Курсовая с практикой на тему Организация изучения словообразования на уроках русского языка в средней школе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1 Трактовка
понятия "словообразование" в специальной литературе
1.2 Современные методики обучения
словообразовательному анализу
Введение:
Актуальность исследования
заключается, в первую очередь, в сложностях темы «словообразование» — и не
только для детей, но и для учителей. Актуальность
изучение связано с тем, что тема «деривация» введена в школьные учебники
недостаточно, часто встречается во фрагментах в рамках других тем —
«морфемика», «орфография», «морфология».
Несмотря на то, что проблема обучения словообразованию в школе
актуальна, в настоящее время сравнительно мало работ посвящено этой проблеме.
Объектом данного исследования является
деривационный анализ в рамках школьного курса русского языка.
Предмет исследования —
методика преподавания словообразовательного анализа в вузе.
Целью исследования было описание методики
преподавания словообразовательного анализа на примере учащихся 7-го класса.
В связи с поставленной целью необходимо
решение следующей задачи:
— показать место и роль
словообразовательного анализа в методике преподавания русского языка в
общеобразовательных классах, охарактеризовать современные методы преподавания
словообразовательного анализа в средней школе
— обеспечить
сравнительный анализ раздела «Вывод» в учебники по русскому языку в средней
школе (ФГОС и традиционная программа)
— провести эксперимент на базе 7 «Б» класса
МБОУ….
Методами исследования в
данной курсовой работе являются теоретические методы сравнения, анализа,
типологии.
Теоретическую и методологическую базу
исследования составили статьи из периодических изданий, разработка рабочих
мест, заметки к урокам, учебники, методические программы, монографии.
Гипотеза работы: целенаправленная работа по
развитию навыков деривационного анализа способна качественно изменить уровень
знаний и умений учащихся.
Экспериментальная база 7
"Б" класса МБОУ г.Орехово-Зуево. В эксперименте приняли участие 15 учеников.
Практическая ценность
данного исследования заключается в том, что его результаты могут быть
использованы при обучении русскому языку в средней школе.
Структура работы состоит
из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Заключение:
Раздел «Словообразование» в школьном курсе русского языка занимает
особенное место. Значимость этого раздела несомненна: он способствует развитию
языковедческого мышления учеников; в значительной мере содействует обогащению
их лексического запаса; помогает значительно повысить их грамотность.
Согласно ФГОС о среднем
образовании, учащиеся средних классов должны приобрести навыки проведения
словообразовательного анализа слова. Кроме того, в стандарте говорится о требовании
обогащения активного и потенциального словарного
запаса, а знание словообразовательных возможностей языка во многом способствует и пониманию новых
слов, образованных по известным моделям, и собственному словотворчеству. Также в
ФГОС говорится о необходимости овладения орфографическими
нормами, чему во многом также
помогает знание словообразования, поскольку
основным принципом правописания является морфемный. Таким образом,
знание деривационных моделей и способов словообразования является одним из
основных требований ФГОС.
Этим требованиям отвечают современные
учебники. Сопоставив программы 7 класса, мы пришли к выводу, что по окончании 7
класса учащиеся должны: иметь представление о следующих способах образования
слов (приставочный, суффиксальный, приставочно- суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в
другую), уметь производить
словообразовательный анализ слова,
владеть терминами «словообразование», «словообразовательная цепочка», «словообразовательное гнездо», «способ словообразования»,
разграничивать понятия «словоизменение» и «словообразование»,
применять словообразовательный анализ в орфографической работе.
По нашему мнению, словообразованию уделяется недостаточно внимания на
уроках русского языка и к концу 7 класса учащиеся имеют недостаточное
представление о способах словообразования, особенно —
приставочно-суффиксальном, сложении и переходе из одной части речи в другую. Гипотеза
эксперимента: комплекс внеурочных занятий по русскому языку, посвященный
словообразованию, содействует развитию лингвистического мышления учащихся,
способствует обогащению их словарного запаса и помогает существенно повышать их
грамотность. Эксперимент проводился базе 7 «Б» класса МАОУ…. В эксперименте
участвовало 15 учащихся 7 "Б" класса.
При проведении эксперимента мы старались учесть то, что часто игнорируется
в отношении раздела "Словообразование", попытались сделать процесс
изучения темы интересной, привлекая на занятиях фольклор (пословицы и
поговорки), рекламные и художественные тексты, вводя в занятия элементы
опережения (задания из ОГЭ и ЕГЭ), юмора ("перепутанные слова",
лингвистический текст Петрушевской), творчества (сочинение окказионализмов).
При этом были рассмотрены такие сложные вопросы словообразования, как:
определение производящего слова, восстановление словообразовательных цепочек,
составление словообразовательных гнезд, учет словообразования при написании
слов, сопоставление слов, перешедших в другие части речи, с производящими
словами и т.д.
В целом это дало свои результаты: дети стали более заинтересованно
относиться к предмету, не бояться творческих заданий, стали лучше справляться с
заданиями, связанными с морфемным и словообразовательными разборами.
По результатам входного тестирования 4 учащихся набрали менее 20 баллов (до
60%), 6 учащихся — от 20 до 50 баллов (60-75%), 4 учащихся – от 1 до 100 баллов (76-89%), только 1 учащийся —
100 баллов (90-100%). По результатам выходного тестирования менее 20 баллов (до
60%) набрал 1 учащийся, от 20 до 50 баллов (60-75%) набрали 3 учащихся, от 50
до 90 баллов (76-89%) набрали 5 учащихся, выше 100 баллов (90-100%) — 6 учащийся.
Таким образом, в результате эксперимента подтвердилась гипотеза работы:
целенаправленная работа по развитию навыков словообразовательного анализа
способна качественно изменить уровень знаний и навыков учащихся.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения словообразования на уроках
русского языка в средней школе.
1.1 Трактовка понятия "словообразование" в специальной литературе
Словообразование
(также деривация) — раздел языковедческой науки, изучающий структуру слов и
способы их создания. (лексические единицы по структуре и способу создания их).
Словообразование
изучает словообразование (деривацию), то есть образование от имеющихся в речи
новых слов с новым лексическим значением.
Как
отдельный способ словообразования выделяют также субстантивацию
(пленный-пленник) и адвербиализацию (осенью) и прономинализацию как морфологически-синтаксические
средства словообразования с переходом слова к другим части речи.
Проблемами
развития словообразования детей при нормальном речевом развитии занимались
многие исследователи.
Так, А.Г. Арушанова отмечает, что основной
источник развития навыков словообразования и словоизменения, представляется в
повседневном общении ребенка с окружающими его взрослыми и проведение с ними
совместной деятельности. Например, в младшем школьном возрасте это будет
ситуативно-деловым общением, а в старшем уже вне ситуативного общения. В
ситуации семейного воспитания такое общение спонтанное и непреднамеренное [3].
В.М.
Смирнов указывает, что, начиная с третьего года жизни у детей при нормальном
развитии речи, появляются суждения об элементарных предметах и простых
явлениях. Вместе с этим дети в этом возрасте могут использовать однословные
предложения, или же те, которые состоят из нескольких слов [32].
Первые
словосочетания, которые начинает говорить ребенок, являются заимствованными из
речи окружающих, или же самим творением ребенка, что показывает их оригинальный
характер. Слова, которые употребляет ребенок в первоначальных словесных
комбинациях, применяется им в той форме, которая была заимствована из речи
других людей, так как изначально дети не умеют пере структурировать их в нужную
грамматическую форму, требуемую конструкцией данного высказывания.
Следует
заметить, что словоизменения в нашем языке имеет множество флексий, систематизирующийся
при формообразовании в разные типы склонений имен и спряжений глаголов. По
причине того, что флексийная система достаточно сложна для ребенка, он не имеет
способности одновременно усваивать все возможные формы словоизменений [11].
Сама
последовательность усвоения детьми существующих грамматических форм слова, опирается
на семантическую функцию и частоту использования их в речи окружающих. В
течении определенного времени ребенок использует только одно окончание, которое
является наиболее продуктивным. А среди грамматических форм существительных в
первую очередь усваиваются беспредложные формы косвенных падежей, в частности
винительный, родительный и творительный. Так же отметим, что в речи ребенка
происходит дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов
изъявительного наклонения, усваиваются изменения по лицам, разделяются формы
настоящего и прошедшего времени, но в прошедшем времени можно наблюдать
смешение форм мужского, женского и среднего рода.
Независимо
от того, что существует множество смысловых значений, которые выражаются
посредством словесных комбинаций «аморфными словами – корнями», ребенок не
способен использовать формальные языковые средства для выражения грамматических
связей. При этом важно понимать, что отдельные случаи, при которых ребенок
воспроизводит грамматически правильные формы слова, не будет выступать
показателем ее усвоения. Лишь наличие в речи ребенка двух-трех форм одного и
того же слова, а также постоянное применение этих форм в иных словах станет
служить показателем ее усвоения [10].
Использование
форм слов, в том виде, в котором ребенок извлек их в речи окружающих, а также
комбинирование таких слов с другими словами своего словоупотребления считается
основной закономерностью этапа развития.
Так, Л.Е.
Филичева говорит о том, что в период дошкольного детства, развитие речи как в
норме, так и при нарушении, характеризуется элизией слов, отсутствием многих
артикуляционных укладов, пропусками и заменами тех или иных звуков [40].