Курсовая с практикой на тему Организация обучения математике младших школьников с умственной отсталостью
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
В СПЕЦИАЛЬНОМ
(КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.. 5 1.1.Значимость математики в коррекционной школе. 5 1.2. Особенности обучения
детей с умственной отсталостью математике 8 1.3. Учебная программа по изучению математике умственно отсталых кольников ………………………………………………………………………..12
ГЛАВА 2
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ… 20 2.1. Характеристика методических разработок преподавания
математики 20 2.2. Организация урока математики для учащихся с
умственной отсталостью в условиях
реализации ФГОС.. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 30
ПРИЛОЖЕНИЕ. 33
Введение:
Актуальность
исследования. В настоящее время право лиц с ограниченными
возможностями на образование связано со всеми правовыми, организационными,
техническими, финансовыми, социальными и педагогическими вопросами. Особенно
остро стоит проблема психолого-педагогического сопровождения.
Постепенное развитие математических знаний
оказывает корректирующее воздействие на слабые стороны умственной деятельности
детей, способствует развитию различных сторон восприятия и мышления, а
следовательно, и всей познавательной системы.
Обучение математике детей с ограниченными
интеллектуальными возможностями имеет большое практическое значение, поскольку
в повседневной жизни человеку приходится работать с арифметическими
выражениями, выполнять различные операции с числовыми значениями. Приобретение
у ребенка понятий, знаний и математических навыков — важный социальный фактор.
Имеется определенный опыт в коррекционной
педагогике по формированию начальных математических представлений у умственно
отсталых школьников. Однако в контексте общеобразовательной школы отсутствует
опыт адаптации и использования этой методики. Это ознаменовало выбор темы курсовой работы.
Степень
разработанности проблемы.
Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение младшими
школьниками математических
представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического
развития, обеспечивает готовность к обучению в школе (Г.А. Корнеева, А.М.
Леушина, 3.А. Михайлова, Н.И. Непомнящая, Ф. Пали, Ж. Пали, Т.Д. Рихтерман,
Е.В. Сербина, Е.В. Соловьева, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.В. Щербакова и
др.).
Объект исследования обучение математике детей с умственной отсталостью.
Предмет исследования особенности обучения детей с умственной отсталостью
математике
Цель
исследования
обосновать формирования математических представлений у учащихся коррекционных
школ.
Задачи:
-рассмотреть теоретические основы обучения учащихся в специальной коррекционной школе
-выявить особенности
овладения учебными навыками учащимися специальной коррекционной школы;
-охарактеризовать
методические разработки преподавания
математики;
-организовать урок
математики для учащихся с умственной отсталостью в условиях реализации ФГОС.
В ходе написания
курсовой работы
Описание структуры работы.
В первой главе курсовой работы рассмотрены
теоретические основы обучения учащихся
в специальной коррекционной школе VIII вида, дана характеристика состава учащихся коррекционных школ,
определены особенности овладения учебными навыками учащимися специальной школы и
основные принципы обучения
умственно отсталых школьников.
Во второй главе дана
характеристика методических разработок
преподавания математики и организация урока математики для младших
школьников с умственной отсталостью в
условиях реализации ФГОС.
Дано заключение о проделанной работе. В приложении составлены
для закрепления пройденного материала на уроках
математики, для самостоятельных заданий и в качестве дополнительной заданий для
отдельных обучающихся тесты.
Заключение:
Процесс обучения во вспомогательной
школе, прежде всего, направлен на формирование у учащихся разнообразных знаний,
умений и навыков, но, безусловно, при обучении происходит и воспитание, и
развитие учащихся.
Развивающий характер обучения во
вспомогательной школе состоит в содействии общему психическому и физическому
развитию учащихся. В условиях постоянно повышающихся требований к уровню
подготовки умственно отсталых школьников к жизни, направленность обучения на их
общее развитие приобретает особое значение. Однако развитие умственно отсталых
школьников без коррекции их мышления и нарушения психофизических функций не
может быть достаточно успешным. Поэтому обучение во вспомогательной школе носит
коррекционно-развивающий характер. Для развития умственно отсталых школьников
нужны особые условия, важнейшим из которых является обучение их во
вспомогательной школе. Осуществление развивающего обучения предполагает
повышение качества уроков путем включения учащихся в активную учебную
деятельность и развития у них познавательной активности и самостоятельности.
В школе для умственно отсталых детей, в школе
для детей со сложными дефектами учитель должен последовательно, шаг за шагом
руководить мыслительной деятельностью учащихся, постоянно побуждать их к
выполнению тех или иных заданий, оставляя без помощи лишь на короткое время,
постепенно приучать к самостоятельности, путем подбора задач и постановки
вопросов, требующих активного подхода к ним. Каждая, самая незначительная
попытка самостоятельно применить полученные знания для выполнения предложенных
заданий всячески поддерживается и одобряется.
Особенностями овладения детьми младшего школьного возраста с
элементарными математическими представлениями является то, что у них не
возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они механически
заучивают порядковый счет и с большим трудом овладевают конкретным счетом.
Кроме того, для большинства детей этой категории переход к абстрактному счету
недоступен.
Главная цель обучения математике детей с выраженным нарушением
интеллекта — формирование элементарных математических представлений и умений и
применение их в повседневной жизни. В процессе изучения программного материала
по математике, ребенок приобретает знания, умения, навыки необходимые ему для
ориентировки в окружающей действительности, а именно, во временных,
количественных, пространственных, отношениях, а также для решения повседневных
практических задач. Без специально организованного обучения освоить элементарные
математические представления учащимся с умеренной умственной отсталостью
затруднено.
Основным приемом в обучении считается использование практических
ситуаций, в которых дети осваивают доступные для них элементы математики.
Формирование элементарных математических знаний и навыков необходимы для
самостоятельности детей в быту, их социальной адаптации. Так, в повседневной
жизни необходимо, чтобы ребенок научился определять время по часам, различать
номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, рассчитаться за покупку в
магазине, взять определенное количество продуктов для приготовления блюда.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ
VIII ВИДА
1.1. Значимость математики в коррекционной школе Основные
задачи специальной (коррекционной) школы VIII вида — максимально устранить
недостатки познавательной деятельности и эмоционально-произвольной сферы
умственно отсталых школьников, подготовить их к участию в производственной
деятельности, социальной адаптации в современном обществе.
При
определении задач обучения математике школьников VIII вида необходимо
следовать из основных задач[3].
Достижение
того, чтобы учащиеся овладели существующей системой математических знаний,
навыков и компетенций, необходимых в повседневной жизни и будущей карьере, в
той степени, в которой они становятся достоянием жизни учащихся, является
основной образовательной задачей преподавания математики. В школе VIII вида
учащиеся должны приобрести следующие математические знания и практические
навыки[5]:
а)
представления о натуральных числах, нуле, простых и десятичных дробях;
б)
представление об основной величине (длина отрезка, стоимость, масса предметов,
площадь фигур, объем тел, время), единицах измерения величин и их соотношении;
в)
знание метрической системы измерений, мер времени и возможность их
использования на практике;
г)
простые измерительные навыки, умение пользоваться инструментами (линейка,
мерная кружка, весы, часы и др.);
д)
способность выполнять четыре основных арифметических действия с многозначными
числами и дробями;
е)
умение решать простые и сложные арифметические задачи ( 3-4 действия);
ж)
представления о плоскостях и геометрических фигурах, знание их свойств,
построение этих фигур с помощью наглядных пособий (линейки, циркуля, угольника,
транспортира).
При
обучении математике учащихся коррекционных школ следует учитывать, что
приобретение необходимых материалов не должно быть механическим – заучивание
и тренировка. Знания, которые получают школьники,
должны быть осознанными. От одной темы, наглядной основы, до разработки
доступных математических концепций, чтобы направлять школьников к обобщениям и выполнять практическую работу
на их основе.
Ученики
школы VIII вида должны получить теоретические знания, на основе которых
осознанно формируются практические навыки. В первую очередь это относится к
овладению свойствами естественного ряда чисел, законами десятичной системы,
свойствами арифметических операций, отношениями между ними, зависимостями.