Курсовая с практикой на тему Организация кружка по декоративно-прикладному творчеству в системе дополнительного образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы преподавания декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования 5
1.1. Декоративно-прикладное искусство в системе ценностей человеческой культуры 5
1.2. Методика развития практических умений детей по декоративно-прикладному искусству 9
Глава 2. Практические аспекты организации кружка по декоративно-прикладному творчеству в системе дополнительного образования 13
2.1. Особенности образовательной деятельности в системе дополнительного образования 13
2.2. Организация кружка по айрис фолдингу в системе дополнительного образования 15
Заключение 19
Список литературы 21
Приложение 23
Введение:
Актуальность исследования. В образах творчества русского народа в овеществленной форме до нас доходит живой голос истории, голос культуры предыдущих поколений. Через эти вещи мы постигаем источники, богатую историю нашей национальной культуры, видим душу народа. С этой точки зрения забота о развитии русского народного промысла является забота о прогрессе национального самосознания, исторического самоутверждения и забота о дальнейшем развитии современной национальной культуры. Все свои особенности, национальные традиции, обычаи, обряды и даже взгляды на жизнь и на прекрасное в этой жизни люди выражали в декоративно-прикладном искусстве.
Знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства способствует формированию у детей «чувства декоративности», умение «читать» узоры, обогащению ассоциативных связей (сравнению образов с реальными предметами, объектами). Ребенок – это художник-волшебник, она должна чувствовать, рассказывать об искусстве красками и карандашом, просто пальцами на бумаге, в глине. Изобразительная деятельность по произведениям декоративно-прикладного искусства открывает детям волшебный мир чувств человека, стремящегося в красках, линиях, цвете, движениях кисти; в звуках, интонациях, темпе, в выразительных трогательных выражениях поделиться своими переживаниями, радостью, восторгом от услышанного, увиденного в реальной жизни.
Роль декоративной деятельности в воспитании и развитии детей очень велика, ведь ознакомления детей с богатством родного края в сочетании с обучением поможет воспитать чувство красоты и любви к русскому народным промыслам и родной культуры. Если воспитатель сможет правильно организовать работу на занятиях — ребенок действительно заинтересуется не только декоративной деятельностью, но и искусством вообще. Именно поэтому декоративная деятельность детей по мотивам русского народных промыслов и является весьма актуальной на сегодня темой.
Цель исследования изучить особенности методики преподавания декоративно-прикладного искусства на примере учреждений дополнительного образования.
Объект исследования: процесс дополнительного образования детей по декоративно — прикладному искусству.
Предмет исследования: организация кружка по декоративно-прикладному творчеству в системе дополнительного образования.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить декоративно-прикладное искусство в системе ценностей человеческой культуры.
2. Рассмотреть методику развития практических умений детей по декоративно-прикладному искусству.
3. Определить формы и методы преподавания декоративно-прикладного искусства.
Методы исследования: изучение и анализ теоретических источников, анализ учебных программ и опыта работы учреждений дополнительного образования.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании использования технологического подхода и практико-ориентированных форм и методов развития практических умений детей в учреждении дополнительного образования.
Практическая значимость исследования состоит в том, что созданы и апробированы программа кружка дополнительного образования «Природа — мир твоего развития» и требования к организации творческой мастерской по художественной обработке природных материалов; разработаны методические рекомендации для педагогов дополнительного образования и студентов, обучающихся декоративно-прикладным специальностям.
Заключение:
Кружок – одна из самых распространенных форм работы с детьми в системе дополнительного образования. Он позволяет расширять и углублять знания, полученные на уроках, применять их на практике, в детском творчестве. Кружок имеет достаточно выраженную предметную направленность, он удовлетворяет те или иные интересы детей, связанные с познавательной и художественной деятельностью, начатой на уроках.
Ценность кружковой деятельности состоит и в том, что она непосредственно направлена на получение предметного результата. Предметный результат – это непосредственный продукт совершаемых человеком действий: платье, когда его шьют; пирог, когда его пекут; песню, когда ее поют; решение, когда решают задачу; цветок, когда его выращивают; добрые слова, когда приветствуют встречного.
Кружок можно рассматривать как эффективную форму эстетического развития ребенка, формирования их эстетической культуры. Занятия в кружке декоративно прикладного искусства помогут младшим школьникам научиться выражать свои чувства, передавать настроение, понимать художественные образы, показывать образы в определенной взаимосвязи. Педагогу с детьми необходимо создать уютный, теплый, гармоничный эстетически целостный интерьер комнаты для занятий, который будет побуждать детей формировать и выражать свои собственные эстетические оценки и предпочтения, не навязывая им оценок взрослого.
Декоративно-прикладное искусство различных народов веками не теряет своих традиций и является одним из проявлений национальной культуры. Приобщение подрастающего поколения к различным видам прикладного искусства, связанного с рукодельными работами, можно считать значимой частицей трудового обучения и эстетического воспитания детей. В процессе занятий в области декоративно-прикладного искусства воспитывается культура мышления и эстетических суждений, целеустремленность, самоконтроль, чувство ответственности за порученное дело. Традиции народных мастеров передавались из поколения в поколение. Долгое время обучение шло в домашних условиях, где дети, наблюдая за работой старших, познавали тайны художественного ремесла, впитывали с ранних лет, продолжая его в своей творческой деятельности.
Организационные формы работы можно условно разделить на три группы: индивидуальная работа детей (с периодической консультацией у воспитателя), групповая (кружки), массовая работа (организация тематических вечеров, экскурсий и др.).
На занятиях дети рассматривают предметы декоративно-прикладного искусства и его изображения, репродукции, открытки, упражняются в преподавании элементов узоров Воспитатели знакомит детей с народным промыслом — название, его нахождения, определяет вместе с детьми назначение предметов. С целью эмоционального воспитания, рассмотрение предметов сопровождается художественным словом, потешками, образными словами, используют народные мастера, звучанием народной музыки, песен. Различные формы занятий, использование наглядного материала, дидактической игры, художественного слова, музыки, делают эти занятия живыми и интересными. А в ходе моделирования определенного узора в процессе дидактической игры, дети проявляют творчество, создают власти орнаменты, представляя себя в мастерской народного умельца. Это как экскурсия в сказку.
Знакомя детей с одним из видов народного искусства с использованием игры, вырабатываются навыки ритмичного заполнения элементами формы, ребенку проще прорисовывать элементы после многократных манипуляций с ними, а главное, вырабатываются навыки и темп рисования без пауз.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы преподавания декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования
1.1. Декоративно-прикладное искусство в системе ценностей человеческой культуры
Декоративное искусство — вид искусства, создание изделий, сочетающих художественные и утилитарные функции. Произведения декоративного искусства связаны с бытовыми нуждами людей, составляют неотъемлемую часть среды человеческого обитания. Основой и источником его является народное творчество. В сферу декоративного искусства входят изделия традиционных художественных промыслов и ремёсел, художественной промышленности и профессионального авторского искусства [2].
Народное декоративно-прикладное искусство берет свое начало в русских селах. Нехитрые поделки доморощенных мастеров-умельцев нередко классифицируются как изделия в категории «народно-прикладное искусство». Хорошим примером фольклорного стиля является так называемая дымковская игрушка — раскрашенные петушки, фигурки, украшения из красной глины.
Палехский народно-художественный промысел появился на российских просторах в начале 20-го века. Искусство лакового рисунка возникло в небольшом поселке Ивановской губернии под названием Палех. Промысел явился продолжением иконописного искусства, которое уходит корнями в допетровские времена. Позже мастера Палеха участвовали в росписи Грановитой палаты Московского Кремля, Новодевичьего монастыря, соборов Троицко-Сергиевой лавры [12].
Федоскинская техника рисунка предусматривает использование подкрасочного слоя из светоотражающих компонентов: сусального золота, металлического порошка или поталя. В отдельных случаях мастер может сделать подкладку из перламутра. Прозрачные лессировочные краски вместе с подкладкой создают неповторимый эффект глубокого свечения. Красочный слой подчеркивается черным фоном.
Мстёра Так назвали русский народный промысел, появившийся в середине 18-го века во Владимирской губернии. Началось все с «мелочных писем» — миниатюрных икон с прорисовкой мельчайших деталей. После революции 1917 года, когда отпала нужда в иконописи, мстёра перешла на шкатулки и коробочки из папье-маше. Рисунок наносился темперными красками, замешанными на яичных желтках. К середине 20-го века окончательно образовались технологии лаковой миниатюры мстёра. Основные принципы нанесения рисунка заключаются в переводе общих контуров с кальки на поверхность изделия, затем следует «роскрышь», нанесение непосредственно рисунка.
Следующий этап — детальная роспись. И наконец «плави» — окончательное раскрашивание с бликовкой, включающей в себя твореное золото (мельчайший золотой порошок). Готовое изделие покрывается прозрачным лаком в шесть слоев с промежуточной сушкой, затем полируется. Характерные признаки мстёрской живописи — это ковровая декоративность, утонченная игра оттенков и три цветовые гаммы, используемые в раскраске: желтая охряная, красная и серебристо-голубая. Тематика рисунка классическая: сказочные сюжеты, исторические памятники, архитектура [11].
Народный промысел жостовский — это металлические подносы, раскрашенные в особом стиле. Зародилось жостовское искусство в начале 19-го века, в деревнях Троицкой волости, в Подмосковье. Жители трех сел (Осташково, Жостово и Хлебниково) занялись изготовлением расписных изделий из папье-маше. А в мастерской братьев Вишняковых стали делать подносы из жести с красочным рисунком. Прейскурант Вишняковых включал в себя два десятка различных изделий из металла и папье-маше, все они были расписными, красочно оформленными и пользовались высоким спросом на ярмарках, при этом на первом плане всегда был раскрашенный поднос. Жостовская роспись — это цветочная тема в нескольких вариантах: букет садовый, цветы «враскидку», гирлянда, плетеный венок. Полевые растения составляли отдельную композицию. Букеты на подносе выглядят натурально за счет тщательной проработки мелких деталей. Палитра цветов при этом используется максимально насыщенная. Фон, как правило, черный, края подноса украшаются ажурным орнаментом, растительным или стилизованным под древесную структуру. Жостовский поднос всегда расписывается вручную и является эксклюзивным произведением искусства [14].