творческое мышление, одновременно приобщая младших школьников к культурным, нравственным и эстетическим ценностям региона.
Работа в экологических кружках предполагает непосредственное участие в поисково-исследовательской работе, как учащихся, так и самого учителя. Данная работа должна носить системный, плановый характер.
Развитие умений познавательной деятельности в процессе организации экологического кружка в начальной школе могут быть дополнены в рамках реализации следующих педагогических условий: проведение тематических недель по экологии, реализация экологических проектов, организация экскурсий в музей, включение экологического материала в содержание уроков.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы организации познавательной деятельности учащихся начальной школы на занятиях экологического кружка

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития познавательной деятельности
С 2011 года во всех школах России, начиная с 1-го класса, введен Стандарт второго поколения. Целью Стандарта становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться [25].
Универсализация содержания общего образования в форме выделения неизменного фундаментального ядра общего образования включает совокупность наиболее существенных идей науки и культуры. Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формирования познавательной деятельности учащихся средних общеобразовательных школ является довольно значимой.
В связи с тем, что одним из приоритетных направлений нового образовательного стандарта является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, то обеспечение развития познавательной деятельности становится актуальной задачей, как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин [26].
Важнейшей задачей современной системы образования, как считает А.В Запорожец, является формирование познавательной деятельности, обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта [14].
Рассмотрим ряд важных теоретических определений, касающихся основной темы нашей работы:
Учебная деятельность направлена на усвоение учащимися определенной системы знаний, навыков и умений, на развитие школьника — субъекта деятельности, на включение его в систему общественных отношений и в открытое взаимодействие с коллективом. Процесс обучения представляется как взаимодействие между обучающей деятельности преподавателя (преподаванием) и учебной деятельностью (учения) ученика.
Универсальные учебные действия, по определению Б. Г. Ананьева, – это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая организацию этого процесса [1].
Познавательные действия, как написано в учебном пособии С.П. Баранова, Л. Р. Болотиной, Т.В. Воликовой «Педагогика», – это система способов, направленных на познание окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность действий по обработке, систематизации, обобщению и применению полученной информации [3]
Познавательная деятельность во многом определяется как ядро всей учебной деятельности. И тут центральное место отводится знаниям, умениям и навыкам. Знания представляют продукт отражения внешнего мира. В учебной деятельности школьники сталкиваются с такими знаниями как: понятия, законы, свойства, алгоритмы, правила.
Понятие учебная деятельность шире, чем понятие познавательная деятельность, так как в процессе учения применяются действия, не только направленные на познание, но и на тренировку. В то же время понятие познавательная деятельность как считает В.Б. Бондаревский, более широко трактуется, так как познание осуществляется для открытия нового в науке, а не только в целях учения [7]
Познавательная деятельность – это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Главная задача познавательного развития ребенка – формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.
Познавательная деятельность направлена на получение, переработку, создание новой информации, предполагает осознанное ее применение.
Познавательная деятельность – это продукт и предпосылка усвоения социального опыта. Человек не рождается с готовой формой поведения, у него нет врожденного логического мышления, также он не наделён готовыми знаниями о мире и у него отсутствуют логико-математические или творческие способности. Его развитие движется не путем развертывания изнутри готовых способностей, которые заложены наследственностью, а идут путем усвоения опыта, накопленного предыдущими поколениями, как утверждают А.Н. Леонтьев и Н.Ф. Талызина.
Причем главную роль в этом процессе выполняет учитель, общественная функция которого и состоит в передаче новому поколению опыта, который был выработан предыдущими поколениями. Автор убеждён, что познавательная деятельность школьника в процессе обучения – это учение, в котором отражаются предметный материальный мир, в котором он выполняет активную преобразующую роль, то есть является субъектом этой деятельности [15].
Предметом познавательной деятельности школьника в процессе обучения выступают действия, которые выполняются обучающимся для достижения поставленной цели и получения предполагаемого результата деятельности, побуждаемой тем или иным мотивом. Важнейшими качествами такой деятельности являются самостоятельность, которая может выражаться в самокритичности; познавательная активность, которая проявляется в интересах, стремлениях и потребностях; готовность к преодолению трудностей, что связано с проявлением усидчивости и силы воли; оперативность, что предполагает правильное понимание учебных задач, осознанный выбор нужного действия и темпа их решения.
Структура познавательной деятельности, на что указывает В. М. Лизинский, включает в себя такие компоненты [18]:
– Объект познания – часть окружающего нас мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.
– Субъект познания – человек, который обладает сознанием, активно взаимодействуя с объектом, чтобы получить новые знания.
– Средства познания – совокупность методов и приемов, что используют для познания объекта.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы