Курсовая с практикой Педагогика/Психология Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся по истории и обществознанию

Курсовая с практикой на тему Организация исследовательской работы обучающихся по теме: «Отражение блокады Ленинграда в дневниках современников»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ВОСПОМИНАНИЕ О БЛОКАДЕ ОЧЕВИДЦЕВ В ЛИЧНЫХ ПИСЬМАХ И ДНЕВНИКАХ 5
1.1. Блокада Ленинграда в дневниковых записях ветеранов-участников 5
1.2. Повседневная жизнь блокадного Ленинграда глазами женщин и детей 8
Выводы по первой главе 15
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ДНЕВНИКОВ С ВОСПОМИНАНИЯМИ УЧАСТНИКОВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ 16
2.1. Методика ведения исследовательской работы школьников 16
2.2. Разработка урока на основе исследовательской работы школьников по теме: «отражение блокады Ленинграда в воспоминаниях современников» 24
Выводы по второй главе 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 36

  

Введение:

 

Актуальность. Метод проектов и исследовательской деятельности был разработан во второй половине XIX века в США. Родоначальники метода Дж. Дьюи и Э. Дьюи, Х. Килпатрик, Э. Коллингс и др. выдвинули идею «обучения посредством делания». Они считали, что ребенок будет учиться с интересом, если сможет увидеть применение результатов своего труда.
В советской педагогике метод получил распространение в 20-е годы XX века (В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев). Его сторонники пытались преобразовать школу учебы в школу жизни, где приобретение знаний осуществлялось на основе труда, а содержание учебных программ базировалось на общественно-полезных делах. На основе проективной методики была создана комплексная система обучения, по которой учебные предметы заменялись выполнением практических проектов. Абсолютизация метода привела к резкому снижению общеобразовательной подготовки. В результате, проективная методика была осуждена и до 90-х гг. XX века в практике советской школы не использовалась.
Модернизация российского образования ориентирует современную школу на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Именно исследовательский подход в обучении позволяет учащимся стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.
В последнее время в общественно-политической жизни нашей страны происходит немало событий, которые дают нам повод задуматься о том, что такое патриотизм в современном его понимании и как он влияет на мироощущение человека. Было время, когда патриотом Родины считал себя каждый. Именно это позволило нам победить в Великой Отечественной войне и поднять страну из разрухи. В «лихие 90-е» о патриотизме старались не вспоминать, а в иных кругах использовалось и вовсе немыслимое: «патриотизм — прибежище негодяев».
Действительно, то, что произошло с нашей страной за последние четверть века можно оценивать по-разному: для одних это катастрофа, для других — долгожданное избавление от «идеологических оков». Но, может быть, главное, что объединяет обе точки зрения — это понимание настоятельной потребности значительной части общества в активном формировании и укреплении патриотических настроений и чувств. Последнее же невозможно без приобщения живой правде истории.
Таким образом, целью данного исследования является организация исследовательской работы обучающихся по теме: «Отражение блокады Ленинграда в дневниках современников». Исходя из цели, поставим такие задачи:
1) Проанализируем воспоминания о блокаде очевидцев в личных письмах и дневниках.
2) Исследуем методику ведения исследовательской работы школьников.
3) Разработаем урок на основе исследовательской работы школьников по теме: «Отражение блокады Ленинграда в воспоминаниях современников».
Объект исследования – исследовательские работы учащихся. Предмет исследования – теоретические и практические аспекты организации исследовательской деятельности обучающихся по теме: «Отражение блокады Ленинграда в дневниках современников».
Вопросам по содержанию, формам и организации исследовательской деятельности учащихся посвящены работы таких учёных как Н.Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.С. Обухов, Е.Н. Кабанова, Д. В. Вилькеев, Т. В. Гришина, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов и др.
Устойчивая тенденция к замалчиванию проблемы положения женщин и детей в блокированном Ленинграде, отсутствие фундаментальных исследований данной проблемы, свидетельствуют о стремлении сохранить данную проблематику в лакунах общественного исторического сознания. Изъятие данной проблемы, как и блокады в целом, из школьных учебников по Отечественной истории свидетельствует не только о недостаточной изученности данной страницы исторической летописи, но и ее исторической недооценке. Отдельные фрагментарные или обзорные произведения, а также волна блокадных реминисценций, вряд ли удовлетворят потребностям развития исторического сознания общества.
На сегодняшний день наиболее изучены вопросы: положение подростков в системе Трудовых резервов в блокированном Ленинграде ; эвакуация детей ; детская смертность ; героизм ленинградских педагогов, детей и подростков ; работа детдомов в блокированном городе8, психосоматические расстройства, связанные с военной травмой у детей блокады .
В рамках написания работы использовались такие методы: анализа и синтеза, диалектический, классификации, систематизации и обобщения.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Блокада Ленинграда — крупнейшая гуманитарная катастрофа ХХ века. Это не природная катастрофа, подобная землетрясению или цунами. Она была спланирована и реализована конкретными людьми. Огромное количество погибших в годы блокады объясняется не только голодом и бомбежками, организованными немецкой армией, но и безответственностью советских чиновников тыла и фронта, и эгоистическим равнодушием многих рядовых граждан. На наш взгляд, воспитание личной ответственности каждого человека за себя, своих соседей, своих сограждан — вот ключевая цель, ради которой стоит начинать с ребенком трудный разговор о блокаде Ленинграда. Достижение этой цели возможно в том случае, если мы:
— сможем воспитать в детях историческую эмпатию — способность сопереживать людям, жившим задолго до нас;
— предоставим детям возможность осмыслять, анализировать (и даже дополнять) богатую и исторически достоверную картину событий, происходивших в 1940-е годы;
— откажемся от устоявшихся в советское время пропагандистских стереотипов и позволим современным детям и подросткам свободно и искренне выражать свое мнение о трагических блокадных событиях.
Основные идеи, которые мы хотели бы «вырастить» в детях с помощью освоения блокадных тем, можно сформулировать следующим образом.
1. Равнодушие и безразличие к страданиям других людей может привести к тому, что страдание станет нормой жизни всего общества.
2. Милосердие, сострадание, взаимопомощь помогли пережить блокадные бедствия не только тем, кому помогали, но и тем, кто помогал. Духовные ценности, составляющие стержень личности, часто оказываются сильнее телесно-материальных трудностей.
3. Катастрофа блокадного Ленинграда стала возможна в результате действий и решений не одного, а многих людей. Эти действия и решения зачастую были основаны на предрассудках, фанатизме, ненависти, которые и сегодня могут стать причиной гуманитарных катастроф.
Каждый разговор с детьми о блокаде требует большой педагоги- ческой подготовки. Готовых решений здесь нет, и каждая такая встреча индивидуальна.
Разговор о блокаде с детьми младше 8 лет должен быть, прежде всего, психологически безопасным. Основная его задача — создать условия для «расшифровки» символических объектов окружающей среды, в которой представлены блокадные памятники, городские образы, памятные даты, семейные архивы. Еще одна важная задача — формирование навыков нормативного поведения: в первую очередь, уважения к объектам исторического наследия.
Посвященные блокаде занятия для учеников 2–5 класса должны быть направлены, в первую очередь, на развитие чувства исторической эмпатии. Смысл таких занятий — создание у детей первых представлений о жизни блокадников и защитников города с помощью документальных источников. Мы можем помочь детям представить повседневную реальность блокады с помощью, в первую очередь, дневников блокадников (в том числе, детей), частных писем. Учащиеся 6–8 классов в силу своего возраста и приобретенного социального и когнитивного опыта уже готовы к многостороннему разговору о блокадной трагедии.
С подростками 14–17 лет (10–11 классы) разговор о блокаде Ленинграда можно вести в контексте размышлений о всей Великой Отечественной войне: как блокада стала возможна? С какой целью она была организована? Каковы были варианты развития событий и почему случилось именно то, что случилось? Эта дискуссия должна строиться на основании точной исторической информации, на «многоголосии» источников и версий, и главное — на доверии педагога ученикам, на признании права каждого думать и высказывать свое мнение.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ВОСПОМИНАНИЕ О БЛОКАДЕ ОЧЕВИДЦЕВ В ЛИЧНЫХ ПИСЬМАХ И ДНЕВНИКАХ
1.1. Блокада Ленинграда в дневниковых записях ветеранов-участников
Среди памятных дат в истории нашей страны есть несколько, связанных только с городом на Неве. Одна из таких – 8 сентября 1941 года. День начала блокады Ленинграда.
88-летний Зиновий Леонидович Меркич описывал этот день так : Было воскресенье. Мы, как договорились, должны были играть на первенство района с Лиговкой. Прибежали лиговские ребята и говорят: «Война, война началась с Германией». Вот так мы узнали, что война идет. Вместо игры в футбол побежали в военкомат. Там очередь на всю улицу. За первые часы войны уйти на фронт изъявили желание тысячи добровольцев. Брали только тех, кому исполнилось 18. Документов при записи не спрашивали, поэтому многие мальчишки прибавляли себе год-другой. Передо мной стоял Андрей Брилев. Он сказал 24-го года. А я понял, что 24-й не записывают. Я говорю – я 23-го года. Я рослый парень был».
В этот день началось немецкое наступление в районе Ропши, а Ленинград был подвергнут массированному авиационному налету. В результате фашистского авианалета сгорели деревянные Бадаевские склады, в которых находилось 3 тысячи тонн муки и 2,5 тонны сахара. Немецкие войска вышли к Ладожскому озеру, захватили Шлиссельбург и блокировали Ленинград с суши.
Так описывал свою экипировку Меркин З.Л.
«Кругом стояла такая ужасная грязь: ногу вытащишь – сапог остаётся. Обмундирование у нас к этому времени всё поизносилось, обувь была дырявая. Мы, да и обычные солдаты, были одеты – кто во что.
Если сравнивать оружие, то наше было намного хуже немецкого: трёхлинеечка была, конечно, безотказная, карабинчик был безотказный, автоматов я тогда в руках не держал. Видел автомат только у начальника штаба дивизии. На Кавказе некоторые роты были вооружены французскими винтовками, чуть ли не времён французской революции с круглыми штыками, которые воткнёшь в землю – он и сгибается. Я в руках их не держал, но, по-моему, они были однозарядными. У меня было разное оружие, даже ходил с немецким автоматом, «Шмайсером». И был у меня немецкий пулемёт «МГ-34», очень удобный, очень хорошее оружие, безотказное. Единственно, что много шума, да и тяжелый. Ленты к нему я носил на себе, обматываясь, как революционный матрос. При том обмундировании, которое у нас было – чёрт не поймёт, кто мы такие.
Артиллерии нашей было очень мало, но зато много летало ночных бомбардировщиков – по-моему, это был женский полк Расковой. Один раз недалеко от нас совершил вынужденную посадку наш истребитель «Як». Когда мы подбежали, лётчик был уже мёртв. Голова у него держалась на одной коже, и с таким ранением он всё же посадил самолёт! Мы трогали этот самолёт – действительно он был деревянный, «рус фанера».»
С севера город блокировали финские войска, которые были остановлены в 32 километрах от города. Все железнодорожное автомобильное движение было прервано. В кольцо блокады попали около 5000 квадратных километров – территория самого Ленинграда и его ближайших пригородов. Блокада продлилась 872 дня: с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Битва за Ленинград – самое долгое и кровопролитное сражение в истории Второй мировой войны. Почти 1000 дней непрерывных боев, как минимум – миллион убитых, что видно из дневников Михаила Яковлевича Будошникова .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы