Курсовая с практикой на тему Организация конкурентной разведки и ее роль в стратегии предприятия
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНОЙ РАЗВЕДКИ 6
1.1. Конкурентная разведка: понятие, функции и задачи 6
1.2. Сбор, анализ, обработка и использование информации в целях оценки деятельности контрагентов 14
Источники информации для целей разведывательной и контрразведывательной деятельности 16
Процесс решения задач бнзнес-разведкн строится на определенных моделях. Рассмотрим их подробнее. 18
2. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНОЙ РАЗВЕДКИ НА СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ 21
2.1. Дезинформация и другие активные методы конкурентной разведки 21
2.2. Роль конкурентной разведки в стратегии предприятия 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 36
Введение:
Актуальность исследования обусловлена распространенностью меро-приятий по осуществлению конкурентной разведки среди современных предприятий. Это связано с необходимостью получения достоверной ин-формации о конкурентной среде, что напрямую влияет на экономическую безопасность предприятия. В условиях геополитической и экономической не-стабильности, интенсивном развитии технологий и маркетинга именно отла-женная и эффективно функционирующая система конкурентной разведки может обеспечить предприятию конкурентные преимущества, с одной сторо-ны, а контрразведка — обеспечить собственную экономическую безопас-ность, с другой .
Экономическая безопасность и устойчивое развитие предприятия в со-временном мире зависит от своевременного получения достоверной инфор-мации, в том числе о деятельности конкурентов. В этой связи на первый план выходит конфиденциальная и коммерческая информация, а также осуществ-ление их защиты . Кроме того, актуальность темы обуславливается специфи-кой современных экономических отношений, формирование которых тесно связано с конкурентными условиями интенсивно развивающегося инноваци-онно-технологической составляющей. В настоящее время важной задачей любой компании является целенаправленная деятельность по повышению конкурентоспособности. В этом случае на первый план выходит прочная бизнес-позиция, которая может быть уязвима для конкурентной разведки. На этом фоне приоритет менеджментом компании должен отдаваться информа-ционным процессам и ресурсам как факторам обеспечения не только конку-рентоспособности предприятия, но и его экономической безопасности. Ин-формация же в данном случае выступает в качестве ключевого инструмента решения бизнес-задач, повышающих эффективность деятельности компании в целом и обеспечивающих его успешное функционирование в условиях кон-курентного рынка в частности .
Одним из инструментов, призванных добывать, обрабатывать и защи-щать информацию является конкурентная разведка. Она позволяет сохра-нить имеющиеся преимущества и не допустить утечки стратегически важной информации, а также обеспечить компанию конкурентными преимущества-ми. В рамках инновационной деятельности информация имеет решающую роль. С одной стороны, становится необходимым защищать собственные ин-новации. С другой стороны, в целях постоянного развития необходимо иметь знания об инновационном развитии конкурирующих компаний . На данный момент российские предприятия осознают необходимость проведе-ния конкурентной разведки, однако этот процесс крайне замедлен и трудно реализуем на практике в связи с нехваткой понятийного и методологического аппарата , что также обуславливает актуальность выбранной темы.
Характеризуя степень разработанности проблемы, можно отметить, что вопросы исследования конкурентной среды являются достаточно разра-ботанными. Так, например, анализ конкурентной среды детально рассматри-вается в работах зарубежных теоретиков маркетинга И. Ансоффа, Б. Берма-на, М. Блауга, Ф. Котлера, А. Маршалла, М. Портера, Дж. Робинсона, Д. Росса, А. Смита, П. Уолтера, Э. Чемберлена, И. Шумпетера, Ф. Шерера, Д. Эванса и пр.
В период перехода Российской Федерации на рыночную экономику данная тема стала подниматься в работах отечественных исследователей, в число которых входят Т. М. Андреев, Н. В. Брежнев, М. С. Брун, А. А. Воронова, Г. А. Воронина, Ф. А. Глисин, П. В. Забелин, И. А. Спиридонов, Р. А. Фатхутдинов, В. Д. Шкардун и пр. Непосредственно вопросами конкурентной разведки занимались Б. Бридинг, Н. А. Печенкин, Дж. Ховинс и пр. Проблема конкурентной разведки в рамках проведения маркетинговых исследований рассмотрена Б. Джиладом, М. Инглишем, Л. Кэхенером, С. Х. Миллером, Г. Мэйером, Г. Прайсом, К. Шерменом, Е. П. Голубковым, Г. Я. Гольдштейном, А. И. Дорониным, А. В. Катаевым, Г. Лемке, М. В. Прилуковым, С. Г. Светуньковым, Е. Л. Ющуком и В. И. Яроч-киным. Однако рассмотрение конкурентной разведки в системе экономиче-ской безопасности в настоящее время изучено недостаточно, что определяет новизну данной работы.
Целью данного исследования является анализ организации конкурент-ной разведки и ее роли в стратегии предприятия.
Заключение:
Осуществление конкурентной разведки способствует улучшению кон-курентных преимуществ конкретной компании и обеспечению ее экономиче-ской безопасности. Под конкурентной разведкой понимают специфическую корпоративную управленческую деятельность, которая направлена на по-вышение конкурентоспособности компании. В рамках осуществления конку-рентной разведки осуществляются сбор, анализ, обработка и использование информации в целях оценки деятельности контрагентов. Выбор конкретных методов осуществления конкурентной разведки базируется на принадлежно-сти к той или иной модели.
Научно обоснованное формирование организационных структур управления в крупном и среднем бизнесе требует анализа передовой зару-бежной практики, основанной на высокой культуре стратегического управ-ления, оперативном использовании новейших достижений науки и техники в производстве продукции. Весьма важным фактором высокой конкурентоспо-собности крупных зарубежных корпораций является наличие в их оргструк-турах эффективно действующих подразделений конкурентной разведки.
В целях более успешного бизнеса производители наукоемких товаров и услуг, особенно транснациональные компании, активно используют в своем корпоративном управлении данные конкурентной разведки.
Это направление корпоративного менеджмента в крупных зарубежных компаниях развивается с использованием новых информационных техноло-гий и соответствующей спецтехники, они вносят свой вклад в эффективное оперативное и стратегическое управление производством. На этом мировом фоне ряд российских компаний явно отстает в понимании своих новых целей организационного развития.
Термину «конкурентная разведка» соответствуют близкие по смыслу понятия «бизнес-разведка», «деловая разведка», «аналитическая разведка» и др. (с их различными модификациями, включая анализ внешнего и внутрен-него рынка, потенциала фирм-конкурентов и др.). По мнению автора, наибо-лее удачным, емким, отражающим суть рассматриваемой проблемы, являет-ся термин «конкурентная разведка».
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНОЙ РАЗВЕДКИ
1.1. Конкурентная разведка: понятие, функции и задачи
В современных условиях термин «конкурентная разведка» до сих пор не находит четкой формулировки, хотя инструменты конкурентной разведки признаны эффективными и успешно применяются на практике.
Большой вклад в исследования в данной сфере висели такие зарубеж-ные авторы как К. Боган, М. Инглиш, В. Плэтт, Стивен Миллер, Джон Пре-скотт. Большинство зарубежных исследователей склоняется к более ком-плексной роли конкурентной разведки и определяют ее как инструмент, слу-жащий для эффективной работы с информацией о внешней среде .
В западных монографиях встречаются два смежных термина: Business Intelligence (бизнес-разведка) и Competitive Intelligence (конкурентная развед-ка). Поскольку большинство исследований направлено на работу с инфор-мацией о конкурентной среде, обычно эти термины используют как синони-мы.
Изначально инструмент бизнес-разведка рассматривался зарубежными учеными как служба добычи информации о конкурентах.
Однако с развитием данного инструмента теоретики в данной сфере пришли к тому, что служба бизнес-разведки призвана добывать информа-цию о всей микросреде компании и, при необходимости, о макросреде.
В то же время российские ученые (И. Ю. Нежданов, Е. Л. Ющук, А. И. Доронин) на данный момент не пришли к единому мнению в вопросах терминологии. Существует масса схожих терминов (бизнес-разведка, конку-рентная разведка, деловая разведка, экономическая разведка, корпоративная разведка, коммерческая разведка), которые некоторые ученые определяют, как различные понятия, а некоторые приравнивают.
В условиях роста внимания к ценности информации в бизнес среде, неустоявшийся термин конкурентная разведка претерпевает еще большее ко-личество изменений. С учетом тренда к увеличению ценности информации, а также