Курсовая с практикой на тему Организация коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического восприятия.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития фонематических
функций у детей в онтогенезе и при речевых нарушениях. 7
1.1.Определение и характеристика фонематического
восприятия и его место в системе фонематических функций. 7
1.2.
Развитие фонематического восприятия у детей в онтогенезе и его особенности при фонетико-фонематическом недоразвитии речи 11
1.3. Диагностические и методические аспекты
обследования и развития фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
речи……………………………………………..………………13
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….18
Глава 2. Педагогический
эксперимент по обследованию и развитию фонематического восприятия у детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи. 19
2.1. Методика
обследования фонематического восприятия у детей и результаты констатирующего
эксперимента. 19
2.2.
Организация и содержание логопедической работы по развитию фонематического
восприятия у детей целевой группы.. 24
2.3.
Контрольный эксперимент по выявлению динамики в развитии фонематического
восприятия у детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи. 30
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….32
Заключение. 33
Список литературы. 35
Приложения………………………………………………………………………39
Введение:
Фонематическое восприятие — это особое психологическое действие по
различению фонем и установлению звуковой структуры слова. Фонематическое
слушание — это систематическое тонкое слушание, которое способно различать и
распознавать фонемы, составляющие звуковой слой слова (фонематическое слушание
близко по значению к фонематическому восприятию).
Неразвитое фонематическое восприятие приводит
к тому, что ребенок не воспринимает звуки, похожие по звучанию или по выражению
в речи. Его словарный запас не наполнен похожими словами, которые трудно
различить. В будущем ребенок будет значительно отставать от сверстников в развитии.
Вопрос о развитии фонематического восприятия и
его значении для формирования грамотной речи является предметом исследования В.
И. Бельтюкова, Л. С. Выготского, А. Н. Гвоздева, Р. Е. Левиной, А. А. Леонтьева,
Г. Л. Розенгард-Пупко, Н. Х. Швачкина, Д. Б. Эльконина и др.
В
психологии существует понятие «сензитивный» или «чувствительный возраст» — это
оптимальный период развития определенных сторон психики, в течение которого
развивающийся организм чувствителен к определенным видам воздействия. В возрасте 4— 6 лег дети наиболее
чувствительны к развитию фонематического слуха.
Фонематический слух важен для развития устной речи детей и является основой для
формирования других фонематических функций – восприятия, анализа и синтеза,
представлений.
На взаимосвязь
фонематического слуха и восприятия указывают Ю. Ф.
Гаркуша, Н. Л. Крылова, Н. Я. Ларионова, Т. А. Ткаченко, М. Ф. Фомичева и
другие ученые.
У детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи несформированность фонематического
слуха входит в структуру дефекта. Обладая развитым физическим слухом и нормальным
интеллектом, они не готовы к овладению фонематическим восприятием, лежащим в
основе обучения грамоте и овладения письменной речью. И как следствие –
некачественное овладение учебной
программой школы. Эти дети представляют собой большую группу риска по
неуспеваемости, особенно в области письма и чтения.
Таким образом, объект
исследования в нашей работе —
фонематическое восприятие детей с фонетико-фонематическимм недоразвитием
речи.
Предмет исследования – коррекционно-логопедическая работа по
развитию фонетического восприятия у детей с
фонетико-фогематическим недоразвитием речи.
Цель исследования – теоретическое изучение и экспериментальная
проверка организации и проведения коррекционно-логопедической работы по развитию
фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
речи в условиях ДОУ.
Гипотеза исследования
заключается в предположении о том, что развитие фонематического восприятия у
детей возможно при организации и проведении коррекционно-логопедической работы системой
игр и упражнений принципами комплексности, учета результатов констатирующего
эксперимента, последовательности и регулярности.
Для достижения цели и доказательства гипотезы
поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучить
теорию развития фонематического восприятия у детей в онтогенезе и его
особенности при фонетико-фонематическим
недоразвитием речи..
2. Разработать
и осуществить педагогический эксперимент по выявлению и развитию
фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
речи.
3. Сравнить результаты
констатирующего и контрольного этапов эксперимента, сделать выводы по
исследованию.
Методологической и теоретической основой исследования явились:
— положения общей и специальной психологии о единстве
общих закономерностей развития нормальных и аномальных детей Л. С. Выготского,
А. Р. Лурии;
— труды Р. Е. Левиной,
Г. А. Каше, Л. Ф. Спировой об
особенностях развития фонематических функций у детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи;
Методы исследования:
— теоретические: анализ
психолого-педагогической литературы;
— эмпирические: наблюдение, беседа, 3
этапа эксперимента;
— математические: количественная
обработка результатов констатирующего и контрольного этапов исследования;
— интерпретационные: качественный анализ
хода и результатов эксперимента.
Экспериментальная база исследования: МБДОУ №
15 «Ромашка» г. Шарыпово Красноярского края. В эксперименте участвовали дети дошкольного
возраста с ФФНР количестве 10 человек.
В структуру курсовой работы входят: введение, 2 главы, заключение, выводы
по главам, список литературы и приложение. Во введении раскрыты основные компоненты
научно-понятийного аппарата исследования: актуальность, объект, предмет, цель,
задачи и др. В первой
главе рассмотрены теоретические аспекты развития фонематических функций у детей в онтогенезе и
при речевых нарушениях, даны определение и характеристика фонематического
восприятия и его место в системе фонематических функций, рассмотрены
диагностические и методические средства развития фонематического восприятия у
детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи..
Во второй главе описан проведенный
педагогический эксперимент по обследованию и развитию фонематического
восприятия детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи приведена
методика обследования и результаты констатирующего и контрольного эксперимента,
содержание и ход формирующего этапа исследования.
Каждая глава содержит краткие выводы.
В заключении сделаны общие выводы по
теоретической и экспериментальной частям исследования.
В список литературы включено 25 источников.
В приложении имеются 2 приложения.
Общий объем курсовой работы — 39 стр. без
приложений.
Заключение:
Наше
исследование было посвящено изучению фонематического восприятия у детей
старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Актуальность
темы нашего исследования заключается том, что в настоящее время недоразвитие
фонетико-фонематической стороны речи накладывает отпечаток на формирование
учебно-познавательной деятельности детей.
Не
проведенная своевременно коррекция трудностей в обучении, имеющихся у ребенка с
нарушениями речи, приводит к формированию вторичных дефектов —
социально-педагогической запущенности, эмоциональных, личностных и
интеллектуальных расстройств.
В
процессе исследования стало ясно, что преодоление фонетико-фонематического
недоразвития достигается путем целенаправленной комплексной работы.
Перед
работниками дошкольных учреждений, кроме задач общего речевого развития детей с
ФФНР, поставлены задачи:
обучить
детей правильному произношению, развить фонематическое восприятие, устранить
имеющиеся у них речевые недостатки к моменту поступления в школу.
Для
реализации цели были поставлены следующие задачи:
1.
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме
исследования.
2.
Выявить особенности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного
возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. 3. Определить содержание коррекционной работы
по развитию фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Для
реализации первой задачи мы внимательно рассмотрели понятие «фонематическое
восприятие» в психолого-педагогической литературе с точки зрения логопедии,
педагогики, психологии, психолингвистики.
Для
выполнения второй задачи нами целесообразно и системно был использован
комплексный подход, в котором мы использовали разнообразные формы работы. Нами
был проведен анализ состояния развития фонематического восприятия у детей
старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и
выявлены особенности развития фонематического восприятия у детей данной
категории.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты развития
фонематических функций у детей в онтогенезе и при речевых нарушениях
1.1.Определение
и характеристика фонематического восприятия и его место в системе
фонематических функций
Фонема — это базовая единица языка, которая лишь
косвенно связана с сенсорной дифференциацией. Выполняя функции восприятия
(идентификации) и указания (дифференцирования), а иногда и разграничения
(дифференциации) в тексте, фонемы в языковой системе противостоят друг другу[4].
Оппозиция основана на ее отличительных чертах,
которые обычно являются артикуляционными и / или акустическими особенностями
звуков, так что фонема как набор отличительных черт — дифференциация,
противопоставление, в которое входит конкретная фонема и считается неотделимыой,
не образующих оппозиций данной фонемы с другими. В.К.Орфинская дает определение
фонематической системы: фонематическая система — это система фонем языка, в
которой каждый элемент характеризуется отличительными знаками разначения.
В русском языке такими знаками являются
звонкость или глухость, твердые или мягкие, место происхождения, способ
образования, участие небной оболочки. В зависимости от наличия голосовых связок
голоса делятся на звонкие и глухие. По степени интенсивности в средней части
спинки языка звуки делятся на твердые и мягкие. В зависимости от участия
мягкого неба звуки делятся на ротовые и носовые[5].
По способу образования звуки делятся на щелевые,смычные,
смычно-проходные, дрожащие, аффрикатные. По месту образования звуки
подразделяются на губные (губные, губно-зубные) и язычные (передне-язычные,
заднеязычные, средние языковые). Если фонемы отличаются друг от друга
несколькими семантическими отличительными признаками, то это звуки далекие, не
похожие друг на друга. Если фонемы отличаются только одним значимым признаком,
то они близки, противоположны.
В настоящее время существуют разные точки зрения
на сущность фонематических функций. В литературе часто путают понятия
«фонематический слух», «фонематическое восприятие», «фонематический анализ».
Существуют
также исследования, которые дифференцируют понятия фонематического и
фонетического слуха. Взрослый воспринимает звучащие слова, как разделяемая не
только на фразы, синонимы, слова, но и в фонемы. Минимальная единица
воспринимается в устной речи этого слово, так как это слово, которое является
самостоятельным значимым блоком. Ребенок подсознательно анализирует слово, в
результате которых представление о системе фонем родного языка формируется в
его сознании[7].
Разделение
фонем носителями языка зависит не от акустических или физиологических факторов,
а от семантических связей. Семантические отношения, выраженные фонемами,
наиболее очевидны при сравнении квазимононимных слов.
Воспринимая слово как сегмент речи, ребенок
одновременно определяет в нем дифференциальный знак (или набор дифференциальных
знаков), который отличает одно слово от другого. А.Н.Гвоздев предлагает
следующий критерий образования системы фонем: «Образование фонем происходит
только тогда, когда ребенок узнает заранее смешанные звуки и последовательно
использует их для различения слов».
Из
вышесказанного следует, что ребенок не может говорить о системе фонем,
полностью сформировавшейся в его сознании, пока он не овладеет искусством
смешения звуков в своей речи.