Курсовая с практикой на тему Организация органов прокуратуры в Российской федерации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Нормативно-правовые основы организации деятельности прокуратуры в Российской Федерации 6
1.2 Организационные основы системы органов прокуратуры в Российской Федерации 12
Глава 2 СИСТЕМА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19
2.1 Структура органов прокуратуры Российской Федерации 19
2.2 Организационные основы деятельности специализированных прокуратур на примере природоохранной прокуратуры 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 33
Введение:
Органы прокуратуры, появившиеся в России впервые в правление императора Петра I, на всех этапах развития российской государственности, вне зависимости от типа и формы государства, всегда выполняли функцию надзора за соблюдением законности во всех сферах государственной и общественной жизни. Исследование проблематики, связанной с правовыми и организационными основами деятельности органов прокуратуры, их системы и структуры всегда обладало высокой степенью актуальности, поскольку научный анализ состояния системы органов прокуратуры, их функционала и места в системе органов государственной власти способствует пониманию роли прокуратуры в государственном управлении.
Исследование проблематики темы актуально еще и потому, что надзор прокуратуры за соблюдением законности в различных сферах жизни имеет характер защиты публичного интереса, поскольку надзор за соблюдением Конституции РФ и федеральных законов осуществляется в интересах всего общества.
Целью работы является анализ современного состояния организации органов прокуратуры Российской Федерации.
Объектом исследования стали правоотношения в сфере определения нормативных и организационных основ формирования и деятельности органов прокуратуры РФ.
Предметом исследования выступили нормы и институты права, создающие правовую базу деятельности органов прокуратуры.
Источниками для написания работы стали нормативные положения Конституции РФ, регулирующие отношения по формированию органов прокуратуры и определению их места в системе органов государственной власти, федеральные законы как общего, так и специального порядка, среди которых особое место занимают законы, организующие систему органов прокуратуры и их компетенцию. Кроме федеральных законов источниками для написания работы стали локальные акты Генеральной прокуратуры РФ.
Источниками информации стали также материалы правоприменительной практики, то есть постановления высших органов судебной власти, Конституционного Суда РФ, которые позволяют выявить правовые позиции судов при разрешении спорных вопросов, связанных с деятельностью органов прокуратуры.
Характеризуя степень разработанности темы, следует отметить то, что проблематика, связанная с определением правовых и организационных основ построения системы органов прокуратуры хоть и интересует современных исследователей, но специальное исследование комплексного характера по проблематике тему отсутствует. В основном, вопросы, связанные с организацией органов прокуратуры, рассматриваются либо в учебной литературе, либо в рамках работ, целью которых является комментирование Конституции РФ или федеральных законов.
В работах таких авторов, как А.Ю. Ульянов, Ю.А. Зюбанов и ряда других, нашло отражение современное понимание основ организации органов прокуратуры РФ, а в работах Т.Н. Воробьева, О.А. Кожевникова, А.М. Эрделевского и других авторов нашли отражение проблемы, связанные с определение правого статуса органов прокуратуры.
Следует отметить, что многие современные работы по проблематике темы имеют полемический характер, поскольку по сей день не утихают споры по поводу изменений, внесенных в Конституцию РФ в 2014 году и, как следствие, в законодательство о прокуратуре.
Методологической базой исследования стал материалистический подход к изучению объектов объективной реальности, в качестве методов научного познания были использованы как общенаучные методы (методы анализа, синтеза информации, сравнительно-критический метод), так и специальные методы, например, общеюридический метод, методы источниковедческого анализа нормативных правовых актов.
Опираясь на круг доступных источников и литературы, для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
— проанализировать нормативно-правовые основы организации деятельности органов прокуратуры;
— охарактеризовать организационные основы деятельности органов прокуратуры;
— проанализировать основы построения системы органов прокуратуры;
— на примере природоохранной прокуратуры выявить особенности построения системы управления и деятельности специализированной прокуратуры, входящей в систему органов прокуратуры РФ.
Структура работы включает в себя введение, в котором определяется актуальность исследования проблематики темы, цель работы, объект и предмет изучения, анализируется состояние источниковой базы, определяется степень изученности темы, устанавливается методологическая база исследования, а также ставятся задачи, требующие разрешения; две главы основной части работы, каждая из которых состоит из двух параграфов, заключения, в котором формулируются основные результаты решения поставленных задач, и списка использованных источников и литературы.
Заключение:
Правовой статус прокуратуры определяется нормами Конституции РФ, федеральными законами и международными договорами РФ, однако в настоящее время нельзя говорить о том, что конституционно-правовой статус прокуратуры следует считать окончательно определенным, поскольку не устранены пробелы в праве, особенно это касается несоответствия норм ст. ст. 10 и 11, с одной стороны, и ст. 129 Конституции РФ, с другой. Тем не менее, опираясь на нормы федеральных законов, прокуратуру следует рассматривать как систему органов, выполняющих преимущественно контрольные и надзорные функции, но и имеющих ряд полномочий, реализуемых при осуществлении установленных Конституцией РФ форм правосудия.
Отличительной особенностью правового статуса прокуратуры России является многообразие форм прокурорской деятельности, механизмов и способов взаимодействия с высшими органами государственной власти, судебными органами, органами местного самоуправления, международными организациями и иными субъектами правовых отношений, чем обусловлено возрастание роли прокуратуры в реализации правовой политики государства, одновременно с этим прокуратура перестает быть органом уголовного преследования (имеющиеся полномочия в уголовно-правовой сфере фактически сведены к надзорной, координационной и судебной функциям), что еще раз подчеркивает конституционную ценность и правозащитный характер деятельности данного государственно-правового института.
В то же время, полагается, что возникла необходимость придания прокуратуре статуса органа государственной власти, имеющего специфическую особенность в своем функционале – преимущественное исполнении надзорных и контрольных функций за соблюдением законности во всех сферах государственной деятельности.
Систему прокуратуры Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона о прокуратуре составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
Структура органов прокуратуры определяется Законом о прокуратуре, а полномочия ее структурных подразделений – локальными актами, издаваемые Генеральным прокурором в пределах своей компетенции.
В основу организации системы органов прокуратуры положены два принципа: территориальный и специальный, в рамках следования которым органы прокуратуры создаются на основе принципов федерализма и административно-территориального деления государства, а также в соответствии со специальными задачами, которые имеют особую важность для государства и общества.
Специфика организации деятельности специализированных прокуратур состоит в том, что они действуют параллельно с территориальными прокуратурами, но выполняют только те функции, которые определяют их компетенцию.
Природоохранные прокуратуры следует признать наиболее эффективным органом государственной власти, реализующим полномочия контроля и надзора за соблюдением законности в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Особенно это касается непосредственной деятельности природоохранных прокуратур в регионах. Эффективность деятельности природоохранных прокуратур объясняется широтой их полномочий и набором средств прокурорского реагирования, включая прямое обращение в суд с исками о защите нарушенного публичного интереса в сфере правовой охраны природных ресурсов и других объектов правовой охраны экологического характера.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Нормативно-правовые основы организации деятельности прокуратуры в Российской Федерации
Провозглашение в ст. 1 Конституции РФ России правовым государством предполагает наличие конституционно-правовой основы деятельности всех ключевых институтов государственной власти, к которым относится и прокуратура.
Конституционно-правовые основы организации деятельности прокуратуры определяются в нормах ст. 129 Конституции РФ, частью 1 которой предусматривается необходимость существования федерального закона, которым бы определялись полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ.
В настоящее время таким законом является Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» , действующий в редакции от 06.02.2020 г. (далее: Закон о прокуратуре) Е.Ю. Баракина отмечает, что правовой статус прокуратуры определить можно только при одновременном обращении к нормам ст. 129 Конституции РФ и ст. 1 Закона о прокуратуре , а А.Ю. Винокуров указывает на то, что таким образом законодатель закрепляет ее признаки и определяет конституционно-правовой статус .
Конституционно-правовой статус прокуратуры определяется также нормами п. «о» ч. 1 ст. 71 Конституции РФ, относящей прокуратуру к федеральным органам власти, и п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, относящей вопрос о формировании кадров прокуратуры к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Л.Ю. Грудцына, анализируя указанные выше нормы Конституции отмечает, что в среде отечественных специалистов, занимающихся проблематикой определения правовых и организационных основ деятельности прокуратуры, практически с момента обсуждения проекта ныне действующей Конституции РФ, отмечает, что конституционно-правовой статус прокуратуры проблематичен, в связи с тем, что конституционно-правовые нормы, определяющие ее правовой статус содержат определенные противоречия. В частности, в ст. 10 Конституции РФ прокуратура не упоминается как ветвь власти, но норма, определяющая ее место в системе высших органов государственной власти, помещена авторами текста основного закона в одну главу с нормами, устанавливающими конституционно-правовые основы судебной власти, хотя к органам судебной власти прокуратура не относится .
М.В. Баглай предлагает считать прокуратуру органом государственной власти с особым статусом , Ю.С. Дибиров считает, что прокуратуру следует относить к правоохранительным органам, статус которого должен рассматриваться как близкий к статусу органов судебной власти , И.А. Антонов считает прокуратуру институтов государственной власти, имеющий статус ветви власти , что прямо противоречит ст. 10 Конституции РФ.
Вообще, в 90-е годы прошлого века дискуссия о роли и месте прокуратуры в системе органной государственной власти в научной литературе шла более оживленно, нежели в настоящее время, но это было связано с явными несостыковками в нормативном материале Конституции РФ и федеральных законов, а в настоящее время многие дискуссионные вопросы нашли свое разрешение, хотя никаких подвижек в изменении конституционно-правовых норм, определяющих статус прокуратуры, не произошло.
Связано это с внесенными в наименование Главы 7 Конституции РФ, поскольку ранее эта глава именовалась «судебная власть», но содержала при этом и нормы, определяющие конституционно-правовой статус прокуратуры. Как раз это наименование и вызывало дискуссии о статусе прокуратуры, поскольку по смыслу названия главы Конституции РФ прокуратура была отнесена к органам судебной власти, что, конечно, не соответствовало действительному статусу прокуратуры.
В настоящее время наименование главы 7 Конституции РФ изменено, там самым, исчез и предмет спора. Однако, как считает, О.А. Кожевников, проблема до конца не решена, поскольку не внесены необходимые изменения в статью 11 Конституции РФ, определяющую то, какими именно органами публичной администрации осуществляется государственная власть в РФ. Органы прокуратуры в нормах указанной статьи Конституции РФ не указываются, следовательно, можно сделать вывод о том, что органом государственной власти в конституционно-правовом понимании прокуратура не является .
Прокуратура не является единственным таким органом государственной власти, которые трудно отнести к какому-то блоку государственных структур, имеющих точное определение их конституционно-правового статуса. К таким органам, входящим в систему высших органов государственной власти относятся глава государства, то есть Президент РФ, Счетная палата, Уполномоченный по правам человека, поэтому, наверное, стоит согласиться с М.В. Баглаем, который предлагает такие органы государственной власти считать органами государственной власти с особым государственным статусом . Можно лишь добавить, что это не просто особый государственный