Курсовая с практикой на тему Организация логопедической работы по диагностике и коррекции ффнр у дошкольников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения логопедической работы по диагностике и коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников 6
ГЛАВА 2. Диагностика особенностей звукопроизношения и фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 12
ГЛАВА 3. Коррекция звукопроизношения и фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….33
Введение:
Актуальность исследования. Неоспоримая роль овладения ребенком-дошкольником фонематическим слухом и восприятием, звуковым анализом и синтезом, обеспечивающим не только качество детской речи, но и выступающим в качестве предпосылок усвоения грамоты, обуславливает важность изучения проблемы организации логопедической работы по диагностике и коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников.
Актуальность исследования обеспечивается возрастающим количеством детей, имеющих нарушения речевой системы, и поиском новых путей преодоления недостатков речи. Общеизвестно, что ранняя коррекционная работа логопеда совместно с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии и способствует готовности ребенка к школе.
Разработкой проблемы диагностики и коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников занимались такие ученые как Л.С. Волкова, Г.В. Гуровец, Н.В. Дурова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, С.А. Миронова, О.А. Реуцкая, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева и мн. др.
Объект исследования – фонетико-фонематическое недоразвитие речи у дошкольников.
Предмет исследования – логопедическая работа по диагностике и коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников.
Цель исследования – на основе анализа теоретико-методологической литературы по проблеме исследования разработать и апробировать методику логопедической работы по диагностике и коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников.
Гипотеза исследования – предполагается, что логопедическая коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников будет происходить более эффективно при соблюдении следующих условий:
— при учете принципа перехода от простого к сложному и комплексном подходе к преодолению речевых нарушений;
— при использовании разнообразных артикуляционных, речевых игр и упражнений.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Выполнить анализ научно-методической литературы по проблеме диагностики и коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников.
2. Реализовать диагностику особенностей звукопроизношения и фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и проанализировать полученные результаты.
3. Выполнить коррекцию звукопроизношения и фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Методологической основой исследования выступили следующие научные подходы:
— системный подход к изучению, обучению и воспитанию детей с различными формами дизонтогенеза, предложенный П.К. Анохиным, А.Г. Асмоловым, М.С. Каганом и др.;
— личностно-ориентированный подход, разработанный В.В. Давыдовом, И.С. Якиманской и др.;
— основные положения теории развития нормальных и аномальных детей Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, М.С. Певзнер и др.;
— учение о роли социальной среды в формировании личности Л.С. Выготского;
— теоретические концепции диагностики развития и коррекции детей с недоразвитием речи Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой и др.
Методы исследования:
— анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
— эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный;
— качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Выборка исследуемых: 12 детей в возрасте от 5 до 6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (выборка была составлена на основе анализа речевых карт детей, были выбраны те дети, у которых по результатам заключения ПМПК было зафиксировано ФФНР).
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
По итогам выполнения курсовой работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило на основе анализа теоретико-методологической литературы по проблеме исследования разработать и апробировать методику логопедической работы по диагностике и коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— был выполнен анализ научно-методической литературы по проблеме диагностики и коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников;
— была реализована диагностика особенностей звукопроизношения и фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и проанализированы полученные результаты;
— была выполнена коррекция звукопроизношения и фонематического восприятия у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что логопедическая коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников будет происходить более эффективно при соблюдении следующих условий:
— при учете принципа перехода от простого к сложному и комплексном подходе к преодолению речевых нарушений;
— при использовании разнообразных артикуляционных, речевых игр и упражнений.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы в полном объеме, а гипотеза доказана.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения логопедической работы по диагностике и коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников
Детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в особую категорию детей с недоразвитием речи выделила профессор Р.Е. Левина в рамках психолого-педагогической классификации речевых нарушений. К этой категории, согласно Р.Е. Левиной [6], вошли дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, но нарушенной произносительной стороной речи и дизонтогенезом фонематического слуха.
Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и Т.В. Туманова [15-17] характеризуют понятие «фонетико-фонематическое недоразвитие речи» в качестве нарушения процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами ввиду дефектов восприятия и произношения фонем.
Признаком, определяющим наличие фонематического недоразвития, выступает сниженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, которые обеспечивают восприятие фонемного состава языка. Речь ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием речи отличается трудностями и ошибками в формировании звуков, которые отличаются тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
По данным Р.Е. Левиной, С.П. Дувановой, М.А. Язовских, необходимо отводить большую роль формированию фонематического восприятия, т.е. способности воспринимать и различать звуки речи (фонемы) [6, 4, 22-23].
С.Ю. Бенилова отмечает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов [2].
Несомненна связь в формировании лексико-грамматических и фонематических представлений. При специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.
По мнению Р.Е. Левиной, именно развитие фонематического восприятия и звукового анализа выступает узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития [6].
У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками [5].