Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольное образование

Курсовая с практикой на тему Организация методической работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы развития речи детей младшего дошкольного возраста 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика развития речи детей дошкольного возраста 5
1.2. Содержание и факторы, влияющие на развитие речи детей дошкольного возраста 7
1.3. Средства организации развития речи детей младшего дошкольного возраста 11
Выводы по 1 главе 15
Глава 2. Методические основы по организации методической работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста 16
2.1 Методическое сопровождение по развитию речи детей младшего дошкольного возраста 16
2.2 Диагностика уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста 17
2.3. Методические рекомендации по организации методической работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста 21
Выводы по 2 главе 24
Заключение 26
Список использованной литературы 28

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Последние годы в современном обществе происходит переосмысление культурных и педагогических идей, ценностей благодаря этому происходит модернизация системы образования. Все больше и больше внимания уделяют дошкольному образованию.
Так как в дошкольном возрасте приходится период интенсивного формирования и становления важнейших систем организма, происходит физическое развитие и совершенствуется интеллектуальный потенциал детей. Дошкольный период детства – существенный период в развитии ребенка его личностных качеств, так как в это время он познает мир, который его мир, учится взаимодействию с детьми и взрослыми, проходят первые этапы взросления. Также в дошкольный период происходит развитие всех психических процессов, в том числе речи.
Многие умения и навыки ребенок приобретает после рождения и одним из приобретенных умений является речь. Речь человека развивается в ходе индивидуального развития и это неврожденная способностью. Развивая речь ребенка, педагог способствует развитию всех психических процессов и способствует формированию личности ребенка и человека вообще.
Речь выступает своеобразным проводящим звеном в становлении личности ребенка. Речевое общение является основным средством передачи различной информации, благодаря речи человек знает мир, находящийся рядом с ним приобщается к исторической культуре, а также способствует благополучному воспитанию и обучению [27, с.22].
В условиях ФГОС, проблема развития речи продолжает волновать педагогов дошкольного образования. В связи с изменением взглядов на воспитание и обучение воспитанников детского сада, и с введением ФГОС, в привычной работе направленной на развитие речи ребенка происходят разные изменения. На смену традиционным методам приходят новые, которые помогают педагогам достичь положительных плодов в формировании красивой, правильной связной речи дошкольников. Речь служит основой для развития детской деятельности: познания, познавательно-исследовательской и общения. Невозможно не согласиться с тем, что речевое развитие дошкольника стала одной из злободневных проблем в деятельности педагогов ДОУ. «Речевое развитие» в ФГОС ДО выделена как основная образовательная область.
Усвоение родного языка это один из самых сложных и загадочных вопросов, как для детских психологов, так и педагогов. По сей день является загадкой, как беспомощный малыш, у которого слабо развито внимание, мыслительные операции не сформированы, всего за 1,6–3 года почти безукоризненно усваивает настолько сложную знаковую систему человека, как речь (язык).
Возможно, именно по этой причине нахождение линий и наилучших условий, способствующих развитию речи малышей считается одним из важнейших направлений в дошкольной педагогике.
Объект исследования: процесс речевого развития детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность влияния игровой деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: развитие речи детей дошкольного возраста будет осуществляться более успешно, если:
– учтены возрастные особенности развития личности ребенка и специфики его индивидуальных особенностей;
– изучены возможности использования игровой деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели и подтверждения гипотезы были выделены следующие задачи:
1) осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2) определить уровень развития речи детей дошкольного возраста;
3) выявить эффективные методы и приемы развития речи детей дошкольного возраста.
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ. В психолого-педагогическом исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 3-4 лет.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Речь – это один из важных процессов развития человека, на основе формирования речи происходит становление его как личности. Речь является важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, у человека появляется потребность приобщения к ценностям духовной культуры, а также развитие речи выступает необходимым условием воспитания и обучения. Ребенок с появлением на свет нуждается в непременном общении с окружающими его взрослыми, эта та потребность, которая постоянно находится в стадии развития, сначала появляется потребность в эмоциональном контакте, затем это потребность выражается в личностном общении и сотрудничестве. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает фундамент успешного обучения в школе.
Развитие речи детей дошкольного возраста является одним из наиболее важных разделов педагогики. В период дошкольного возраста ребенка ведущей задачей речевого развития является накопления словаря. В отечественной методике развития речи в работах Е.И. Тихеевой, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, В.Н. Зимониной, Л.И. Пушниной были сформулированы основные задачи словарной работы в детском саду. Эти исследователи выделяли необходимость проведения специально организованной работы, направленной на расширение, уточнение и активизацию словаря. Именно в период дошкольного возраста создаются наиболее благоприятные условия для развития словаря, поэтому большое значение имеет развитие словаря детей младшего дошкольного возраста
В Федеральном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования приведены требования к образовательным программам. Образовательная область: речевое развитие, согласно стандарту, включает в себя обогащение активного словаря дошкольника. Отсюда можно сделать вывод, что педагог дошкольного образования должен организовывать свою педагогическую деятельность так, чтобы у ребенка осуществлялось полноценное речевое развитие, в том числе и формирование словаря, что подтверждает актуальность темы. В современной методике словарная работа выступает как целенаправленная педагогическая деятельность, которая создает условия для эффективного освоения словарного состава родного языка.
Следует отметить, что основная задача методики развития речи дошкольников – это воспитание звуковой культуры речи у детей решаются на протяжении всего дошкольного детства. Специально организованная образовательная деятельность подводит ребенка к овладению связной речью, происходит развитие умения содержательно и логично строить высказывания.
Для полноценного развития ребенка необходимо сформировать правильную речь. Одним из важных компонентов речи является словарь. Поэтому педагогу необходимо реализовать комплекс мер по формированию богатого полного словарного запаса ребенка. В частности работа педагога должна проходить по расширению словаря ребенка, уточнению значений слов, их уместному применению и активизации пассивного словарного запаса. Работу необходимо проводить в комплексе, в разных видах деятельности детей, а также совместно с родителями. Анализ теоретических основ формирования словаря у детей младшего дошкольного возраста показал, что от уровня развития словаря у ребенка зависит его успешность обучения и социализация. Дети с богатым словарным запасом не испытывают затруднений в обучении и быстро овладевают навыками чтения и письма. В работах Е.И. Тихеевой, В.И. Логиновой подчеркнута необходимость организации специальных мероприятий по формированию словаря для детей младшего дошкольного возраста. Д.Б. Эльконин отмечает, что уровень речевого развития тесно связан как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием дошкольника.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы развития речи детей младшего дошкольного возраста
1.1. Психолого-педагогическая характеристика развития речи детей дошкольного возраста
Дошкольное образовательное учреждение развивает все детские наклонности и способности, а между ними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью [17; 23].
Поэтому систематическое обучение речи, методическое развитие речи и языка лежат в основе всей системы воспитания в детском саду. В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь [17;35].
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления. У младших дошкольников совершенствуется понимание речи (понимание словесной инструкции, указаний взрослого, несложного сюжета литературного произведения). Речь начинает становиться не только средством общения, но и источником получения знаний, по средством словесных объяснение взрослого.
М.М. Алексеева и В.И. Яшина считают, что развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития дошкольников [3;57]. В ходе развития ребенка перестраиваются формы связной речи. Переход к контекстной речи стоит в тесной связи с овладением словарным составом и грамматическим строем языка.
Для детей 3 лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы), но они только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли. Их речь все еще ситуативна, преобладает экспрессивное изложение. Малыши допускают много ошибок при построении предложений, определении действия, качества предмета. Чаще используют короткие предложения, характерны инверсии (нарушение порядка слов в предложении). Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи.
В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого увеличивается примерно до 2,5 тысяч слов.
Структура речи так же несовершенна. При употреблении сложноподчиненных предложений опускается главная часть [11; 135].
Дети постепенно переходят к самостоятельному составлению небольших рассказов по картинке, по игрушке. Однако их рассказы в большинстве своем копирует образец взрослого, они еще не могут отличить существенное от второстепенного, главное от деталей. Ситуативность речи остается преобладающей, хотя идет развитие и контекстной речи, т.е. речи которая понятна сама по себе.
У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает высокого уровня.
Г. М. Лямина подчеркивает, что в период от двух до пяти лет ребенок обладает необычайным чутьем языка и что именно оно и связанная с этим умственная работа ребенка над языком создают основу столь интенсивно идущего процесса [18; 66]. Происходит активный процесс усвоения родного языка.
Развитие детских представлений и формирование общих понятий является основой совершения мыслительной деятельности – умение обобщать, делать выводы, высказывать суждения и умозаключения. В диалогической речи дети пользуются достаточно точным, кратким и развернутым ответом в соответствии с вопросом. В определенной мере появляется умение формулировать вопросы, подавать уместные реплики, исправлять и дополнять ответ товарища.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы