Методика обучения и воспитания по музыкальному образованию Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Организация музыкально творческой среды на уроках музыки как фактор формирования мотивации к музыкальной деятельности младшего школьника

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1.   Теоретические основы формирования мотивации к музыкальной
деятельности младшего школьника. 6

1.1.   Проблема  мотивации в психолого-педагогической
литературе. 6

1.2.   Психолого-педагогические
особенности обучающихся младшего школьного возраста. 10

2.   Методические
подходы формирования мотивации к музыкальной деятельности на основе организации
музыкально-творческой среды на уроках музыки. 15

2.1.   Характеристика
и организация музыкально-творческой среды на уроках музыки  15

2.2. Комплекс заданий, формирующих мотивацию к музыкальной
деятельности на уроках музыки. 17

Заключение. 27

Список литературы. 29

  

Введение:

 

Актуальность исследования заключается в том, что
формирование творческой среды на уроках музыки лежит в основе гибкости, креативности
и компетентности человека. Несмотря на очевидную актуальность разработки
проблемы создания творческой среды, эта проблема еще не нашла в полной мере
свое теоретическое и практическое применение в традиционных системах
преподавания музыкально-теоретических дисциплин как в обычных школах, так и в
детских музыкальных школах.

Основная задача современного музыкального образования —
воспитание личности ученика, которое направлено не только на формирование
комплекса определенных профессиональных знаний и умений, но и ориентировано на
нравственное, эстетическое развитие детей и раскрытие их творческих
способностей. потенциал. Много говорится об оптимизации учебного процесса,
одной из составляющих которой является повышение мотивации студентов. На
современном этапе развития образования на первый план выходит личность ученика,
а не только его преподавание предметных знаний, навыков и умений. Именно
личность и индивидуальность человека с присущими ему характеристиками являются
результатом образовательного процесса. При этом воспитание личности
заключается, прежде всего, в развитии системы ее потребностей и мотивов.
Характер учебной мотивации и личностные черты, по сути, являются показателями
качества образования. Формирование учебной мотивации у подростков без
преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Мотивация
— это внутренняя психологическая характеристика человека, которая находит
выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, в
различных видах деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом
либо вообще не осуществляется, либо оказывается крайне неустойчивой. Количество
усилий, которые он вкладывает в учебу, зависит от того, как студент чувствует
себя в определенной ситуации. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения
вызывал у ребенка сильное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженную
умственную работу.

Объект исследования – процесс музыкального развития
младшего школьника.

Предмет исследования – педагогические условия
формирования мотивации к музыкальной деятельности на уроках музыки.

Цель исследования – выявить методы и приёмы формирования
мотивации младшего школьника к музыкальной деятельности на уроках музыки на
основе организации музыкально-творческой среды.

Задачи исследования:

· определить проблемы мотивации в педагогической
литературе;

· определить психолого-педагогические особенности
обучающихся младшего школьного возраста;

· изучить организацию музыкально-творческой среды
на уроках музыки;

· выявить комплекс заданий мотивации к музыкальной
деятельности.

Методологическую основу исследования составила
гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования (Н.Б. Крылова,
6 В.Т. Фоменко и др.), основополагающие идеи отечественных ученыхпедагогов и
психологов о структуре мотивационной сферы личности (Л.И. Божович, В.К.
Вилюнас, Ю.М. Забродин, Д.А. Леонтьев, Б.А. Сосновский, А.А. Файзуллаев и др.),
концептуальные положения, представленные в работах по теории и практике
формирования мотивации к обучению школьников (Н.К. Бакланова, И.Ф. Гончаров,
Г.А. Евтеева, Н.И. Иванов, В. Кузин, В С. Коробейников, Б.И. Лихачев, Б.М.
Морозов, К.К. Платонов, Л.И. Рувинский, В.М. Соколов, П.С. Хейфец),
субъектнодеятельностная методология (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, В.Н.
Мясищев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.)

В музыкальной психологии обоснование развития творческого
воспитания средствами музыкального искусства было дано Д.К. Кирнарская. Также
создано множество программ и методик музыкального воспитания (Д. Б.
Кабалевский, Л. В. Школяр, В. Г. Ражников, А. Г. Юсфин и др.), которые также
рассматривают приемы создания творческой среды на уроках музыки.

Теоретическо-методологической основой исследования
являются:

Работы в области мотивации к обучению (Л. И. Божович, В.
И. Жуковская, В. Г. Леонтьев, В. С. Мерлин, И. Мольцман, И. С. Неймарк, Е. М.
Павлютенков, Г. В. Сорокоумова, Т. В. Фомичева, П. А. Шавир, В. В. Ярошенко).

Работы в области психологии развития (Б.Г. Ананьев, Л.С.
Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон).

Работы в области музыкальной педагогики (Л.Г.
Арчажникова, Х.Н. Нурматова, К.М. Мамиров, Р.Г. Кадыров, Ф.Н.Г. Ревес, Э.Е.
Шаинский).

Методы исследования: анализ психологической,
педагогической, методической литературы по проблеме исследования, системный
анализ, педагогическое наблюдение.

Структура.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, использованных
источников и литературы. Объем работы составляет …стр.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Творчество младших школьников может проявляться в
воспевании простейших мотивов, часто возникающих непроизвольно, по собственной
инициативе, в сочинении мелодии к предлагаемому тексту, в воспроизведении
простых мотивов разного характера; в выразительных движениях под музыку,
передающих разные настроения произведений, в создании ритмического
сопровождения произведений для прослушивания музыки; в содержательном
исполнении песен с элементами собственной интерпретации.

Творчество должно пронизывать процесс общения с музыкой у
подростков. Он проявляется не только в оценочном суждении о воспринимаемой
музыке, интерпретации произведения, но и в собственном творчестве.

В процессе подготовки студентов к творчеству
прослеживаются три взаимосвязанных направления. Первый — это обогащение жизни и
музыкального опыта. Так, например, знание сказок, стихов, народных обычаев,
героев книг, повадки животных и т. Д. Создает основу для той или иной
музыкальной игры. Восприятие художественно ценных произведений обогащает
слуховые впечатления студентов, стимулирует заинтересованное отношение к
музыке.

Второе направление знакомит детей с приемами творческих
действий. Для этого им предлагается сравнить простые пьесы, песни, похожие,
например, по ритмическим оборотам, модальным интонациям, но в то же время
контрастные по настроению. Приводятся примеры музыкального творчества,
например, составление ритмического вступления и т. Д.

Третье направление предусматривает овладение техникой
творческих действий. Сначала их показывает сам педагог: после совместного
анализа песни придумывает план ее исполнения, аргументирует целесообразность
того или иного творческого решения. На примерах известных песен он объясняет и
дает детям почувствовать, как сочетание одинаковых степеней гармонии позволяет
создавать различные музыкальные образы и что характер музыки зависит от
совокупности средств музыкального выражения. … Исходя из полученного опыта,
ребята и дальше будут «сочинять» себя.

Подготовка учеников к творчеству очень важна.
Например, чтобы придумать варианты мелодии, они должны иметь достаточный
интонационно-ритмический опыт, который формируется постепенно и в определенной
последовательности; понять, какие комбинации элементов возможны. Поэтому
решению подобных задач должно предшествовать овладение поэтическим текстом, его
ритмической структурой, структурой мелодии.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы формирования мотивации к музыкальной
деятельности младшего школьника 1.1. Проблема 
мотивации в психолого-педагогической литературе Разработка проблемы мотивации в психолого-педагогической
литературе. Понятия «мотивация» и «мотив» в психологической литературе. Термин
«мотивация» по-разному используется разными авторами. Отмечая многообразие
теоретических подходов к изучению этого явления, С.Гроссман приходит к выводу о
том, что мотивация — это не более чем «ускользающая теоретическая конструкция»
(the elusive theoretical construct «motivation»).

Мотивация – система внутренних факторов, вызывающих и
направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека (Дубенюк Н.
В.) [22, с. 58]. То есть это внутренняя сила, побуждающая к действию, и,
одновременно, отвечающая на вопрос – почему человек действует, почему выбирает
именно такой путь, почему некоторые люди обладают более сильной мотивацией, чем
другие.

Существует множество теорий и объяснений на этот счет,
так одни психологи отдают предпочтение роли внутренних механизмов,
ответственных за действия индивида. Другие акцентируют внимание на внешних
стимулах. Третьи изучают основополагающие мотивы как таковые, разделяя на
врожденные и приобретенные механизмы. Четвертые исследуют вопрос:  служит ли мотивация для ориентирования
деятельности индивида с целью достижения определенной цели или же просто
является источником энергии для поведенческих актов, и как она связана с
привычкой (Дубенюк Н. В.)  [22 с. 123].

Мотивация характеризуется сложным набором компонентов. К
структурным компонентам мотивации относятся: потребности, мотивы, цели.
Потребности — это источники активности. Мотивы – причины, определяющие выбор
направленности поведения. Цели – то, на что направлена активность.

Мотивация тесно связана с человеческим развитием. Она
начинается с мысли, что при достижении цели мы почувствуем себя хорошо (или
перестанем чувствовать себя некомфортно). Это заставляет нас действовать в
направлении достижения данной цели и оценивать, эффективны ли наши действия и
приведут ли они к ожидаемым результатам.

У каждого человека есть свои собственные мотивы, которые
могут сильно отличаться от мотивов окружающих. С другой стороны, у каждого из
нас есть свои энергетические резервы, которые мы можем задействовать. То же
самое можно сказать и об уровнях постоянства. Кроме того, мы не всегда
сохраняем одинаковую степень мотивации, т.е. мотивация динамична.

Мотивация предшествует удовлетворённости, т.е.
удовольствию, испытываемому при достижении желаемой цели.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы